Информация о публикации
Дунс Скот и скотисты о тождестве и различии: К истории двух метафизических понятий в аристотелевско-схоластической философии | |
Название на языке публикации: | Дунс Скот и скотисты о тождестве и различии: К истории двух метафизических понятий в аристотелевско-схоластической философии |
Автор: |
Виталий Иванов
Научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
E-mail: ivavit@gmail.com
|
Издание: |
С. 255–290.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Финансовая поддержка: |
Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00047: «Последователи Иоанна Дунса Скота в схоластике XIV–XVI вв.: проблемы эпистемологии и метафизики».
|
Аннотация
В статье рассматривается история двух метафизических понятий, — тождества и различия, в философской традиции перипатетической схоластики, при этом наше исследование касается одной специфической традиции внутри схоластики, которая возникла в начале XIV в. и связана с именем францисканского теолога и метафизика Иоанна Дунс Скота, — формалистской или скотистской традиции. Посредством анализа текста «Метафизики» Аристотеля мы предварительно выявляем ряд важнейших аристотелевских положений, понятийных связей и проблем, касающихся обсуждения понятий тождества и различия, на которые впоследствии будет опираться вся схоластика. Далее, мы очерчиваем общий фон трансформации перипатетической философии и метафизики в Высокой схоластике и выделяем основные метафизические темы или контексты, в которых происходит обсуждение этих понятий в трудах Скота. Этими темами, показывающими весьма радикальное изменение места и значимости тождества и различия в трансформированной Скотом метафизике по сравнению с Аристотелем или схоластическими предшественниками Скота, являются: 1) понимание «тождественного и разного» как трансцендентальных дизъюнктивных свойств сущего как такового, а «тождества и разности» как трансцендентальных отношений в сущем как сущем; 2) понимание «дистинкции» как универсального по применению и трансцендентального по содержанию понятия, позволяющее Скоту ввести в схоластическое употребление формальную дистинкцию, а его последователям впоследствии еще больше расширить градацию дистинкций и тождеств. Затем мы кратко излагаем теорию «тождества и различия» Скота, а также анализируем проблемы, связанные с ней и с модификациями этой теории у его ранних последователей. В итоге: в статье проясняются обстоятельства возникновения особой формалистской «метафизики дистинкций», в которой, в свою очередь, ставились и решались существенные для философии и теологии эпистемологические вопросы: вопрос об объективности нашего понятийного познания, а также вопрос о верифицируемости контрадикторных предикатов в отношении тождественной или простой вещи.
Ключевые слова
Перипатетическая схоластика, учение о тождественном и разном, Иоанн Дунс Скот, формалистская традиция, метафизика дистинкций.
Список литературы
Издания первоисточников
Albertus Magnus OP (1890) «B. Alberti Magni Metaphysicorum Libri XIII». B. Alberti Magni Opera omnia. Cura ac labore Augusti Borgnet. Tomus VI. Parisiis: Apud Ludovicum Vives.
Antonius Andreae OFM (1523) Antonii Andree Quaestiones subtilissimae super XII libros Metaphysicae Aristotelis. Venetiis: Mandato et impensis Octaviani Scoti.
Aristoteles (1957) Aristotelis Metaphysica. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit W. Jaeger. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano (Scriptorum classicorum bibliotheca Oxoniensis).
Bonaventura OFM (1891) «S. Bonaventurae Quaestiones disputatae de Mysterio Ss. Trinitatis». Doctoris seraphici S. Bonaventurae opera omnia. Tomus V. Opuscula varia theologica. Ad claras Aquas (Quaracchi): Ex typographia Collegii S. Bonaventurae. P. 45–115.
Bonetus OFM (1505) «Nicolai Boneti OFM Metaphysica». Nicolai Boneti Quattuor volumina: Metaphysica, Physica, Liber predicamentorum, Theologia naturalis. Venetiis: Mandato et impensis heredum Octaviani Scoti. ff. 1–45.
Duns Scotus OFM (1960–2004) «Ioannis Duns Scoti OFM Lectura I–III». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. XVI–XXI. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.
Duns Scotus OFM (1950–2013) «Ioannis Duns Scoti OFM Ordinatio I–IV». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. I–XIV. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.
Duns Scotus OFM (1997a) «Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis. Libri I–V». Ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, R. Wood. B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Vol. III. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.
Duns Scotus OFM (1997b) «Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis. Libri VI–IX». Ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, R. Wood. B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Vol. IV. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.
Duns Scotus OFM (1999) «Quaestiones in Librum Porphyrii Isagoge; Quaestiones super Praedicamenta Aristotelis». Ed. a R. Andrews, G. Etzkorn, G. Gál, R. Green, T. Noone, R. Wood. B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Vol. I. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.
Duns Scotus OFM (2004) The Examined Report of the Paris Lecture: Reportatio I–A. Latin Text and English Translation. Transl. and ed. by A. B. Wolter, O. V. Bychkov. Vol. 1. St. Bonaventure, New York: Franciscan Institute.
