Информация о публикации
Вопрос Дунса Скота об интенсивной бесконечности в Троице в контексте истории жанра теологических вопросов Quodlibet. Предисловие к переводу | |
Название на языке публикации: | Вопрос Дунса Скота об интенсивной бесконечности в Троице в контексте истории жанра теологических вопросов Quodlibet. Предисловие к переводу |
Автор: |
Виталий Иванов
Научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
E-mail: ivavit@gmail.com
|
Издание: |
С. 189–225.
Текст предисловия к переводу исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 1. № 1/2. 2012. С. 201–236.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья (предисловие)
|
Аннотация
Настоящая статья представляет собой вступление к публикуемому ниже переводу V вопроса Quodlibet францисканского теолога Иоанна Дунса Скота, содержащего обсуждение тематики интенсивной бесконечности в Троице (вопрос: есть ли отношение происхождения [в божественном] формально бесконечное?). В статье эксплицируется структура и специфические черты университетской диспутации «о чем угодно», описывается история теологического жанра «Каких угодно вопросов», его возникновение и расцвет в конце XIII — начале XIV вв., а также указывается на место Quodlibet Дунса Скота в этой истории и в его собственной академической карьере. Далее, в статье представлен общий тематический план трактата Quodlibet, кратко охарактеризованы основные содержательные моменты в вопросе Дунса Скота об интенсивной бесконечности, а также особенности данного перевода. Критического издания, удовлетворяющего критериям современной филологически-исторической практики, всего текста «Каких угодно вопросов» Дунса Скота (либо конкретно V вопроса) на настоящий момент еще не существует. Перевод сделан по современному изданию латинского текста, подготовленного Ф. Альюнтисом, ОМБ в 1968 г. (Ioannis Duns Scoti Quaestiones Quodlibetales. — Juan Duns Escoto. Cuestiones Cuodlibetales. Ed. bilingüe, introducción, resúmenes y versión de F. Alluntis. Madrid: La Editorial Católica. P. 165–201) на основе текста Quodlibet, содержащегося в XII томе классического издания Opera omnia Дунса Скота, осуществленного римской коллегией францисканцев под руководством Л. Ваддинга в 1639 г., и в отдельных манускриптах начала XIV в.
Ключевые слова
Схоластическая теология; жанр теологических вопросов Quodlibet; исследование интенсивной бесконечности в Троице; теология Дунса Скота; история средневекового университета.
Список литературы
Boulnois O. (1999) Être et représentation: Une généalogie de la métaphysique moderne à l’époque de Duns Scot (XIIIe–XIVe siècle). Paris: Presses Universitaires de France (Épiméthée).
Celeyrette J., Mazet E. (2005) «Jean Duns Scot». De la théologie aux mathématiques: l’Infini au XIVe. Textes choisis et présentés par J. Biard, J. Celeyrette. Paris: Les Belles Lettres (Sagesses médiévales. Vol. 3). P. 35–55.
Dumont S. D. (1998a) «Henry of Ghent and Duns Scotus». Routledge History of Philosophy. Vol. III: Medieval philosophy. Ed. by J. Marenbon. London; New York: Routledge. P. 291–328.
Dumont S. D. (1998b) «Scotus’s Doctrine of Univocity and the Medieval Tradition of Metaphysics». Was ist Philosophie im Mittelalter? Qu’est-ce que la philosophie au Moyen Age? What is Philosophy in the Middle Ages? Akten des X. Internationalen Kongresses für mittelalterliche Philosophie der Société Internationale pour l’Étude de la Philosophie Médiévale, 25. bis 30. August 1997 in Erfurt. Hrsg. von J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Miscellanea mediaevalia. Bd. 26). P. 193–212.
Dumont S. D. (2005) «Duns Scotus’s Parisian Question on the Formal Distinction». Vivarium. Vol. 43. Issue 1. P. 7–62.
Dumont S. D. (2018) «John Duns Scotus’s Reportatio Parisiensis Examinata: A Mystery Solved». Recherches de Théologie et Philosophie Médiévales. Vol. 85. № 2. P. 377–438.
