Галина Вдовина. Ens rationis в метафизике Франсиско Суареса. Том 4. № 2. 2019

Информация о публикации

Ens rationis в метафизике Франсиско Суареса
Название на языке публикации: Ens rationis в метафизике Франсиско Суареса
Автор:
Галина Вдовина
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, Москва, Россия.
Издание:
С. 137–144.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья (предисловие)
Финансовая поддержка:  Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00162: «Ens rationis: несуществующие объекты, ментальные фикции и отрицания в логико-метафизическом дискурсе схоластики XVII в.».
 

Аннотация

Статья посвящена концепции ментального сущего (ens rationis) в «Метафизических рассуждениях» Франсиско Суареса. С точки зрения Суареса, адекватным объектом метафизики как науки служит реальное сущее, взятое в двух его модусах — как существующее актуально и как возможное. Именно реальное сущее Суарес называет сущим как таковым. Поскольку ментальное сущее не является реальным ни в первом, ни во втором смыслах, оно вообще не входит в адекватный предмет метафизики и рассматривается в самом конце трактата Суареса — в своего рода приложении к нему. Тем не менее испанский иезуит считал полезным добавить описание ens rationis к анализу реального сущего, так как оно помогает лучше понять природу и свойства реального. Ментальное сущее Суарес разделяет на три разновидности: отрицания (negationes), лишенности (privationes) и ментальные отношения (relationes rationis). Между первыми двумя группами, неформально объединяемыми под общим именем carentiae, сходство состоит в том, что те и другие выражают отсутствие некоторой формы в вещах и, стало быть, негативны. Различие же в том, что отрицания выражают отсутствие формы в вещах, по своей природе не способных ее иметь, а лишенности — отсутствие формы в вещах, по природе ее имеющих. Carentiae образуют главную, ядерную область ментального сущего, к которой принадлежат также фиктивные и невозможные вещи (кентавры, химеры и т. д.). Третья разновидность ens rationis — ментальные отношения. К ней относятся позитивные и вполне реальные вещи (фундаменты отношения), к которым примысливается соотнесенность с другими вещами (термины отношения). Послесуаресовская схоластика в значительной мере отошла от этой концепции Суареса и поставила в центр области ментального сущего фиктивные объекты.

Ключевые слова

Схоластика, Франсиско Суарес, метафизика, ментальное сущее, ens rationis, отрицания, лишенности, ментальные отношения.

Список литературы

Compton Carleton Th. (1649) Philosophia universa. Antverpiae: Apud Iacovum Mevrsium.

Francisco Suárez (1960–1966) Francisco Suárez SJ Disputationes MetaphysicaeDisputaciones metafísicas. Vol. I–VII. Edic. y traduc. de S. Rábade Romeo, S. Caballero Sánchez y A. Puigcerver Zanón. Madrid: Gredos.

Sebastián Izquierdo (1659) Pharus scientiarum. Ubi quidquid ad cognitionem humanatn humanitatis acquisibilem pertinent, ubertim iuxtà, atque succinctè pertractaur. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat, et Michel Lietard.

© Галина Вдовина, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.