Свен К. Кнебель. Традиция как археологическая категория. Том 3. № 1. 2018

Информация о публикации

Традиция как археологическая категория
Название на языке публикации: Традиция как археологическая категория
Автор:
Свен К. Кнебель
Доктор философии, приват-доцент Института философии Свободного университета Берлина.
Адрес: Habelschwerdter Allee, 14195 Berlin, Deutschland.
Перевод с немецкого:
Виталий Иванов
Научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000, Санкт-Петербург, Россия.

Мария Варламова
Кандидат философских наук, научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 15–33.
Текст перевода и примечаний исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. № 1/2. 2013. С. 424–438.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья
 

Аннотация

Свен К. Кнебель (р. 1958) — известный немецкий историк философии, специалист по истории поздней схоластики и перипатетической философской традиции. Ученик Вольфганга Хюбенера и Якоба Таубеса. Эссе «Традиция как археологическая категория» опубликовано Кнебелем с подзаголовком «Герменевтическое послесловие» в качестве методологического послесловия к его книге «In genere latent aequivocationes. Традиция критики универсалий из духа диэрезы» (1989), посвященной истории понятия универсального единства рода и исследованию сложного взаимодействия платонической и аристотелической традиций в учениях об унивокации или эквивокации рода и вида от Платона и Аристотеля до Высокой схоластики XIV в. В этом эссе Кнебель пытается реабилитировать понятие традиции, а именно ее образцовый случай, каковым является метафизическая традиция философского знания, применительно к методологическим рамкам археологии знания Мишеля Фуко. Он показывает, что традиция метафизики как особого дискурса о «сущем как сущем» в своей непрерывности не является ни эхом изначального смысла бытия, репрезентированного в философском высказывании, ни знаком первоначальной авторской интенции (традиционная герменевтика), ни тайной означающего, которое этот изначальный смысл дезавуирует (деконструкция) или превращает в аллегорию «невысказанного между строк», в скрытый дискурс бессознательного (психоанализ), ни спекулятивным суждением (идеалистическая диалектика). Напротив, в качестве эмпирически данного порядка терминологических дифференций логико-метафизическая традиция представляет собой такой тип нерепрезентирующего дискурса, который вместо репрезентации трансцендентного означаемого, с самого начала всегда есть по ту сторону своих значений. Для метафизического дискурса его составляющие — непрерывность традиции и терминологические дифференции — соотносятся как непрерывность иллюзии репрезентации чистого означаемого и порядок дискурса, постоянно дифференцирующего эту непрерывность в эмпирически фиксируемых значениях терминов и таким образом обнаруживающего иллюзорность этой иллюзии непрерывности, т. е. ее в каждом случае разную априорную необходимость. Практика археологии знания, призванная выявить в порядках эмпирически данных дискурсов их историческое априори, т. е. не сводимое к нормативности высказываний условие реальности действительно сказанного, таким образом, методологически воплощает собственную форму и действительность дискурса логико-метафизической традиции.

Ключевые слова

Археология знания, герменевтика, история понятий, традиция, историческое априори, терминология метафизики.

Список литературы

Adorno Th. W. (1958) «Der Essay als Form». Adorno T. W. Noten zur Literatur. Bd. I–IV. Bd. I. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag. S. 9–49.

Adorno Th. W. (1973) «Die Aktualität der Philosophie». Adorno T. W. Gesammelte Schriften. Bd. 1–20. Bd. 1. Philosophische Frühschriften. Hrsg. von R. Tiedemann. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag. S. 325–344.

Albertus Magnus (1968) «De anima». Ed. Cl. Stroick. Sancti doctoris ecclesiae Alberti Magni Opera Omnia edenda curavit Institutum Alberti Magni Coloniense Bernhardo Geyer praeside. Tomus 7. Pars 1. Monasterii Westfalorum [Münster]: In aedibus Aschendorff.

Annatus P. (1701) Methodicus ad positivam Theologiam Apparatus. Venetiis: Apud Paulum Balleonium.

Aubenque P. (1962) Le problème de l’être chez Aristote. Essai sur la problématique aristotélicienne. Paris: Presses Universitaires de France (Bibliothèque de philosophie contemporaine).

Benjamin W. (1974) «Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik». Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. I–VII. Bd. I. Teil. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag. S. 7–122.

Benjamin W. (1982) «Das Passagen-Werk». Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. I–VII. Bd. V. Teil. 1–2. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Bolz N. W. (1979) «Der Geist und die Buchstaben. Friedrich Schlegels hermeneutische Postulate». Texthermeneutik. Aktualität, Geschichte, Kritik. Hrsg. von U. Nassen. Paderborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schoeningh. S. 79–113.

Bolz N. W. (1985) «Stop making sense!» Berliner Tageszeitung. 8. Januar. S. 10.

Derrida J. (1974) Grammatologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Dilthey W. (1927) Gesammelte Schriften. Bd.7: Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Leipzig; Berlin: Verlag von B. G. Teubner.

Dörrie H. (1976) «Was ist “spätantiker Platonismus”? Überlegungen zur Grenzziehung zwischen Platonismus und Christentum». Dörrie H. Platonica minora. Hrsg. von V. Buchheit. München: Wilhelm Fink Verlag (Studia et Testimonia Antiqua. Vol. 8). S. 508–523.

