Василий Лурье. Модальная онтология Дионисия Ареопагита. Том 3. № 1. 2018

Информация о публикации

Модальная онтология Дионисия Ареопагита
Название на языке публикации: Модальная онтология Дионисия Ареопагита
Автор:
Василий Лурье
Доктор философских наук, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики», Пермский филиал.
Адрес: ул. Студенческая, д. 38, 614070, г. Пермь, Россия.
Издание:
С. 229–251.
Текст статьи переработан и значительно дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 490–511.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Модальная онтология Ареопагита структурирована как алетическая модальная логика, включающая аксиомы K+D+CD. Трехчастные иерархии вкупе с четвертым состоянием отрицания бытия образуют полный логический квадрат. Зло, реальное существование которого отрицается, трактуется как логический коннектив — внешнее отрицание бытия. Данная система модальной логики представляет как определенное сходство, так и существенное различие с системами «моральной необходимости» (применительно к Богу) Лейбница и испанских иезуитов-молинистов. Обе системы, если представить их при помощи фреймов Крипке, предполагают в качестве отношения доступности отношение единственности. Но для Дионисия такое отношение ограничивается онтологией и не может распространиться на деонтическую логику аскетики (т. е. логику поведения людей, желающих своего спасения в Церкви; эта деонтическая логика отличается от деонтической логики церковного права), в которой отношение доступности оказывается шифт-рефлексивным. Основные различия между Лейбницем и испанскими иезуитами, с одной стороны, и Дионисием и восточной патристикой, с другой, проистекают из их различных богословских установок. Запад не знал восточной доктрины обожения, к тому же эти западные мыслители были августинцами и для них патристическое учение о свободе воли, предполагающее самоограничение Бога свободной волей разумных существ (а, следовательно, и его онтологические последствия), выглядело как «полу-пелагианство», которого они сознательно пытались избежать. Однако в действительности это учение является нормативным учением восточных отцов, и для Дионисия оно было самоочевидным.

Ключевые слова

Модальная логика, алетическая модальная логика, деонтическая модальная логика, Дионисий Ареопагит, Лейбниц, молинисты, пелагианство, «полу-пелагианство», Иоанн Кассиан, свобода воли.

Список литературы

Brady J. M. (1964) «St. Augustine’s Theory of Seminal Reasons». The New Scholasticism. Vol. 38. № 2. P. 141–158.

Casiday A. M. C. (2006) Tradition and Theology in St. John Cassian. Oxford: Oxford University Press (Oxford Early Christian Studies).

Codina V. (1966) El aspecto cristologico en la espiritualidad de Juan Casiano. Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium (Orientalia Christiana Analecta. Vol. 175).

Demacopoulos G. E., Papanikolaou A. (2008) «Augustine and the Orthodox: “The West” in the East». Orthodox Readings of Augustine. Ed. by G. E. Demacopoulos, A. Papanikolaou. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. P. 11–40.

Des Bosses B. (1719) «Monitum Interpretis». G. G. Leibnitii Tentamina Theodicaeae de bonitate Dei, libertate hominis et origini mali. Francofurti: Sumptibus Caroli Josephi Bencard. (Отдельная фолиация.)

Draguet R. (1924) Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d’Antioche sur l’incorruptibilité du corps du Christ. Étude d’histoire littéraire et doctrinale, suivie des fragments dogmatiques de Julien (Texte syriaque et traduction grecque). Louvain: P. Smeesters (Universitatis Catholica Lovaniensis. Dissertationes ad gradum magistri in Facultate Theologica consequendum conscriptae. Ser. II. T. 12).

Garson J. W. (2006) Modal Logic for Philosophers. Cambridge: Cambridge University Press.

Golitzin A. (1994) Et introibo ad altare Dei. The Mystagogy of Dionysius Areopagita, with Special Reference to Its Predecessors in the Eastern Christian Tradition. Θεσσαλονίκη: Πατριαρχικὸν Ἵδρυμα Πατερικῶν Μελετῶν (Ἀνάλεκτα Βλατάδων. Т. 59).

Heil G., Ritter A. M., hg. (1991) Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. De ecclestiastica hierarchia. De mystica theologia. Epistulae. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 36).

Hintikka J. (1973) Time and Necessity: Studies in Aristotle’s Theory of Modality. Oxford: Clarendon Press.

Knebel S. K. (1991) «Necessitas moralis ad optimum. I. Zum historischen Hintergrund der Wahl der besten aller möglichen Welten». Studia Leibnitiana. Bd. 23. Heft 1. S. 3–24.

Knebel S. K. (1992a) «Necessitas moralis ad optimum. II. Die früheste scholastische Absage an den Optimismus. Eine unveröffentlichte Handschrift Jorge Hemelmans S. J. von 1617». Theologie und Philosophie. Bd. 67. Heft 4. S. 514–535.

Knebel S. K. (1992b) «Necessitas moralis ad optimum. III. Naturgesetz und Induktionsproblem in der Jesuitenscholastik während des zweiten Drittels des 17. Jahrhunderts». Studia Leibnitiana. Bd. 24. Heft 2. S. 182–215.

Knebel S. K. (1993) «Necessitas moralis ad optimum. IV. Repertorium zur Optimismusdiskussion im 17. Jahrhundert». Studia Leibnitiana. Bd. 25. Heft 2. S. 201–208.

Knebel S. K. (1996) «Leibniz, Middle Knowledge, and the Intricacies of World Design». Studia Leibnitiana. Bd. 28. Heft 2. S. 199–210.

Knebel S. K. (2000) Wille, Würfel, und Wahrscheinlichkeit. Das System der moralischen Notwendigkeit in der Jesuitenscholastik 1550–1700. Hamburg: Felix Meiner Verlag (Paradeigmata. Bd. 21).

