Информация о публикации
Поздние томисты и иезуиты о ментальной речи: структурно-онтологические аспекты | |
Название на языке публикации: | Поздние томисты и иезуиты о ментальной речи: структурно-онтологические аспекты |
Авторы: |
Галина Вдовина
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, Москва, Россия.
E-mail: galvd1@yandex.ru
|
Издание: |
С. 199–226.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Аннотация
Тема мышления как ментальной речи рассматривается в статье на материале схоластической философии XVII в. Тексты, послужившие материалом для статьи, принадлежат к наименее изученной части схоластической традиции; о некоторых упоминаемых авторах современные публикации отсутствуют. Между тем именно постсредневековая схоластика представляет собой вершину схоластической мысли, особенно в области, которую позднее будут относить к философии сознания. Статья сфокусирована на проблеме онтологических единиц, вовлеченных в процесс ментального речения, прежде всего на структуре ментального речевого акта и на понятии-слове, производимом в этом акте. Анализируются две ведущие в постсредневековой схоластике концепции ментальной речи: одна принадлежит поздним томистам, в частности, Иоанну св. Фомы (Жоану Пуансо); другая была разработана иезуитами и анализируется на примере нескольких философских текстов XVII в. Показано, что концепции поздних томистов отличаются онтологической перегруженностью и вводят дополнительные онтологические единицы для разных функций ментального речевого акта, а также практически неизбежно ведут к репрезентативистскому пониманию отношения между мышлением и внешней реальностью. Напротив, концепции иезуитов отличаются онтологической экономностью и не дублируют множественность функций ментального акта множественностью выполняющих эти функции онтологических единиц; как таковые они предоставляют прямой когнитивный доступ к внешней реальности как теоретически правдоподобный. Благодаря этому построения иезуитов выглядят значительно менее архаичными и более привлекательными для современной философии, безусловно заслуживая дальнейшего углубленного изучения.
Ключевые слова
Схоластика XVII в., ментальная речь, поздние томисты, иезуиты, качество в интеллекте, ментальное слово, интенциональный акт.
Список литературы
Bernaldo de Quiros A. (1666) Opus philosophicum, hoc est Cursus integer. Lugduni: Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, Petri Borde, et Guillelmi Barbier.
Boethius (1880) In librum Aristotelis Perihermeneias commentariorum, editio secunda. Ed. C. Meiser. Leipzig: Teubner.
Compton Carleton Th. (1649) Philosophia universa. Antverpiae: Apud Iacovum Mevrsium.
De Rhodes G. (1671) Philosophia peripatetica ad veram Aristotelis mentem. Libris quatuor Digesta et Disputata; Pharus ad theologiam scholasticam. Nunc primum in lucem prodit. Lugduni: Sumptibus Ioannis Antonii Hugvetan, et Guillelmi Barbier.
Franciscus Peinado I. (1698) Disputationes in tres libros Aristotelis de Anima. Opus posthumum. Compluti: Ex officina Francisci Garcia Fernandez.
Friedman R. (2010) Medieval Trinitarian Thought from Aquinas to Ockham. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Friedman R. (2013) Intellectual Traditions at the Medieval University: The Use of Philosophical Psychology in Trinitarian Theology among the Franciscans and Dominicans, 1250–1350. 2 vols. Leiden: Brill (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 108. Teil. 1–2).
Giménez Meliá J. (2003) «Introducción». Suárez F. Los Ejercicios Espirituales de San Ignacio de Loyola. Una Defensa. Introducción, notas y traducción de J. Giménez Meliá. Bilbao; Santander: Mensajero y Sal Terrae. P. 9–29.
Hurtado de Mendoza P. (1624) Universa philosophia in unum corpus redacta. Lugduni: Sumptibus Ludovici Prost. Haeredis Roville.
Ioannes a sancto Thoma (1654) Cursus philosophicus thomisticus. Secundae partis. Pars II. & III. Quae de ente mobili corruptibili ad libros Aristot. De ortu et interitu, et de ente mobili animato ad libros Aristotelis de Anima. Coloniae Agrippinae: Sumptibus Constantini Münich.
Izquierdo S. (1659) Pharus scientiarum. Ubi quidquid ad cognitionem humanatn humanitatis acquisibilem pertinent, ubertim iuxtà, atque succinctè pertractaur. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat, et Michel Lietard.
Juaniz de Echalaz J. (1654) Philosophia, continens Dialecticam, Physicam, Animasticam et Metaphysicam. Lugduni: Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, et Claudii Rigaud.
Kobusch Th. (2000) Christliche Philosophie. Die Entdeckung der Subjektivität. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft (Второе издание: 2006).
Paissac H. (1951) Theologie du verbe: Saint Augustin et Saint Thomas. Paris: Éditions du Cerf.
Panaccio C. (1999) Le discours intérieur. De Platon à Guillaume d’Ockham. Paris: Éditions de Seuil.
Panaccio C. (2001) «Aquinas on intellectual representation». Ancient and Medieval Theories of Intentionality. Ed. by D. Perler. Leiden: Brill. P. 185–201.
Pasnau R. (1997) Theories of Cognition in the Later Middle Ages. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
Peñafiel I. (1655) Cursus integri Philosophici. Tomus tertius. Complectens disputationes in Libros Aristotelis De ortu et interitu, De coelo, et De anima. Lugduni: Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, et Claudii Rigaud.
Stump E. (2005) Aquinas. London: Routledge (Arguments of the Philosophers).
Suárez F. (1991) Comentaria Una Cum Quaestionibus In libros Aristotelis «De Anima». Introducción y edición crítica por S. Castellote. Tomo III. Madrid: Fundación Xavier Zubiri.
Thomas Aquinas (1888) «Sancti Thomae de Aquino Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX». Thomas Aquinas. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.
Vázquez G. (1606) Commentaria Ac Disputationes In Primam Partem Summae Theologiae Sancti Thomae Aquinatis. Tomus secundus. Venetiis: Ex Typographia Euangelistae Deuchini.
Вдовина Г. В. (2009) Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы (Bibliotheca Ignatiana).
© Галина Вдовина, 2018