Информация о публикации
Философия Дионисия Ареопагита: Теория значения | |
Название на языке публикации: | Философия Дионисия Ареопагита: Теория значения |
Автор: |
Василий Лурье
Доктор философских наук, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики», Пермский филиал.
Адрес: ул. Студенческая, д. 38, 614070, г. Пермь, Россия.
E-mail: hieromonk@gmail.com
|
Издание: |
С. 387–440.
Текст статьи исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 3. № 1/2. 2014. С. 377–428.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: | Статья |
Аннотация
В статье представлен общий очерк трактовки семантических проблем в патристическом богословии, а именно, у Дионисия Ареопагита и Василия Великого. Богословская проблема именования Бога, который остается неименуемым, рассматривается не в богословском, а в формально-семантическом аспекте, причем в сопоставлении с различными семантическими теориями, разработанными в аналитической философии ХХ в., а также собственным представлением автора о формальной семантике непрямых значений. Для сопоставления также привлекаются концепции тех квантовых логик, в которых ставится задача формализовать Копенгагенскую интерпретацию квантовой теории (тем более, что эти логики отчасти развивались под впечатлением от успехов 1960-х гг. в области формальной семантики естественного языка). Как можно было ожидать, та формальная семантика, которая имплицитно содержится в богословии Дионисия Ареопагита и Василия Великого, не совпадает ни с одной из разработанных в современной науке концепций, хотя и имеет много общего с некоторыми из них. Говоря в самых общих чертах, эта формальная семантика подразумевает нередуцируемую к экстенсиональности интенсиональность — в этом сближаясь с поэтической речью, но, в отличие от последней, она неразрывно связана с некоторой онтологией и не может рассматриваться без своего рода «экзистенциального импорта». Нередуцируемость интенсиональности связана в данном случае с неконсистентностью, вполне эксплицитной, основных относимых к Богу понятий (предполагающей все виды противоречий — субконтрарные, контрадикторные и контрарные, хотя контрарные в статье почти не рассматриваются). В статье делается акцент на постановке вопросов и определении тех направлений, в которых следует искать решения, каждое из которых должно стать предметом отдельного исследования.
Ключевые слова
Дионисий Ареопагит, семантика, интенсиональность, параконсистентная логика, диалетизм, божественные имена, десигнация.
Список литературы
Barcan Marcus R. (1993) «Modalities and Intensional Languages» (1961–1967). Barcan Marcus R. Modalities. Philosophical Essays. New York; Oxford: Oxford University Press. P. 3–38.
Barwise J. (1989) The Situation in Logic. Stanford, CA: Center for the Study of Language and Information, Stanford University (CSLI Lecture Notes. № 17).
Barwise J., Perry J. (1981) «Semantic Innocence and Uncompromising Situations». Midwest Studies of Philosophy. Vol. 6. № 1. P. 387–403 (Переиздание: The Philosophy of Language. Ed. by A. P. Martinich. New York; Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 392–404).
Bealer G. (2000) «Intensional entities». Routledge Encyclopedia of Philosophy. Vol. 4. Ed. by E. Craig. London: Routledge. P. 803–806.
Bohr N. (1958) Atomic Physics and Human Knowledge. New York: John Wiley & Sons.
Carnap R. (1947) Meaning and Necessity. A Study in Semantics and Modal Logic. Chicago: University of Chicago Press.
Carnap R. (2001) The Logical Syntax of Language (1937). Transl. by A. Smeaton (Countess von Zeppelin). London: Routledge (International Library of Psychology).
Cattaneo G., Dalla Chiara M. L., Giuntini R., Paoli F. (2009) «Quantum Logic and Nonclassical Logics». Handbook of Quantum Logic and Quantum Structures: Quantum Logic. Ed. by K. Engesser, D. M. Gabbay, D. Lehmann. Amsterdam: Elsevier. P. 127–226.
Catterson T. (2004) «Hintikka on the Problem with the Problem of Transworld Identity». Quantifiers, Questions and Quantum Physics. Essays on the Philosophy of Jaakko Hintikka. Ed. by D. Kolak, J. Symons. Dordrecht: Springer. P. 33–47.
Chalmers D. J. (2002) «On Sense and Intension». Philosophical Perspectives 16: Language and Mind. Ed. by J. E. Tomberlin. Oxford: Blackwell. P. 135–182.