Duns Scotus OFM (1639) «Ioannis Duns Scoti OFM Quaestiones Quodlibetales». Ioannis Duns Scoti Opera omnia (editio Wadding). Tomus XII. Lugduni: Durand.
Duns Scotus OFM (1950–2013) «Ioannis Duns Scoti OFM Ordinatio I–IV». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. I–XIV. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.
Duns Scotus OFM (1968) Ioannis Duns Scoti Quaestiones Quodlibetales. — Juan Duns Escoto. Cuestiones Cuodlibetales. Ed. bilingüe, introducción, resúmenes y versión de F. Alluntis. Madrid: La Editorial Católica (Biblioteca de Autores Cristianos. Vol. 277).
Duns Scotus OFM (1975) John Duns Scotus. God and Creatures: The Quodlibetal Questions. Transl. with an introduction, notes and glossary by F. Alluntis, A. B. Wolter. Washington, DC: The Catholic University of America Press.
Duns Scotus OFM (2004) «Ioannis Duns Scoti Quaestiones in Libros Perihermenias Aristotelis; Quaestiones super Librum Elenchorum Aristotelis; Theoremata». Ed. a R. Andrews, O. Bychkov, S. Ebbesen, G. Gál, R. Green, T. Noone, R. Plevano, A. Traver, M. Dreyer, H. Möhle, G. Krieger. B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Vol. II. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute; Washington, DC: The Catholic University of America.
Duns Scotus OFM (2007) «Ioannis Duns Scoti Quodlibetum. Quaestio 16». Ed. by T. B. Noone, H. F. Roberts. Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 7). P. 160–198.
Friedman R. (2010) Medieval Trinitarian Thought from Aquinas to Ockham. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Glorieux P. (1925) La littérature quodlibétique de 1260 à 1320. Vol. I. Le Saulchoir, Kain: Revue des sciences philosophiques et théologiques (Bibliothèque thomiste. T. V).
Glorieux P. (1935) La littérature quodlibétique de 1260 à 1320. Vol. II. Paris: J. Vrin (Bibliothèque thomiste. T. XXI).
Henricus a Gandavo (1520) Henrici a Gandavo Summa quaestionum ordinarium. Tomi II. Paris: In aedibus Iodoci Badii Ascensii.
Henricus a Gandavo (1608) Henrici a Gandavo Aurea Quodlibeta. Tomi II. Venetiis: Apud Marcum Claserium.
Hamesse J. (2006) «Theological Quaestiones Quodlibetales». Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 1). P. 17–48.
Honnefelder L. (1990) Scientia transcendens: Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suárez — Wolff — Kant — Peirce). Hamburg: Felix Meiner Verlag (Paradeigmata. Bd. 9).
Hübener W. (1987) «Robertus Anglicus OFM und die formalistische Tradition». Philosophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen. Hrsg. von J. P. Beckmann, L. Honnefelder, G. Schrimpf, G. Wieland. Hamburg: Felix Meiner Verlag. S. 329–353.
Jacobus de Viterbio (1968) Jacobi de Viterbio OESA Disputatio prima de quolibet. Ed. E. Ypma. Cassiciacum. Würzburg: Augustinus-Verlag (Cassiciacum — Supplementband 1).
Little A. G. (1892) The Grey Friars in Oxford. Part I: A History of the Convent; Part II: Biographical Notices of the Friars. Together with Appendices of Original Documents. Oxford: Clarendon Press.
Maierù A. (1988) «Logic and Trinitarian Theology. De modo predicandi ac sylogizandi in divinis». Meaning and Inference in Medieval Philosophy: Studies in Memory of Jan Pinborg. Ed. by N. Kretzmann. Boston: Kluwer Academic Publishers. P. 247–295.
Noone T. B., Roberts F. H. (2007) «John Duns Scotus’ Quodlibet. A brief study of the manuscripts and an edition of Question 16». Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 7). P. 131–159.
Porro P. (2006) «Doing Theology (and Philosophy) in the First Person: Henry of Ghent’s Quodlibeta». Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 1). P. 171–231.
