Нина Савченкова. Вера как акт, опыт, переживание. Том 3. № 2. 2018

Информация о публикации

Вера как акт, опыт, переживание
Название на языке публикации:
Вера как акт, опыт, переживание
Автор:
Нина Савченкова
Доктор философских наук, профессор Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры теории психоанализа Восточно-Европейского Института Психоанализа.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 5–21.
Текст статьи исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 5–21.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

В статье сделана попытка предложить развернутую интерпретацию определения веры, данного апостолом Павлом. Такая интерпретация может быть укоренена в трояком основании антропологической тематизации ритуала, философском понимании акта веры и трактовке личностного изменения в психоаналитической практике. В ХХ в. антропология, философия и психоанализ достигли синхронизации в стремлении помыслить опыт субъективации в его наиболее критических точках. В этом совместном усилии наметилась траектория понимания веры, где сущностными моментами являются интенциональный, инструментальный и конститутивный характер ритуального действия; привативная модификация мысли, знание о возможности, которая предписана, но «пока недейственна»; а также различение страдания и боли, рассмотрение боли как фундаментального факта, указание на несамодостаточность и безосновность страдания.

Анализ ритуального действия, предпринятый М. Моссом, реконструирует его технический характер, где смысл технического раскрывается как вплетенность убежденности в само действие, как исходное единство делания и делаемого. Это позволяет понять магическую эффективность как следствие конституирования символического измерения, основанного на желании Другого. Подобным же образом М. Мосс тематизирует молитву — не столько как духовный опыт, но как действие, чей специфический предмет — слово. Именно работа со словом, бесконечные акты произнесения, служат основным способом вхождения в Символическое и формируют субъекта.

Психоаналитический опыт, также основанный на работе слова, обращается к травматическим источникам личного опыта. Трансформации психоаналитической мысли в ХХ в. (от З. Фрейда до У. Биона) позволяют говорить не столько о значимости проработки и переписывания личной истории, сколько о задаче создания «аппарата для думания мысли» в качестве способа символической переработки невыносимого, возможности справиться с психической болью.

Вопрос о мысли и о знании становится фокусом проблематизации опыта веры. Определение веры, данное А. Бадью, позволяет объединить антропологическую и психоаналитическую традицию под знаком идеи «безосновности» страдания как «пребывания при мысли»; последнее же понять как стремление и невозможность отстоять ее, позволяющие страданию забывать о самом себе в этой борьбе.

Ключевые слова

Ритуал, субъект, мысль, присутствие, страдание, боль, психическая реальность, фрустрация, избегание фрустрации, контейнирование.

Список литературы

Bion W. R. (1959) «Attacks on Linking». International Journal of Psycho-Analysis. Vol. 40. P. 308–315.

Бадью А. (1999) Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга (Библиотека современной французской философии).

Бион У. Р. (2008) Научение через опыт переживания. М.: «Когито-Центр» (Библиотека психоанализа).

Бион У. Р. (2009) Элементы психоанализа. М.: «Когито-Центр» (Библиотека психоанализа).

Бион У. Р. (2010) Внимание и интерпретация. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа.

Кляйн М. (1997) Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: Б.С.К. (Современный психоанализ).

Кьеркегор С. (1993а) «О понятии иронии». Логос. Философско-литературный журнал. № 4. С. 176–198.

Кьеркегор С. (1993б) «Страх и трепет». Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика (Библиотека этической мысли). С. 13–112.

Леви-Строс К. (2008) Структурная антропология. М.: Академический проект.

Мосс М. (2000а) «Очерк о природе и функции жертвоприношения». Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия. С. 7–104.

Мосс М. (2000б) «Набросок общей теории магии». Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия. С. 105–232.

Мосс М. (2000в) «Молитва». Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия. С. 233–330.

Огден Т. (2001) Мечты и интерпретации. Ощущая человеческое. М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии).

Платон (1993) «Федон». Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 116). С. 7–80.

Платон (1994) «Государство». Платон. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 117). С. 79–420.

Ферро А. (2007) Психоанализ: создание историй. М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии).

Фрейд З. (1995) «Неудобства культуры». Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика. С. 299–336.

Фрейд З. (1998) «Проблема дилетантского анализа, или Дискуссия с посторонним». Фрейд З. Интерес к психоанализу. Избранное. Ростов-на-Дону: Феникс. С. 43–156.

Фрейд З. (2006) «Невроз и психоз». Фрейд З. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. Психология бессознательного. М.: Фирма СТД. С. 353–361.

Хайдеггер М. (1998) Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей.

© Нина Савченкова, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.