Chalmers D. J. (2010) The Character of Consciousness. Oxford: Oxford University Press (Philosophy of Mind).
Chernoff F. (1981) «Leibniz’s Principle of Identity of Indiscernibles». The Philosophical Quarterly. Vol. 31. № 123. P. 126–138.
Church A. (1951) «A Formulation of the Logic of Sense and Denotation». Structure, Method, and Meaning: Essays in Honor of Henry M. Scheffer. Ed. by P. Henle, H. M. Kallen, S. K. Langer. New York: The Liberal Arts Press. P. 3–24.
Corsini E. (1962) Il trattato «De Divinis nominibus» dello Pseudo-Dionigi e i commenti Neo-Platonici al «Parmenide». Torino: G. Giappichelli (Università di Torino. Pubblicazioni della Facoltà di lettere e filosofia. Vol. 13. Fasc. 4).
Dalla Chiara M. L. (1987) «An Approach to Intensional Semantics». Synthese. An International Journal for Epistemology, Methodology and Philosophy of Science. Vol. 73. № 3. P. 479–496.
Dalla Chiara M. L., Toraldo di Francia G. (1992) «Individuals, Kinds, and Names in Physics». Bridging the Gap: Philosophy, Mathematics, and Physics. Ed. by G. Corsi, M. L. Dalla Chiara, G. C. Ghirardi. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. 140). P. 261–283.
Dalla Chiara M. L., Giuntini R., Krause D. (1998) «Quasi set Theories for Microobjects: a Comparison». Interpreting Bodies: Classical and Quantum Objects in Modern Physics. Ed. by E. Castellani. Princeton: Princeton University Press. P. 142–152.
Dalla Chiara M. L., Giuntini R., Greechie R. (2004) Reasoning in Quantum Theory. Sharp and Unsharp Quantum Logics. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Trends in Logic. Studia Logica Library. Vol. 22).
Davidson D. (1991a) «True to the Facts» (1969). Davidson D. Philosophical Essays. Vol. 2. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford: Clarendon Press. P. 37–54. (Первое издание: Oxford: Clarendon Press, 1984).
Davidson D. (1991b) «What Metaphors Mean» (1978). Davidson D. Philosophical Essays. Vol. 2. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford: Clarendon Press. P. 245–264
Davidson D. (2001) «The Myth of the Subjective» (1988). Davidson D. Philosophical Essays. Vol. 3. Subjective, Intersubjective, Objective. Oxford: Clarendon Press. P. 39–52.
Del Cogliano M. (2010) Basil of Caesarea’s Anti-Eunomian Theory of Names. Christian Theology and Late-Antique Philosophy in the Fourth Century Trinitarian Controversy. Leiden; Boston: Brill (Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 103).
Doležel L. (1998) Heterocosmica. Fiction and Possible Worlds. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press (Parallax: Re-visions of culture and society).
Drecoll V. H. (1996) Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte. Bd. 66).
Edel S. (1996) «Métaphysique des idées et mystique des lettres: Leibniz, Böhme et la Kabbale prophéthique». Revue de l’histoire des religions. T. 213. № 4. P. 443–466.
Engström A. (2001) «Hintikka and Sandu on Metaphor». Philosophia. Philosophical Quarterly of Israel. Vol. 28. № 1–4. P. 391–410.
Frege G. (1892) «Über Sinn und Bedeutung». Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik. Bd. 100. S. 25–50.
French S., Krause D. (2006) Identity in Physics: A Historical, Philosophical, and Formal Analysis. Oxford: Oxford University Press.
Goldblatt R. I. (1974) «Semantic Analysis of Orthologic». Journal of Philosophical Logic. Vol. 3. № 1–2. P. 19–35.
Golińska-Pilarek I., Huuskonen T. (2005) «Number of Extensions of Non-Fregean Logics». Journal of Philosophical Logic. Vol. 34. № 2. P. 193–206.
Golitzin A. (1994) Et introibo ad altare Dei. The Mystagogy of Dionysius Areopagita, with Special Reference to Its Predecessors in the Eastern Christian Tradition. Θεσσαλονίκη: Πατριαρχικὸν Ἵδρυμα Πατερικῶν Μελετῶν (Ἀνάλεκτα Βλατάδων. Т. 59).
Golitzin A. (2007) «Dionysius Areopagites: A Christian Mysticism?». Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 3. P. 128–179.
