Олег Ноговицин. Понятие о Боге как Первоначале в богословии Климента Александрийского и первая диалектическая гипотеза платоновского «Парменида». Том 2. № 1/2. 2017

Информация о публикации

Понятие о Боге как Первоначале в богословии Климента Александрийского и первая диалектическая гипотеза платоновского «Парменида»
Название на языке публикации: Понятие о Боге как Первоначале в богословии Климента Александрийского и первая диалектическая гипотеза платоновского «Парменида»
Автор:
Олег Ноговицин 
Кандидат философских наук, доцент, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 306–352.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
Финансовая поддержка:  Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 15-03-00813, «Александрийская школа Климента и Оригена и ее наследие».
 

Аннотация

Статья посвящена анализу рецепций диалектических гипотез платоновского «Парменида» в учении о Боге как Первоначале Климента Александрийского. Исследовательский интерес в ней сосредоточен на анализе фрагмента Str. 5.81.3–5.82.1. Контекстуальная связь данного места из «Стромат» Климента с первой гипотезой «Парменида» с историко-филологической точки зрения видится достаточно беспорной. Однако Климент трансформирует аргументацию Платона, используя ее в целях истолкование учения о началах в контексте христианского Провозвестия. Характер такого истолкования и вопрос об источниках, используемых Климентом, инициировали ряд вопросов и исследовательских гипотез, послужив основанием постоянно возобновляемой исследователями полемики по поводу прямого или опосредованного через средних платоников влияния на богословие Климента первой гипотезы «Парменида» Платона. В связи с этим в статье представлен последовательный критический анализ традиции истолкования фрагмента Str. 5.81.3–5.82.1 в работах Э. Осборна, Дж. Уиттекера, Э. Мюленберга и А. Шуфрина. В ходе такого анализа показано, что критическое историко-филологическое рассмотрение формулировок Климента в этом фрагменте и характера его словоупотребления выводит исследование на путь от гипотез о конкретном составе источников текстов Климента к содержательным моментам предложенного им богословского понимания проблем познания Бога, мира и смысла жизни во Христе. Кроме того в статье описан корпус мест из сочинений Климента, которые дают материал для рассмотрения их в контексте других гипотез платоновского «Парменида» и используются в соответствующих построениях Р. Мортли и А. Шуфрина. В этой связи дается предварительная историко-философская и историко-филологическая оценка возможности соотнесения диалектики «Парменида» и богословия Климента в рамках анализа специфики преобразования форм платонической диалектики в христианском контексте диалектико-теологических опытов, содержащихся в сочинениях Климента Александрийского.

Ключевые слова

Климент Александрийский, Платон, знание, бесконечное, Единое, Логос, Монада, единство, множественность.

Список литературы

Burnet I., ed. (1901) Plato «Parmenides». Platonis opera. Tomus II. Tetralogias III–IV Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Choufrine A. (2002) Gnosis, Theophany, Theosis: Studies in Clement of Alexandria’s Appropriation of His Background. New York: Peter Lang (Patristic Studies. Vol. 5).

Dillon J. (1993) «Commentary». Alcinous. The handbook of Platonism. Translated with an Introduction and Commentary by J. Dillon. Oxford: Clarendon press. P. 49–211.

Dodds E. R. (1928) «The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic ‘One’». Classical quarterly. Vol. 22. Issue 3–4. P. 129–142.

Hägg H. F. (2006) Clement of Alexandria and the beginnings of Christian apophaticism: knowing the unknowable. New York: Oxford University Press.

Mansfeld J. (1992) «Substance, Being and Division in Middle Platonist and Later Aristotelian Contexts (Excurs)». Mansfeld J. Heresiography in context: Hippolytus’ Elenchos as a source for Greek philosophy. Leiden: Brill (Philosophia Antiqua. Vol. 56). P. 78–109.

Mortley R. (1973) Connaissance religieuse et herméneutique chez Clément d’Alexandrie. Leiden: Brill.

Mortley R. (1986) From Word to Silence. Vol. II. The Way of Negation, Christian and Greek. Bonn: Hanstein (Theophaneia. Vol. 31).

Mühlenberg E. (1966) Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Novum Testamentum Graece (2012) Nestle-Aland. Novum Testamentum Graece. 28th revised edition. Ed. B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft.

Osborn E. (1957) The Philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge: Cambridge University Press.

Ross W. D., ed. (1950) Aristotelis Physica. Oxford: Clarendon Press.

Runia D. T. (2010) «Early Alexandrian Theology and Plato’s Parmenides». Plato’s Parmenides and Its Heritage. Ed. by J. D. Turner, K. Corrigan. Vol. 2. Its Reception in Neoplatonic, Jewish and Christian Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature. P. 175–187.

