Тимур Щукин. Мыслитель, который оживил философию: значение Михаила Пселла для византийской интеллектуальной традиции. Том 2. № 1–2. 2017

Информация о публикации

Мыслитель, который оживил философию: значение Михаила Пселла для византийской интеллектуальной традиции
Название на языке публикации: Мыслитель, который оживил философию: значение Михаила Пселла для византийской интеллектуальной традиции
Автор:
Тимур Щукин 
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.E-mail: tim_ibif@mail.ru
Издание:
С. 353–372.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
Финансовая поддержка: 
Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-03-00329 «Природа и движение в “Комментарии на ‘Физику’ Аристотеля” Михаила Пселла. Исследование влияния позднеантичной традиции, взаимосвязи с православным богословием и рецепции в позднейшей перипатетической физике».
 

Аннотация

Предметом данной статьи является та роль, которую мыслитель XI в. Михаил Пселл приписывал самому себе в истории византийской философии и богословия. Для прояснения его позиции проанализированы автобиографические и мемуарные выдержки из его «Хронографии», в которых содержится информация об интеллектуальной традиции, предшествующей Михаилу Пселлу. Ключевой фрагмент «мемуаров» Михаила Пселла содержит упоминание о некоторых богословских интересах интеллектуалов времен правления Романа III Аргира, которые, предположительно, были связаны с мариологической проблематикой. Выдвинутая автором гипотеза о том, что особое внимание к мариологии было обусловлено антимонофизитской полемикой первой половины XI в., не нашла подтверждения: ничего не известно о какой-либо специфической роли мариологии в этой полемике. Более продуктивной оказалась гипотеза о том, что специфический интерес к богородичной проблематики придворных богословов обусловлен особым почитанием Приснодевы императором Романом III Аргиром. При этом, предположительно, богословы того времени опирались на определенную норму, сформулированную в одном из догматических компендиумов, популярных в XI в. По мнению автора, таким компендиумом выступал «Путеводитель» Анастасия Синаита. Именно в этом тексте мариологическая проблематика вынесена на первый план в контексте противопоставления античной философии и православного богословия: с точки зрения Анастасия философия не способна разрешить ряд антиномий, предлагаемых христианской догматикой, — в частности, антиномию девства Богородицы и рождения ею Христа. Предположительно, именно этот тезис — о принципиальной несовместимости эллинской мудрости и христианской догматики — был ключевым для «допселловой» богословской традиции XI в. Именно он стал объектом критики Михаила Пселла и именно преодоление соответствующей идеологической тенденции ставил себе в заслугу византийский мыслитель.

Ключевые слова

Михаил Пселл, Анастасий Синаит, мариология, античная философия, византийская философия.

Список литературы

Angold M. (1997) The Byzantine Empire, 1025–1204. A political history. London; New York: Longman.

Bartikian H. M. (1971) «La conquête de l’Arménie par l’Empire Byzantin». Revue des Etudes Arméniennes. № 8. P. 327–340 (Переиздание: Armeno-Byzantine Studies: Relations of the Armenian Nation with Medieval Hellenism. Historical Contributions. Ἀρμενοβυζαντινά. Σχέσεις τοῦἀρμενικοῦ ἔθνους με τὸ μεσαιωνικὸ Ἑλληνισμό. Ἱστορικὲς συμβουλές. Θεσσαλονίκη: Εκδοτικοσ οικοσ αντ. Σταμουλη, 2007. Σ. 357–369).

Bartikian H. M. (1986) «The religious Diplomacy of Byzantium in Armenia during the tenth and eleventh Centuries». Armenian Studies. Études arméniennes in memoriam Haig Barbérian. Lisabona: Calouste Gulbenkian Foundation. P. 55–62 (Переиздание: Armeno-Byzantine Studies: Relations of the Armenian Nation with Medieval Hellenism. Historical Contributions. Ἀρμενοβυζαντινά. Σχέσεις τοῦἀρμενικοῦ ἔθνους με τὸ μεσαιωνικὸ Ἑλληνισμό. Ἱστορικὲς συμβουλές. Θεσσαλονίκη: Εκδοτικοσ οικοσ αντ. Σταμουλη, 2007. Σ. 377–384).

