Мария Варламова. О соотношении кафолических свойств и природы сущего у Александра Афродисийского. Том 3. № 2. 2018

Информация о публикации

О соотношении кафолических свойств и природы сущего у Александра Афродисийского
Название на языке публикации: О соотношении кафолических свойств и природы сущего у Александра Афродисийского
Автор:
Мария Варламова
Кандидат философских наук, научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 347–357.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья
Финансовая поддержка:  Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00047: «Последователи Иоанна Дунса Скота в схоластике XIV–XVI вв.: проблемы эпистемологии и метафизики».
 

Аннотация

Предмет статьи — проблема кафолического в метафизике Александра Афродисийского и соотношение кафолического, единичного сущего и общей природы, на основании которой кафолическое сказывается о единичном. В статье разбирается проблема общего определения души в сравнении с определением животного как общего рода, которую Александр обсуждает в апории 1.11 «Апорий и решений». Александр различает кафоличность рода, который сказывается о природе, тождественной в каждом из сущих этого рода, и кафоличность души как надродовой общности. Он утверждает, что, хотя душа не является родом, сказывание души как общего о различных душах не является омонимичным, но основано на общности природы. Однако в этом случае общая природа находится в разных единичных не равным, но различным способом, и соотношение кафолического и единичного Александр определяет как отношение последующего к предшествующему, или сказывание многого к одному. При этом кафолическое определяется как последующее, или сопутствующее, по отношению к природе сущего. Структура предикации кафолического, описанная в апории 1.11, соотносится с проблемой многообразного сказывания сущего и единого в комментарии на IV книгу «Метафизики». Сущее и единое как первое само по себе сопутствующее свойство сущего сказываются многими способами от одного или к одному: то одно, к которому сказывается единство, определяется как единое по числу подлежащее, или каждая сущность, но единство и сущее как наиболее кафолическое могут сказываться о каждом сущем не омонимично не на основании единства каждого единичного, а на основании единства сущности как природы, общей для всего сущего.

Ключевые слова

Метафизика, Аристотель, Александр Афродисийский, кафолическое, сущность, природа, единое.

Список литературы

Bruns I., ed. (1892) Alexandri Aphrodisensis «Quaestiones». Alexandri Aphrodisensis praeter Commentaria Scripta Minora: Quaestiones, De Fato, De Mixtione. Berlin: Reimer (Supplementum Aristotelicam. Vol. 2. Pars 2). P. 1–163.

Castelli L. M. (2011) «Greek, Arab and Latin Commentators on Per Se Accidents of Being qua Being and the Place of Aristotle, Metaphysics, Book Iota». Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. Vol. XXII. P. 153–208.

Goris W. (2015) Transzendentale Einheit. Leiden; Boston: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 119).

Hayduck M., ed. (1891) Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis metaphysica commentaria. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. I).

Jaeger W., ed. (1957) Aristotelis Metaphysica. Oxford: Clarendon Press.

Kalbfleisch C., ed. (1907) Simplicii in Aristotelis Categorias Commentarium. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. VIII).

Knebel S. K. (1989) In Genere latent Aequivocayiones. Zur Tradition der Universalienkritik aus dem Gaist der Dihäerese. Hildesheim; Zuerich; New York: Georg Olms Verlag (Philosophische Texte und Studien. Bd. 20).

Lloyd A. C. (1981) Form and Universal in Aristotle. Liverpool: Francis Cairns (Classical and Medieval Texts, Papers and Monographs).

Moraux P. (1942) Alexandre d’Aphrodise: Exégète de la noétique d’Aristote. Liege; Paris: Les Belles Lettres.

Pines S. (1961) «A New Fragment of Xenocrates and Its Implications». Transactions of the American Philosophical Society. New Series. Vol. 51. № 2. P. 3–34.

Ross W. D., ed. (1956) Aristotelis de Anima. Oxford: Clarendon Press (Oxford Classical Texts).

Sharples R. (2005) «Alexander of Aphrodisias on Universals. Two Problematic Texts». Phronesis. Vol. 50. № 1. P. 43–55.

Sirkel R. (2010) The Problem of Katholou (Universals) in Aristotle (PhD dissertation. University of Western Ontario. Electronic Thesis and Dissertation Repository. Paper 62).

Sirkel R. (2011) «Alexander of Aphrodisias’ Account of Universals and its Problems». Journal of the History of Philosophy. Vol. 49. № 3. P. 297–314.

Sorabji R. (2006) «Universals Transformed: the First Thousand Years after Plato». Universals, Concepts, and Qualities. New Essays on the Meaning of Predicates. Ed. by P. F. Strawson, A. Chakrabarti. Aldershot: Ashgate. P. 105–125.

Tweedale M. (1984) «Alexander of Aphrodisias “Views on Universals”». Phronesis. Vol. 29. № 3. P. 279–303.

Варламова М. (2017) «О единстве сущего как предмета первой науки в комментарии Александра Афродисийского на “Метафизику” Аристотеля». Esse: Философские и теологические исследования. Т. 2. № 1/2 . С. 289–305.

© Мария Варламова, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.