Duns Scotus (1960) «Ioannis Duns Scoti OFM Lectura prologus; Lectura I, dist. 1–7». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. T. XVI. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Ed. a C. Balić, M. Bodewig, S. Bušelić, P. Čapkun-Delić, B. Hechich, I. Jurić, B. Korošak, L. Modrić, S. Nanni, I. Reinhold, O. Schäfer. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.

Foucault M. (1971) Die Ordnung der Dinge. Eine Archäologie der Humanwissenschaften. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag (Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft. Bd. 96).

Foucault M. (1973) Archäologie des Wissens. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Foucault M. (1982) Die Ordnung des Diskurses. Inauguralvorlesung am Collège de France, 2. Dezember 1970. Frankfurt am Main; Berlin; Wien: Ullstein Verlag.

Gadamer H.-G. (1972) Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. 3., erweiterte Auflage. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Hübener W. (1982) «Die Ehe des Merkurius und der Philologie — Prolegomena zu einer Theorie der Philosophiegeschichte». Wer hat Angst vor der Philosophie? Eine Einführung in Philosophie. Hrsg. von N. W. Bolz. Paderborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schoeningh. S. 137–196.

Knebel S. К. (1986) «“Geschichtlichkeit”, oder: Der Buchstabe des Grafen Yorck». Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte. Bd. 38. Heft 4. S. 359–369.

Masterman M. (1974) «Die Natur eines Paradigmas». Kritik und Erkenntnisfortschritt. Abhandlungen des Internationalen Kolloquiums über die Philosophie der Wissenschaft. London 1965. Bd. 4. Hrsg. von I. Lakatos, A. Musgrave. Braunschweig: Vieweg & Sohn Verlagsgesellschaft mbH (Wissenschaftstheorie. Wissenschaft und Philosophie. Bd. 9). P. 59–88.

Pastine D. (1972) «Caramuel contro Descartes: Obiezioni inedite alle “Meditazioni” di Cartesio; Caramuel y Lobkowitz J. Animadversiones in Meditationes cartesianas, quibus demonstratur clarissime nihil demonstrari a Cartesio». Rivista critica di storia della filosofia. Vol. 27. № 2. P. 177–221.

Pepperle H., Pepperle I., hg. (1985) Die Hegelsche Linke. Dokumente zu Philosophie und Politik im deutschen Vormärz. Leipzig: Verlag P. Reclam jun.

Petrus Aureоlus (1956) Scriptum super primum Sententiarum. Ed. E. M. Buytaert. T. II. Distinctions II–VIII. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.

Plato (1899–1906) Platonis opera. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Ioannes Burnet. T. I–V. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Proclus (1963) The elements of theology. A Revised Text with Translation, Introduction and Commentary by E. R. Dodds. Second Edition. Oxford: Clarendon Press.

Schelling F. W. J. (1974) Philosophie der Offenbarung. Bd. I. Unveränd. reprogr. Nachdr. d. aus d. handschriftl. Nachlaß hg. Ausg. v. 1858. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.

Schlegel F. (1963a) «Philosophische Fragmente. Zweite Epoche. I. [1798–1799]». Schlegel F. Kritische Ausgabe seiner Werke. Abt. II: Schriften aus dem Nachlass. Bd. 18. Philosophische Lehrjahre 1796–1806 nebst philosophischen Manuskripten aus den Jahren 1796–1828. Mit Einleitung und Kommentar herausgegeben von E. Behler. Erster Teil. München; Paderborn; Wien: Ferdinand Schoeningh. S. 195–321.

Schlegel F. (1963b) «Philosophische Fragmente. Zweite Epoche. II. [1798–1801]». Schlegel F. Kritische Ausgabe seiner Werke. Abt. II: Schriften aus dem Nachlass. Bd. 18. Philosophische Lehrjahre 1796–1806 nebst philosophischen Manuskripten aus den Jahren 1796–1828. Mit Einleitung und Kommentar herausgegeben von E. Behler. Erster Teil. München; Paderborn; Wien: Ferdinand Schoeningh. S. 323–422.

Schleiermacher F. (1977) «Hermeneutik und Kritik. Mit Besonderer Beziehung auf das Neue Testament». Schleiermacher F. D. E. Hermeneutik und Kritik. Mit einem Anhang sprachphilosophischer Texte Schleiermachers. Hrsg. und eingel. von M. Frank. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag. S. 69–306.

Thomas Aquinas (1888) «Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.

Гадамер Х.-Г. (1988) Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс.

Деррида Ж. (2000) О грамматологии. М.: Ad Marginem.

Фуко М. (1994) Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad.

Фуко М. (1996) «Порядок дискурса. Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс прочитанная 2 декабря 1970 года». Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. С. 47–96.

Фуко М. (2004) Археология знания. СПб.: Гуманитарная Академия; Университетская книга (Ars Pura. Французская коллекция).

Шеллинг Ф. В. Й. (2000) Философия откровения. В 2 т. Т. 1. СПб.: Наука (Слово о сущем).

© Свен К. Кнебель, 2018  © Виталий Иванов, пер., 2018  © Мария Варламова, пер., 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.