Duns Scotus OFM (2008) The Examined Report of the Paris Lecture: Reportatio I–A. Latin Text and English Translation. Transl. and ed. by A. B. Wolter, O. V. Bychkov. Vol. 2. St. Bonaventure, New York: Franciscan Institute.
Fonseca SJ (1613) Petri Fonsecae SJ Commentariorum in Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Libros. Tomus IV. Continet hic tomus X, XI et XII Lib. Explicationem cum sequentium duorum Interpretatione. Coloniae: Sumptibus Lazari Zetzneri.
Franciscus de Mayronis OFM (1520) «Francisci de Mayronis OFM Scriptum in I librum Sententiarum». Francisci de Mayronis OFM Scripta in IV libros Sententiarum. Venetiis: Mandato et impensis Octaviani Scoti. ff. 12–136.
Franciscus de Mayronis (2013) Conflatus. Kommentar zum ersten Buch der Sentenzen. Übersetzt und eingeleitet von H. Möhle, R. H. Pich. Freiburg; Basel; Wien: Herder (Herders Bibliothek der Philosophie des Mittelalters. 2. Serie. Bd. 29).
Lorchard (1613) Jacobus Lorchardus. Theatrum philosophicum. Basileae: Typis Conradi Waldkirch.
Petrus Thomae OFM (1957) Petrus Thomae. Quodlibet. Ed. M. R. Hooper, E. M. Buytaert. St. Bonaventure, New York: Franciscan Institute; Leuven: E. Nauwelaerts; Paderborn: F. Schöningh.
Petrus Thomae OFM (2000) «Petrus Thomae’s De Distinctione Predicamentorum (With A Working Edition)». Ed. E. P. Bos. The Winged Chariot: Collected Essays on Plato and Platonism in Honor of L. M. de Rijk. Ed. by M. Kardaun, J. Spruyt. Leiden; Boston; Köln: Brill (Brill’s Studies in Intellectual History. Vol. 100). P. 277–312.
Petrus Thomae OFM (2018) Petri Thomae Quaestiones De Ente. Ed. G. R. Smith. Leuven: Leuven University Press (Ancient and Medieval Philosophy).
Plato (1961) «Sophysta». Platonis Opera. Ed. by J. Burnet. Vol. I. Tetralogias I–II Continens. Oxford: Clarendon Press (Oxford Classical Texts).
Sirectus OFM (1588) «Tractatus formalitatum moderniorum de mente Doctoris Subtilis Scoti per Excell. Magistrum Antonium Sirecti collectarum». Quinque illustrium auctorum formalitatum libelli. Venetiis: Apud Franciscum de Franciscis Senensem. P. 1–92.
Suárez SJ (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur. Tomus Prior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.
Thomas Aquinas OP (1888) «Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.
Thomas Aquinas OP (1970) «Sancti Thomae de Aquino OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 1–7». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII. Fasc. 1.2. Romae: Editori di San Tommaso.
Псевдо-Франциск Мероннский (2017) «Трактат о формальностях». Раздел II и III. Пер. с лат. и коммент. В. Л. Иванова. ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 2. № 1/2. С. 167–255.
Исследовательская литература
Aertsen J. A. (1998) «Being and the One: The Doctrine of the Convertible Transcendentals in Duns Scotus». Franciscan Studies. Vol. 56. P. 47–64.
Aertsen J. A. (2010) «Scotus’s Conception of Transcendentality: Tradition and Innovation». Johannes Duns Scotus 1308–2008: Die philosophischen Perspektiven seines Werkes / Investigations into His Philosophy. Proceedings of “The Quadruple Congress” on John Duns Scotus. Part 3. Ed. by L. Honnefelder et al. St. Bonaventure, New York: Franciscan Institute Publications; Münster: Aschendorff Verlag. P. 107–23.
Aertsen J. A. (2012) Medieval Philosophy as Transcendental Thought. From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden; Boston: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 107).
Beckmann J. P. (1967) Die Relationen der Identität und Gleichheit nach Johannes Duns Scotus. Untersuchungen zur Ontologie der Beziehungen. Bonn: H. Bouvier und Co Verlag.
Boulnois O. (1999) Être et représentation: Une généalogie de la métaphysique moderne à l’époque de Duns Scot (XIIIe–XIVe siècle). Paris: Presses Universitaires de France (Épiméthée).
Brucker J. J. (1766) Historia critica philosophiae a mundi incunabulis ad nostram aetatem deducta. Editio secunda. Tomi I–VI. Tomus IV. Pars 1. Lipsiae: Impensis haered. Weidemanni et Reichii.
Castelli L. M. (2010) Problems and Paradigms of Unity. Aristotle’s Accounts of the One. Sankt Augustin: Academia Verlag (International Aristotle Studies. Bd. 6).
