Григорий Беневич. Толкование Максимом Исповедником «гостеприимства Авраама» в Быт. 18 и предшествующая православная традиция. Том 4. № 1. 2019

Информация о публикации

Толкование Максимом Исповедником «гостеприимства Авраама» в Быт. 18 и предшествующая православная традиция
Название на языке публикации: Толкование Максимом Исповедником «гостеприимства Авраама» в Быт. 18 и предшествующая православная традиция
Автор:
Григорий Беневич
Кандидат культурологии, доцент Русской христианской гуманитарной академии.
Адрес: Набережная реки Фонтанки, д. 15, 191011, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 270–281.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
DOI
 

Аннотация

В православной экзегезе существуют две основные традиции толкования явления Бога Аврааму в Быт. 18:1–3: явление трех мужей Аврааму интерпретируется либо как явление Христа (Логоса) до Воплощения, сопровождаемого двумя ангелами, либо, позднее, как явление образа Троицы в лице трех человек/ангелов. В статье исследуется толкование этого библейского отрывка Максимом Исповедником. Это толкование рассматривается в контексте его учения о любви, его философских идей и мистического учения. Показано, что экзегеза Максима может быть понята как творческий синтез двух предыдущих представленных в православной традиций толкований этого места. Согласно Максиму, принимая трех человек как тождественных себе по природе, Авраам узнал в них и через них Бога в качестве Благого Отца и Творца всех людей. Утверждение Максима о том, что Авраам узнал «всех людей в одном, и одного — во всех» (Max. Ep. 2), не означает, что все люди были совершенно одинаковы, т. е. полностью тождественны, для Авраама. Это означает, что для Авраама каждый человек был принят в родство Богом, и любовь Авраама к человечеству (φιλανθρωπία) в отношении к каждому человеку была Божией любовью к человечеству. Это та самая любовь Бога к человечеству, которую Бог совершенным образом проявил, став человеком во Христе.

Бог Максима Исповедника — это точно бог философов, поскольку Он очень близок к Единому и Благу неоплатоников. В то же время Он также Бог Авраама, увиденный в христианской перспективе. Он активно вторгается в человеческую сферу, например, открывая Себя, как это случилось с Авраамом. Однако это откровение было возможно, согласно Максиму, благодаря философским добродетелям Авраама. Такими добродетелями были любовь Авраама к человечеству и созерцание логоса человеческой природы или же преодоление дуальности материи и формы и единение с Единым (Max. Thal. 28).

Ключевые слова

Православная экзегеза, Максим Исповедник, теофания, Ветхий Завет, гномическая воля, добродетели, любовь.

Список литературы 

Baehrens W. A., hg. (1920) Origenes. «Die 16 Genesishomilien». Origenes Werke. Bd. 6. Homilien zum Hexateuch in Rufins Uebersetzung. Teil 1. Die Homilien zu Genesis, Exodus und Leviticus. Leipzig: J. C. Hinrichs (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Bd. 29). S. 1–144.

Bucur B. (2015) «The Early Christian Reception of Genesis 18: From Theophany to Trinitarian Symbolism». Journal of Early Christian Studies. Vol. 23. № 2. P. 245–272.

Constas N., ed. (2014) Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers. The Ambigua. Ed. and trans. by N. Constas. Vols. I–II. Vol. I. Cambridge, Mass.; London: Harvard University Press (Dumbarton Oaks Medieval Library).

Hannah D. D. (1999) Michael and Christ. Michael traditions and angel Christology in early Christianity. Tubingen: Mohr Siebeck (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe. Bd. 109).

Henry P., Schwyzer H.-R., Armstrong A. H., eds. (1988) Plotinus. Enneads. 7 vols. Ed. by P. Henry, H.-R. Schwyzer and A. H. Armstrong with an English transl. by A. H. Armstrong. Vol. 7. Enneads VI. 6–9. Cambridge, Mass.: Harvard University Press; London: Heinemann (Loeb Classical Library. № 468).

Grypeou E., Spurling H. (2009) «Abraham’s Angels: Jewish and Christian Exegesis of Genesis 18–19». The Exegetical Encounter between Jews and Christians in Late Antiquity. Ed. by E. Grypeou and H. Spurling. Leiden: Brill (Jewish and Christian Perspectives Series. Vol. 18). P. 181–204.

Laga C., Steel C., edd. (1980) Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Vol. I. Quaestiones I–LV una cum latina interpretatione Iohannis Scotti Eriugenae iuxta posita. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 7).

Laga C., Steel C., edd. (1990) Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Vol. II. Quaestiones LVI–LXV una cum latina interpretatione Iohannis Scotti Eriugenae iuxta posita. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 22).

Thunberg L. (1966) «Early Christian Interpretation of the Three Angels in Gen. 18». Studia Patristica. Vol. 7. P. 560–570.

Törönen M. (2007). Union and Distinction in the Thought of St Maximus the Confessor. Oxford: Oxford University Press (Oxford Early Christian Studies).

Евагрий (1994) «Слово о духовном делании, или монах». Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис. С. 94–112.

Максим Исповедник (1993a) «Главы о любви». Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 1). С. 96–145.

Максим Исповедник (1993б) Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопросы I–LV. Пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 2).

Максим Исповедник (2010) Вопросы и недоумения. Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (Византийская философия. Т. 6; Smaragdos Philocalias).

Максим Исповедник (2015). Письма. Пер. с древнегреч. Егора Начинкина, предисл. Ж.-К. Ларше, коммент., научн. ред., сост. Г. И. Беневича. Изд. 2-е, испр. и дополн. СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли; Византийская философия. Т. 17; Smaragdos Philocalias).

© Григорий Беневич, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.