Burns D. (2006) «The Chaldean Oracles of Zoroaster, Hekate’s Couch, and Platonic Orientalism in Psellos and Plethon». Aries. Vol. 6. № 2. P. 158–179.

Criscuolo U., ed. (1990) Michele Psello. Epistola a Giovanni Xifilino. Naples: Bibliopolis (Hellenica et Byzantina Neapolitana. Vol. 14).

Darrouzès J., éd. (1966) Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. Т. 1. Theol. I–III. Eth. I–III. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 122).

Dennis G. T. (1994) Michaelis Pselli orationes forenses et acta. Stuttgart; Leipzig: Teubner (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).

Gautier P., ed. (1989) Michaelis Pselli Theologica. Vol. 1. Leipzig: Teubner (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).

Gouillard J., éd. (1967) «Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et Commentaire». Travaux et memoires. Vol. 2. P. 1–316.

Grierson P. (1973) Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Vol. 3. Leo III to Nicephorus III (717–1081). Washington, DC: Dumbarton Oaks (Dumbarton Oaks Research Library and Collection).

Grumel V., Darrouzès J. (1989) Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. Les actes des patriarches. Fasc. II et III: Les regestes de 715 à 1206. Paris: Institut francais d’etudes byzantines.

Jeffreys M., Lauxtermann M. D. (2017) The Letters of Psellos. Cultural Networks and Historical Realities. Oxford: Oxford University Press (Oxford Studies in Byzantium).

Karahalios G. (1970) The philosophical trilogy of Michael Psellos: God — Kosmos — Man (Dissertation. Heidelberg).

Karahalios G. (2008) Η Ανθρωπολογία του Μιχαήλ Ψελλού. Αθήναι: Συλλόγου προς Διάδοσιν Ωφελίμων Βιβλίων.

Kotter B., hg. (1973) Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. IΙ: Expositio fidei. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 12).

Krausmüller D. (2011) «Reconfiguring the trinity: Symeon the new theologian on the ‘holy spirit’ and the imago trinitatis». Byzantion. № 81. P. 216–240.

Lampe G. W. H., ed. (1961) A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press.

Lauritzen F. (2008) «Psello discepolo di Stetato». Byzantinische Zeitschrift. № 101. S. 715–725.

Lauritzen F. (2009) «The Miliaresion Poet: The Dactylic Inscriptionon a Coin of Romanos III Argyros». Byzantion. № 79. P. 231–240.

Lauritzen F. (2011) «Ortodossia neoplatonica di Psello». Rivista di studi bizantini e neoellenici. Vol. 47. P. 285–293.

Liddell H. G., Scott R. (1996) A Greek-English Lexicon with a Revised Supplement. Oxford: Clarendon Press.

Lourié B. (2008) «Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l’origine de “l’hérésie des physéthésites”». Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. Vol. 4. P. 201–227.

Martín I. P. (2017) «Byzantine Books». The Cambridge Intellectual History of Byzantium. Ed. by A. Kaldellis and N. Siniossoglou. Cambridge: Cambridge University Press. P. 37–46.

Miklosich F., Muller I., edd. (1887) Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. 5. Venobonae: Carolus Gerold.

Morrisson C. (1970) Catalogue des monnaies byzantines de la Bibliothèque nationale. T. 2. De Philippicus à Alexis III, 711–1202. Paris: Bibliothèque Nationale.

Mossay J., Lafontaine G., éds. (1980) Grégoire de Nazianze. Discours 20–23. Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Mossay; avec la collaboration de G. Lafontaine. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 270).

Perczel I. (2001) «Saint Symeon the New Theologian and the Theology of the Divine Substance». Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. № 41. P. 125–146.

Podskalsky G. (2003) Von Photios zu Bessarion: der Vorrang humanistisch geprägter Theologie in Byzanz und deren bleibende Bedeutung. Wiesbaden: Harrassowitz (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europa. Bd. 25).