Heil G., Ritter A. M., hg. (1991) Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. De ecclestiastica hierarchia. De mystica theologia. Epistulae. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 36).
Hildebrand S. M. (2007) The Trinitarian Theology of Basil of Caesarea: A Synthesis of Greek Thought and Biblical Truth. Washington, DC: Catholic University of America Press.
Hintikka J. (1974) «Knowledge and the Known». Historical Perspectives in Epistemology. Dordrecht; Boston: D. Reidel. P. 202–207 (Synthese Historical Library. Vol. 11).
Hintikka J. (1989) «On the Proper Treatment of Quantifiers in Montague Semantics» (1974). Hintikka J., Hintikka M. B. P. The Logic of Epistemology and the Epistemology of Logic: Selected Essays. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Synthese Library. Vol. 200). P. 97–112.
Hintikka J. (1998) Selected Papers. Vol. 4: Paradigms for Language Theory and Other Essays. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
Hintikka J., Sandu G. (1994) «Metaphor and Other Kinds of Nonliteral Meaning». Aspects of Metaphor. Ed. by J. Hintikka. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Synthese Library. Vol. 238). P. 151–188.
Hintikka J., Sandu G. (1995) «The Fallacies of the “New Theory of Reference”». Synthese. An International Journal for Epistemology, Methodology and Philosophy of Science. Vol. 104. № 2. P. 245–283.
Jakobson R. (1971) «Two Aspects of Language and Two Types of Aphasic Disturbances» (1956). Jakobson R. Selected Writings. Vol. II: Words and Language. The Hague; Paris: Mouton. P. 239–259.
Kalligas P. (2002) «Basil of Caesarea on the Semantics of Proper Names». Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources. Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford: Oxford University Press. P. 31–48.
Kaplan D. (1978) «DTHAT». From Syntax to Semantics. Vol. 9: Pragmatics. Ed. by P. Cole. New York: Academic Press. P. 221–253 (Переиздание: The Philosophy of Language. Ed. by A. P. Martinich. New York; Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 325–338).
Kaplan D. (1979) «Transworld Heir Lines». The Possible and the Actual. Ed. by M. Loux. Ithaca: Cornell University Press. P. 88–109.
Kittay E. F. (1995) «Metaphor as Rearranging the Furniture of the Mind: A Reply to Donald Davidson’s “What Metaphors Mean”». From a Metaphorical Point of View. A Multidisciplinary Approach to the Cognitive Content of Metaphor. Ed. by Z. Radman. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Philosophie und Wissenschaft. Bd. 7). P. 73–116.
Knepper T. D. (2008) «Not Not: The Method and Logic in Dionysian Negation». American Catholic Philosophical Quarterly. Vol. 82. № 4. P. 619–637.
Knepper T. D. (2013) «Techniques and Rules of Ineffability in the Dionysian Corpus». Logic in Orthodox Christian Thinking. Ed. by A. Schumann. Heusenstamm bei Frankfurt: Ontos-Verlag. P. 122–172.
Krause D., da Costa N. C. A. (2004) «Complementarity and Paraconsistency». Logic, Epistemology, and the Unity of Science. Vol. 1. Ed. by H. Rahman, J. Symons, D. M. Gabbay, J.-P. Van Bendegem. Berlin; New York: Springer. P. 557–568.
Krause D., da Costa N. C. A. (2006) «The Logic of Complementarity». The Age of Alternative Logics: Assessing Philosophy of Logic and Mathematics Today. Ed. by J.-P. Benthem, G. Heinzmann, M. Rebuschi, H. Visser. Berlin; New York: Springer. P. 103–120.
Kripke S. (1963) «Semantical Considerations on Modal Logic». Acta Philosophica Fennica. Fasc. XVI. P. 83–94.
Kripke S. (1980) Naming and Necessity. Cambridge, MA: Harvard University Press (Переиздание: Cambridge, MA: Harvard University Press, 2001).
Krivochéine B. (1985) «Simplicité de la nature divine et les distinctions en Dieu selon S. Grégoire de Nysse». Studia Patristica. Vol. 16. P. 389–411.
Larchet J.-C. (2010) La théologie des énergies divines. Dès origines à saint Jean Damascène. Paris: Éditions du Cerf (Cogitatio Fidei. № 272).
Leezenberg M. (2001) Contexts of Metaphor. Amsterdam: Elsevier (Current Research in the Semantics. Pragmatics Interface. Vol. 7).