Knuuttila S. (2001) «Time and creation in Augustine». The Cambridge Companion to Augustine. Ed. by E. Stump, N. Kretzmann. Cambridge: Cambridge University Press (Cambridge Companions to Philosophy). P. 103–115.

Knuuttila S. (2008) «Medieval Modal Theories and Modal Logic». Handbook of the History of Logic. Vol. 2: Mediaeval and Renaissance Logic. Ed. by D. M. Gabbay, J. Woods. Amsterdam: North Holland – Elsevier. P. 505–578.

Larchet J.-Cl. (1996) La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Éditions du Cerf (Théologie et sciences religieuses. Cogitatio Fidei. № 194).

Larchet J.-Cl. (1998) Maxime le Confesseur, médiateur entre l’Orient et l’Occident. Paris: Éditions du Cerf (Cogitatio Fidei. № 208).

Larchet J.-C. (2010) La théologie des énergies divines. Dès origines à saint Jean Damascène. Paris: Éditions du Cerf (Cogitatio Fidei. № 272).

Lenzen W. (2005) «Leibniz on Alethic and Deontic Modal Logics». Leibniz et les puissances du langage. Éd. par D. Berlioz, F. Nef. Paris: Vrin. P. 341–362 (Bibliothèque d’Histoire de la Philosophie).

Lewis C. I. (1918) A Survey of Symbolic Logic. Berkeley: University of California Press.

Lourié B. (2000) «Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine». Studia Patristica. Vol. 34. P. 145–169.

Lourié B. (2007) «Julianism». Encyclopaedia Aethiopica. Ed. by S. Uhlig. Vol. 3: He–N. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag. P. 308–310.

Lourié B. (2010) «Peter the Iberian and Dionysius the Areopagite: Honigmann – van Esbroeck’s Thesis Revisited». Scrinium. Journal of PatrologyCritical Hagiographyand Ecclesiastical History. Vol. 6. Р. 143–212.

Luther (1908) «De servo arbitrio». Hrsg. von A. Freitag. D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe (Weimarer Ausgabe). Hrsg. von J. K. F. Knaake et al. Abtl. 1. Schriften. Bd. 18. Schriften 1525. Weimar: Hermann Böhlaus Nachfolger. S. 600–787.

Mainoldi E. S. (2018) Dietro ‘Dionigi l’Areopagita’. La genesi e gli scopi del “Corpus Dionysiacum”. Roma: Città Nuova (Institutiones. Saggi, ricerche e sintesidi pensiero tardo-antico, medievale e umanistico. Vol. 6).

Matthews G. B. (1992) «Container Metaphysics according to Aristotle’s Greek Commentators». Aristotle and His Medieval Interpreters. Ed. by R. Bosley, M. Tweedale. Calgary: University of Calgary Press (Canadian Journal of Philosophy Supplementary. Vol. 17). P. 17–23.

Meyendorff J. (1985) «Christ as Savior in the East». Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century. Ed. by B. McGinn and J. Meyendorff in collaboration with J. Ledercq. New York: Crossroad (World Spirituality: An Encyclopedic History of the Religious Quest. Vol. 16). P. 231–251.

Murray M. (2004) «Pre-Leibnizian Moral Necessity». The Leibniz Review. Vol. 14. P. 1–28.

Radosavljević A. (1982) «Le problème du ‘présupposé’ ou du ‘non-présupposé’ de l’Incarnation de Dieu le Verbe». Maximus Confessor: Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 2–5 septembre 1980. Éd. par F. Heinzer, C. von Schönborn. Fribourg: Éditions universitaires (Paradosis. Etudes de littérature et de théologie ancienne. № 27). P. 193–206.

Rescher N. (1954) «Leibniz’s Interpretation of His Logical Calculi». The Journal of Symbolic Logic. Vol. 19. № 1. P. 1–13 (Переиздание: Rescher N. Collected Papers. Vol. X: Studies in the History of Logic. Heusenstamm: Ontos Verlag, 2006. P. 141–157).

Romanides J. (1998) The Ancestral Sin: A Comparative Study of the Sin of Our Ancestors Adam and Eve According to the Paradigms and Doctrines of the First- and Second-century Church and the Augustinian Formulation of Original Sin. Transl. by G. S. Gabriel. Ridgewood, NJ: Zephyr Publishing.

Ruiz de Montoya (1630) Didaci Ruiz de Montoya SI Commentaria, ac Disputationes in primam partem sancti Thomae. De voluntate Dei, et propriis actibus eius. Lugduni: Sumptib. Iacobi, Andreae, & Matthaei Prost.

Schmutz J. (2006) «Qui a inventé les mondes possibles?» Les mondes possibles. Éd. par J.-C. Bardout, V. Jullien. Caen: Presses universitaires de Caen (Cahiers de philosophie de l’Université de Caen. № 42). P. 9–45.

Strickland L. (2006) Leibniz Reinterpreted. London; New York: Continuum International Pub. Group (Continuum Studies in Philosophy).

Suchla B. R., hg. (1990) Corpus Dionysiacum IPseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 33).

Van Rijen J. (1989) Aspects of Aristotle’s Logic of Modalities. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Synthese Historical Library. Vol. 35).

Weaver D. (1983) «From Paul to Augustine: Romans 5:12 in Early Christian Exegesis». St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 27. № 2. P. 187–206.

Weaver D. (1985a) «The Exegesis of Romans 5:12 among the Greek Fathers and Its Implications for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part I». St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 29. № 2. P. 133–159.

Weaver D. (1985b) «The Exegesis of Romans 5:12 among the Greek Fathers and Its Implications for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part II». St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 29. № 3. P. 231–257.

Дионисий (2002) Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Пер. с древнегреч. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли).

© Василий Лурье, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.