Polemis I., ed. (2014) Michael Psellus. Orationes funebres. Vol. 1. Leipzig: Teubner (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).

Reinsch D. R., hg. (2014) Michaelis Pselli Chronographia. Bd. 1. Einleitung und Text. Berlin: Walter de Gruyter (Millennium-Studien / Millennium Studies. Bd. 51).

Renauld E., éd. (1926) Michel Psellos. Chronographie ou histoire d’un siècle de Byzance (976–1077). Tome I: Livres I–V. Paris: Les Belles Letters.

Thurn H., ed. (1973) Ioannis Scylitzae Synopsis Historiarum. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Corpus Fontium Historiae Bizantinae. Bd. 5).

Uthemann K.-H., ed. (1981) Anastasii Sinaitae Viae dux. Turnhout; Leuven: Brepols (Corpus christianorum. Series græca. Vol. 8).

Uthemann K.-H., ed. (1985) Anastasii Sinaitae sermone s duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon Opuscula aduersus monotheletas. Turnhout; Leuven: Brepols (Corpus christianorum. Series græca. Vol. 12).

Анастасий Синаит (2003) Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступ. статья, пер. и коммент. А. И Сидорова при участии М. В. Никифорова. М.: Паломник; Сибирская благозвонница (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. XIII).

Безобразов П. В., Любарский Я. Н. (2001) Две книги о Михаиле Пселле (Безобразов П. В. «Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл». Любарский Я. Н. «Михаил Пселл: личность и творчество»). СПб.: Алетейя (Византийская библиотека. Исследования).

Бирюков Д. С. (2008) «Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции». Волшебная гора. № 15. С. 66–75.

Иоанн Дамаскин (2002) Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Пер.: Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик (Святоотеческое наследие. Т. 5).

Кёсеян Х. (2000) «Анании, вардапета армянского, слово возражения против диофизитов, которое он написал по повелению владыки Петра, епископа армянского». Кёсеян Х. Богословские тексты, исследования. Вып. I. Анания Санахнецы. Ереван: Эчмиадзин. С. 192–337. (на арм.).

Ларионов А. В. (2015) «Иерархичность ангельского мира и ее эсхатологическая связь с человеком в святоотеческой литературе». Богословский вестник. № 18–19. С. 43–67.

Лосев А. Ф. (1993) Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль.

Михаил Пселл (1969) «Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом». Пер. Т. А. Миллер. Памятники византийской литературы IXXIV вв. Отв. ред.: Л. А. Фрейберг. М.: Наука. С. 154–155.

Михаил Пселл (1978) Хронография. Пер. и прим. Я. Н. Любарского. М.: Наука (Памятники исторической мысли).

Симеон Новый Богослов (2015) «Богословские слова». Пер. Т. А. Щукина. EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. С. 459–489.

Степаненко В. П. (2000) «Военный аспект культа Богоматери в Византии (IX–XII вв.)». Античная древность и средние века. Вып. 31. С. 198–221.

Шандровская B. C. (1999) «Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери». Византийский временник. Т. 58. С. 194–211.

Шленов Д. (2008) «Прп. Никита Стифат. Первое обличительное слово против армян» [Предисловие]. Богословский вестник. № 7. С. 39–61.

Шленов Д., Рапава М. А., изд. (2008) Прп. Никита Стифат. «Первое обличительное слово против армян». Публикация греч. текста, пер., вступительная статья и прим. игумена Дионисия (Шленова), публикация груз. текста М. А. Рапава. Богословский вестник. № 7. С. 39–104.

Щукин Т. А. (2008) «Некоторые замечания о начале “ренессанса Максима” в XI веке». Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29–31 мая 2008 года. СПб.: Изд. РХГА. С. 183–189.

Щукин Т. А. (2013) «“Православный” богослов Михаил Пселл и его учение о Троице». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. № 1/2. С. 389–406.

Щукин Т. А. (2015) «Задача с неизвестными: исторический контекст “Богословских слов” Симеона Нового Богослова». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. С. 446–458.

© Тимур Щукин, 2017

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.