Lepore E., Stone M. (2010) «Against Metaphorical Meaning». Topoi. An International Review of Philosophy. Vol. 29. № 2. P. 165–180.
Lewis D. K. (1984) «Putnam’s Paradox». Australasian Journal of Philosophy. Vol. 62. № 3. P. 221–236.
Lewis D. K. (1986) On the Plurality of Worlds. Oxford: Blackwell.
Lossky V. (1930) «La notion des “analogies” chez Denys le pseudo-Areopagite». Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Age. Vol. 5. P. 279–309.
Lourié B. (2000) «Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine». Studia Patristica. Vol. 34. P. 145–169.
Lourié B. (2006) «Une dispute sans justes. Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées». Studia Patristica. Vol. 42. P. 321–339.
Lourié B. (2010) «Peter the Iberian and Dionysius the Areopagite: Honigmann – van Esbroeck’s Thesis Revisited». Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 6. Р. 143–212.
Lourié B. (2012) «Intensio: Leibniz in Creating a New Term for the Modal Logic». Studia Humana. Vol. 1. № 3–4. P. 59–65.
Lourié B. (2013) «Philosophy of Dionysius the Areopagite. Modal Ontology». Logic in Orthodox Christian Thinking. Ed. by A. Schumann. Heusenstamm bei Frankfurt: Ontos-Verlag. P. 230–257.
Lourié B. (2018) «A Logical Scheme and Paraconsistent Topological Separation in Byzantium: Inter-Trinitarian Relations according to Hieromonk Hierotheos and Joseph Bryennios». Relations. Ontology and Philosophy of Religion. Ed. by D. Bertini, D. Migliorini. [Sesto San Giovanni (Milano)]: Mimesis International (Mimesis International. Philosophy. № 24). P. 283–299.
Lourié B. (2019) «What Means ‘Tri-’ in ‘Trinity’? An Eastern Patristic Approach to the ‘Quasi-Ordinals’». Journal of Applied Logic. Vol. 6. № 6. P. 1093–1108 (в печати.)
Lourié B., Mitrenina O. (2015) «Semantic of poetical tropes: Non-Fregeanity and paraconsistent logic». Donum Semanticum. Opera linguistica et logica in honorem Barbarae Partee a discipulis amicisque Rossicis oblate. Ed. by P. Arkadiev, I. Kapitonov, Y. Lander, E. Rakhilina, S. Tatevosov, with assistance of P. Rudnev. M.: Languages of Slavic Culture. P. 177–191.
Lourié B., Mitrenina O. (2019) «The Role of Truth-Values in Indirect Meanings». Language, Music and Computing. Second International Workshop, LMAC 2017. Revised Selected Papers. Ed. by P. Eismont, O. Mitrenina, A. Pereltsvaig. Cham: Springer (Communications in Computer and Information Science. Vol. 943). P. 185–206. (в печати.)
Mao Y., Zhou B. (2007) «Interpreting Metaphors in a New Semantic Theory of Concept». New Frontiers in Artificial Intelligence. JSAI 2006 Conference and Workshops, Tokyo, Japan, June 5-9 2006, Revised Selected Papers. Ed. by T. Washio, K. Satoh, H. Takeda, A. Inokuchi. Berlin; Heidelberg: Springer (Lecture Notes in Computer Science. Lecture Notes in Artificial Intelligence. Vol. 4384). P. 177–190.
Mill J. S. (2001) «On Names». The Philosophy of Language. Ed. by A. P. Martinich. New York; Oxford: Oxford University Press. P. 266–271.
Montague R. (1974) Formal Philosophy. Selected Papers. Ed. by R. H. Thomason. New Haven; London: Yale University Press.
Mortley R. (1986) From Word to Silence. Vol. II. The Way of Negation, Christian and Greek. Bonn: Hanstein (Theophaneia. Vol. 31).
Quine W. V. O. (1960) Word and Object. Cambridge, MA: MIT Press.
Quine W. V. O. (1969) «Ontological Relativity» (1968). Quine W. V. O. Ontological Relativity and Other Essays. New York: Columbia University Press. P. 26–68.
Parsons T. (1967) «Grades of Essentialism in Quantified Modal Logics». Noûs. Vol. 1. № 2. P. 181–191.