Stählin O., hg. (1905) Clemens Alexandrinus. Bd. I. Proirepticus. Paedagogus. Leipzig: J. C. Hinrichs (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Bd. 12).

Stählin O., hg. (1906) Clemens Alexandrinus. Bd. II. Stromata I–VI. Leipzig: J. C. Hinrichs (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Bd. 15).

Stählin O., hg. (1909) Clemens Alexandrinus. Bd. III. Stromata VII, VIIIExcerpta ex Theodoto Eclogae Propheticae Quis Dives Salvetur Fragmente. Leipzig: J. C. Hinrichs (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Bd. 17).

Turner J. D., Corrigan K., eds. (2010) Plato’s Parmenides and Its Heritage. Vol. 1. History and Interpretation from the Old Academy to Later Platonism and Gnosticism. Vol. 2. Its Reception in Neoplatonic, Jewish and Christian Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature.

Wyrwa D. (1983) Die christliche Platonaneignung in den Stromateis des Clemens von Alexandrien. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Arbeiten zur Kirchengeschichte. Bd. 53).

Whittaker J. (1976) «Philological Comments on the Neoplatonic Notion of Infinity». The Significance of Neoplatonism. Ed. by R. Baine Harris. Norfolk, VA: International Society for Neoplatonic Studies, Old Dominion University (Studies in Neoplatonism. Vol. 1). P. 155–172.

Whittaker J., ed. (1990) Alcinous. Didaskalikos. Enseignement des doctrines de Platon. Paris: Belles Lettres.

Wolfson H. (1962) Philo. Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity, and Islam. Vol. 2. Structure and Growth of Philosophical Systems from Plato to Spinoza. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Zhyrkova A. (2010) «Reconstructing Clement of Alexandria’s Doctrine of Categories». Conversations Platonic and Neoplatonic: Intellect, Soul, and Nature. Ed. by J. F. Finamore, R. Berchman. Sankt Augustin: Academia Verlag. P. 145–154.

Алкиной (1994) «Учебник платоновской философии». Пер. Ю. А. Шичалина. Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 121). С. 625–663.

Аристотель (1981) «Физика». Пер. В. П. Карпова. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 83). С. 59–262.

Аристотель (1983) «Никомахова этика». Пер. Н. В. Брагинской. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 90). С. 53–293.

Афонасин Е. В., ред., пер., комм. (2003) Климент Александрийский. Строматы. Т. 1–3. СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли. Источники).

Бирюков Д. С. (2013) «О платонизме в философско-богословской системе Климента Александрийского». Платоновский сборник. Приложение к Вестнику Русской христианской гуманитарной академии (Том 14, 2013). Т. 2. М.; СПб.: Издательства РГГУ и РХГА. С. 293–301.

Братухин А. Ю., пер. (2006) Климент Александрийский. «Увещевание к язычникам». Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент, и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской масли. Источники). С. 47–143.

Доддс Э. (2009) «“Парменид” Платона и происхождение неоплатонического Единого». ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 3. Вып. 1. С. 336–353.

Исаков А. Н. (1999) «Формы философской аналитики». Исаков А. Н., Сухачёв В. Ю. Этос сознания. СПб.: Изд-во СПбГУ. С. 6–111.

Ноговицин О. Н. (2017) «Материя образования: Педагогика Климента Александрийского и начала платонической космологии». Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». № 2 (8). С. 9–28.

Платон (1994) «Государство». Пер. А. Н. Егунова. Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 117). С. 79–420.

Платон (2017) Парменид. Перевод с введением, комментариями, приложением, указателем имен Ю. А. Шичалина. СПб.: Изд-во РХГА (Наследие Платона).

Плотин (2007) Трактаты 1–11. Пер., предисл., коммент. Ю. А. Шичалина. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина.

Порфирий (1939) «Введение к Категориям Аристотеля». Аристотель. Категории. С приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. М.: Государственное социально-экономическое издательство. С. 51–76.

Шуфрин А. М. (2006) «Климент Александрийский о беспредельности Бога». Историко-философский ежегодник ‘2006. С. 39–100.

Шуфрин А. М. (2011) «Учение Климента Александрийского и гипотезы платоновского “Парменида”». Црквене Студjе. Годишњак Центра за црквене студjе. Година VIII. Броj 8. С. 61–69.

Шуфрин А. М. (2013) Гнозис, богоявление, обожение. Климент Александрийский и его источники. М.: Библиотека богослова.

© Олег Ноговицин, 2017

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.