Renan E. (1869) «Jean Duns Scot, frère mineur». Voir Histoire littéraire de la France. T. XXV. P. 404–467.
Roest B. (2000) A History of Franciscan Education (c. 1210–1517). Leiden; Boston; Cologne: Brill (Education and Society in the Middle Ages and Renaissance. Vol. 11).
Schabel C., ed. (2006) Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 1).
Schabel C., ed. (2007) Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 7).
Solère J.-L. (2006) «Was the Eye in the Tomb? On the metaphysical and historical interest of some strange Quodlibetal Questions». Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 1). P. 507–558.
Thomas Aquinas OP (1888) «Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.
Thomas Aquinas OP (1996) «Sancti Thomae de Aquino OP Quaestiones de quolibet». Ed. R.-A. Gauthier. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXV. Vol. 1: Préface, Quaestiones disputatae Parisius annis 1256–1259 (Quodlibet VII, VIII, IX, X, XI). Vol. 2: Quaestiones disputatae Parisius annis 1269–1272 (Quodlibet I, II, III, VI, IV, V, XII), Indices. Romae: Commissio Leonina; Parisii: Éditions du Cerf.
Vos A. (2006) The Philosophy of John Duns Scotus. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Wadding L. (1639) «Praefatio ad lectorem». Ioannis Duns Scoti Opera omnia (editio Wadding). Tomus XII. Lugduni: Durand, 1639.
Williams T. (2003) «Transmission and Translation». The Cambridge Companion to Medieval Philosophy. Ed. by A. S. McGrade. Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press. P. 328–346.
Wippel J. F. (1981) The Metaphysical Thought of Godfrey of Fontaines: A Study in Late Thirteenth-Century Philosophy. Washington, DC: The Catholic University of America Press.
Wippel J. F. (1985) «Quodlibetal Questions, Chiefly in Theology Faculties». Les question disputées et les questions quodlibétiques dans les facultés de Théologie, de Droit et de Médecine. Édition par B. C. Bazàn, G. Fransen, J. F. Wippel, D. Jacquart. Turnhout: Brepols Publishers (Typologie des sources du moyen âge occidental. Vol. 45/46). P. 153–222.
Wippel J. F. (2006) «Godfrey of Fontaines’ Quodlibet XIV on Justice as a General Virtue: Is it Really a Quodlibet?» Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Fourteenth Century. Ed. by C. Schabel. Leiden: Brill (Brill’s Companions to the Christian Tradition. Vol. 1). P. 287–344.
Wolter A. B., Alluntis F. (1975) «Introduction». John Duns Scotus. God and Creatures: The Quodlibetal Questions. Transl. with an introduction, notes and glossary by F. Alluntis, A. B. Wolter. Washington, DC: The Catholic University of America Press. P. XVII–XXXIV.
Wolter A. B. (1996) «Reflections about Scotus’s Early Works». John Duns Scotus: Metaphysics and Ethics. Ed. by L. Honnefelder, R. Wood, M. Dreyer. Leiden; New York; Cologne: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 53). P. 37–57.
Вдовина Г. В. (2016) «Антоний Сирект и традиция “Трактатов о формальностях”». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 2. С. 267–286.
Дунс Скот (2001) Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале (De primo principio). Пер., вступ. статья, коммент. А. В. Аполлонова. М.: Издательство Францисканцев.
Евклид (1949) Начала. Книги VII–X. Пер. с греч. и коммент. Д. Д. Мордухай-Болтовского при редакционном участии И. Н. Веселовского. М.; Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы (Классики естествознания).
Иванов В. Л. (2010) «Интенсивная величина совершенства: Бесконечность как существенное понятие в теологии и философии Иоанна Дунса Скота». Космос и Душа. Вып. 2. Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время (статьи и переводы). Под ред. А. В. Серегина. М.: Прогресс–Традиция. С. 379–431.
Иванов В. Л. (2016) «У истоков формалистской метафизики дистинкций: Теологические цели введения формальной дистинкции в трудах Иоанна Дунса Скота, ОМБ». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 2. С. 185–204.
© Виталий Иванов, 2018