Pelletier F. J., Hartline A. (2008) «Ternary Exclusive Or». Logic Journal of the IGPL. Vol. 16. № 1. P. 75–83.
Peltomaa L. M. (2001) The Image of the Virgin Mary in the Akathistos Hymn. Leiden; Boston; Koln: Brill (The Medieval Mediterranean. Vol. 35).
Perl E. D. (2007) Theophany. The Neo-Platonic Philosophy of Dionysius the Areopagite. New York: SUNY Press (SUNY series in ancient Greek philosophy).
Pietarinen A.-V. (2008) «An Iconic Logic of Metaphors». Proceedings of the 6th International Conference of Cognitive Science. Yonsei University: The Korean Society for Cognitive Science. P. 317–320.
Priest G. (1995) Beyond the Limits of Thought. Cambridge: Cambridge University Press.
Putnam H. (1979) «The meaning of ‘meaning’». Putnam H. Philosophical Papers. Vol. 2: Mind, Language and Reality. Cambridge: Cambridge University Press. P. 215–271.
Putnam H. (1981) «A Problem about Reference». Putnam H. Reason, Truth, and History. Cambridge: Cambridge University Press. P. 22–48, 217–218.
Putnam H. (2005) «A Philosopher Looks at Quantum Mechanics (Again)». The British Journal for the Philosophy of Science. Vol. 56. № 4. P. 615–634.
Radde-Gallwitz A. (2009) Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and Transformation of Divine Simplicity. Oxford: Oxford University Press (Oxford Early Christian Studies).
Rhodes M. C. (2013) «On Contradiction in Orthodox Philosophy». Logic in Orthodox Christian Thinking. Ed. by A. Schumann. Heusenstamm bei Frankfurt: Ontos-Verlag. P. 82–103.
Robertson D. G. (2001) «Relatives in Basil of Caesarea». Studia Patristica. Vol. 37. P. 277–287.
Robertson D. G. (2002) «A Patristic Theory of Proper Names». Archiv für Geschichte der Philosophie. Bd. 84. Heft 1. P. 1–19.
Roques R. (1983) L’Univers dionysien. Structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris: Éditions du Cerf (Patrimoines Christianisme) (Первое издание: Paris: Aubier (Théologie), 1954).
Scazzoso P. (1967) Ricerche sulla struttura del linguaggio dello Pseudo-Dionigi Areopagita. Introduzione alla lettura delle opere pseudo-dionisiane. Milano: Vita e pensiero (Pubblicazioni dell’Università Cattolica «Sacro Cuore». Ser. III. Scienze sociali. Vol. 14).
Schäfer C. (2006) Philosophy of Dionysius the Areopagite. An Introduction to the Structure and the Content of the Treatise «On the Divine Names». Leiden; Boston: Brill (Philosophia Antiqua. Vol. 99).
Searle J. R. (1958) «Proper Names». Mind (New Series). Vol. 67. № 266. P. 166–173.
Searle J. R. (1983) Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press.
Semino E. (1997) Language and World Creation in Poems and Other Texts. New York: Longman (Textual explorations).
Sesboiié B., Durand G.-M., Doutreleau L., éds. (1982) Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome, Apologie. Introduction, traduction et notes de B. Sesboiié, S.J., avec la collaboration pour le texte et l’introduction critiques de G.-M. de Durand, O.P., et L. Doutreleau, S.J. T. 1. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 299).
Sesboiié B., Durand G.-M., Doutreleau L., éds. (1983) Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome, Apologie. Introduction, traduction et notes de B. Sesboiié, S.J., avec la collaboration pour le texte et l’introduction critiques de G.-M. de Durand, O.P., et L. Doutreleau, S.J. T. 2. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 305).
Shani I. (2005) «Intension and Representation: Quine’s Indeterminacy Thesis Revisited». Philosophical Psychology. Vol. 18. № 4. P. 415–440.
Shani I. (2007) «The Myth of Reductive Extensionalism». Axiomathes. Vol. 17. № 2. P. 155–183.
Soames S. (2002) Beyond Rigidity: The Unfinished Semantic Agenda of Naming and Necessity. Oxford: Oxford University Press.
Stead G. C. (1988) «Logic and the Application of Names to God». El «Contra Eunomium I» en la Produccion Literaria De Gregorio De Nisa. VI Coloquio Internacional sobre Gregorio de Nisa. Edición a cargo de L. F. Mateo-Seco, J. L. Bastero. Pamplona: Ediciones Universidad de Navarra (Colección teológica). P. 303–320.