Castelli L. M. (2011) «Greek, Arab and Latin Commentators on Per Se Accidents of Being qua Being and the Place of Aristotle, Metaphysics, Book Iota». Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. Vol. XXII. P. 153–208.
Dumont S. D. (1987) «The Univocity of the Concept of Being in the Fourteenth Century: John Duns Scotus and William of Alnwick». Mediaeval Studies. Vol. 49. P. 1–75.
Dumont S. D. (1998) «Henry of Ghent and Duns Scotus». Routledge History of Philosophy. Vol. III: Medieval philosophy. Ed. by J. Marenbon. London; New York: Routledge. P. 291–328.
Goris W. (2008) «After Scotus: Dispersions of Metaphysics, of the Scope of Intelligibility, and of the Transcendental in the Early 14th Century». Quaestio. Vol. 8. P. 139–158.
Goris W. (2015) Transzendentale Einheit. Leiden; Boston: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 119).
Halper E. (2005) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: The Central Books. Las Vegas: Parmenides Publishing.
Halper E. (2009) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: Books Alpha–Delta. Las Vegas: Parmenides Publishing.
Henninger M. G. (1989) Relations: Medieval Theories 1250–1325. Oxford: Clarendon Press.
Hoeres W. (2012) Gradatio entis: Sein als Teilhabe bei Duns Scotus und Franz Suárez. Heusenstamm (Frankfurt am Main): Ontos Verlag (Editiones scholasticae. Bd. 14).
Honnefelder L. (1987) «Der zweite Anfang der Metaphysik: Voraussetzungen, Ansätze und Folgen der Wiederbegründung der Metaphysik im 13. / 14. Jahrhundert». Philosophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen. Hrsg. von J. P. Beckmann, L. Honnefelder, G. Schrimpf, G. Wieland. Hamburg: Felix Meiner Verlag. S. 155–186.
Honnefelder L. (1990) Scientia transcendens: Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suárez — Wolff — Kant — Peirce). Hamburg: Felix Meiner Verlag (Paradeigmata. Bd. 9).
Hübener W. (1987) «Robertus Anglicus OFM und die formalistische Tradition». Philosophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen. Hrsg. von J. P. Beckmann, L. Honnefelder, G. Schrimpf, G. Wieland. Hamburg: Felix Meiner Verlag. S. 329–353.
Knebel S. K. (2007) «Intrinsic and Extrinsic Denomination. The 14th Century Connection of 17th Century Aristotelianism». Der Aristotelismus in der Frühen Neuzeit — Kontinuität oder Wiederaneignung. Hrsg. von G. Frank, A. Speer. Wiesbaden: Harrassowitz. S. 97–115.
Kobusch Th. (1996) «Das Seiende als transzendentaler oder supertranszendentaler Begriff: Deutungen der Univozität des Begriffs bei Scotus und den Scotisten». John Duns Scotus: Metaphysics and Ethics. Ed. by L. Honnefelder, R. Wood, M. Dreyer. Leiden; New York; Cologne: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 53). P. 345–366.
Marrone S. P. (2001) The Light of Thy Countenance: Science and Knowledge of God in the Thirteenth Century. Vol. 1: A Doctrine of Divine Illumination. Vol. 2: God at the Core of Cognition. Leiden, Boston, Köln: Brill (Studies in the History of Christian Thought. Vol. 98).
Vos A. (2006) The Philosophy of John Duns Scotus. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Wolter A. B. (1946) The Transcendentals and Their Function in the Metaphysics of Duns Scotus. St. Bonaventure, New York: Franciscan Institute.
Zimmermann A. (1998) Ontologie oder Metaphysik? Die Diskussion über den Gegenstand der Metaphysik im 13. und 14. Jahrhundert. Texte und Untersuchungen. 2. verb. und ergänzte Aufl. Leuven: Peeters Publishers (Recherches de Théologie et Phiosophie médiévales. Bibliotheca 1).
Варламова М. Н. (2016) «Единое и тождественное как свойства сущего в “Метафизике” Аристотеля». ESSE: Философские и теологические исследования. Том 1. № 2. С. 305–328.
Вдовина Г. В. (2017) «Лаборатория онтологических понятий: Антоний Сирект и Антонио Тромбетта — скотисты XV в.» Историко-философский ежегодник ‘2017. М.: Аквилон. С. 21‒50.
Иванов В. Л. (2010) «Интенсивная величина совершенства: Бесконечность как существенное понятие в теологии и философии Иоанна Дунса Скота». Космос и Душа. Вып. 2. Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время (статьи и переводы). Под ред. А. В. Серегина. М.: Прогресс–Традиция. С. 379–431.
Иванов В. Л. (2016) «У истоков формалистской метафизики дистинкций: Теологические цели введения формальной дистинкции в трудах Иоанна Дунса Скота, ОМБ». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 2. С. 185–204.
© Виталий Иванов, 2018