Stead C. (2000) Doctrine and Philosophy in Early Christianity. Arius, Athanasius, Augustine. Aldershot; Burlington; Singapore; Sydney: Ashgate (Variorum Collected Studies Series. Vol. 224).
Steel C. (2003) «Beyond the Principle of Contradiction? Proclus’ “Parmenides” and the Origin of the Negative Theology». Die Logik des Transzendentalen. Festschrift für Jan A. Aertsen zum 65. Geburtstag. Hrzg. von M. Peckavé. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Miscellanea mediaevalia. Bd. 30). S. 581–599.
Suchla B. R., hg. (1990) Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 33).
Suszko R. (1975) «The Abolition of the Fregean Axiom». Logic Colloquium: Symposium on Logic Held at Boston, 1972–1973. Ed. by R. Parikh. Berlin; New York: Springer (Lecture Notes in Mathematics. Vol. 453). P. 169–239.
Toraldo di Francia G. (1985) «Connotation and Denotation in Microphysics». Recent Developments in Quantum Logics. Ed. by P. Mittelstaedt, E. W. Stachow. Mannheim: Bibliographisches Institut. P. 203–214.
Urquhart A. (2008) «Emil Post». Handbook of the History of Logic. Vol. 5. Logic from Russell to Church. Ed. by D. M. Gabbay, J. Woods. Amsterdam: North Holland – Elsevier. P. 617–666.
Van der Berg R. M. (2008) Proclus’ «Commentary on the Cratylus» in Context. Ancient Theories of Language and Naming. Leiden; Boston: Brill (Philosophia Antiqua. Vol. 112).
Wittgenstein L. (1922) Tractatus logico-philosophicus. German text with an English transl. en regard by C. K. Ogden; with an introduction by B. Russell. London: Routledge and Kegan Paul.
Wittgenstein L. (2015) Tractatus logico-philosophicus. Side-by-side-by-side edition, version 0.42. January 5, 2015. Режим доступа: http://people.umass.edu/klement/tlp/
Wójcicki R. R. (1984) «Suszko’s Situational Semantics». Studia Logica. An International Journal for Symbolic Logic. Vol. 43. № 4. P. 323–340.
Zachhuber J. (2011) «Jean-Luc Marion’s Reading of Dionysius the Areopagite. Hermeneutics and Reception History». Reading Forwards and Reading Backwards. Conversations about Reading the Church Fathers. Ed. by M. Ludlow, S. Douglass. Edinburgh: T&T Clark. P. 3–22.
Баранов В. А. (2007) «К вопросу об экзегезе святоотеческого текста по триадологической проблематике в иконоборческих спорах». «Св. Троица» прп. Андрея Рублева в свете православного апофатизма. 18 ноября 2005 г. Иконоборчество: вчера и сегодня. 22 сентября 2006 г. Материалы конференций. СПб.: Петрополис. C. 127–143.
Бирюков Д. C. (2009) «Тема описания человека через “схождение особенностей” у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст». Богословские труды. Вып. 42. C. 87–109.
Васюков В. Л. (2004) «Не-фрегевский путеводитель по гуссерлевским и мейнонговским джунглям. I». Логические исследования. Вып. 11. С. 99–118.
Васюков В. Л. (2005а) «Не-фрегевский путеводитель по гуссерлевским и мейнонговским джунглям. II». Логические исследования. Вып. 12. С. 146–161.
Васюков В. Л. (2005б) Квантовая логика. М.: ПЕР СЭ.
Горбатов В. В. (2011) «О необходимости различения форм и уровней нефрегевости». Логическая семантика: перспективы для философии и языка и эпистемологии. Сборник научных статей, посвященных юбилею Е. Д. Смирновой. Отв. ред.: Е. Г. Драгалина-Черная, Д. В. Зайцев. М.: Креативная экономика. C. 165–182.
Дионисий (2006) Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований преп. Максима Исповедника. Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова. 2-е изд., испр. СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли. Источники).
Лурье В. М. (2006) История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma.
Лурье В. М. (2016) «Понятие числа в триадологии восточной патристики». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 1. С. 289–311.
Лурье В. М. (2018) «Модальная онтология Дионисия Ареопагита». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 3. № 1. С. 229–251.
© Василий Лурье, 2018