Информация о публикации
Бог бессознателен | |
Название на языке публикации: | Бог бессознателен |
Автор: |
Франсуа Рено
1938 — . Известный французский философ, переводчик, сценарист и театральный деятель, с 1970 г. преподавал в университете Париж VIII, в 1975 г. вошел в редакцию психоаналитического журнала Ornicar?, в 1976 г. вместе с Брижитт Жак основал театральную труппу Пандора, с 1991 по 1997 г. руководил театром Коммуна/Пандора в Обервилье.
|
Перевод с французского: |
Александр Черноглазов
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: paravia@mail.ru
|
Издание: |
С. 56–104.
Публикация полного перевода основного текста и всех приложений. Текст перевода исправлен, переведены опущенные при первой публикации части, добавлены поясняющие примечания. Публикация первого сокращенного варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 63–105.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: | Статья (перевод) |
Аннотация
Книга Франсуа Рено «Бог бессознателен. Лакановские исследования вокруг святого Фомы Аквинского», опубликованная в 1986 г., представляет собой серию статей, посвященных разработке лакановского варианта психоаналитической интерпретации христианской теологии и одновременно анализу позиции Лакана в отношении религии и в первую очередь христианства. Публикуемая здесь в русском переводе IV глава, давшая название всей книге, является центральной ее частью. В ней Рено осуществляет опыт истолкования триадичной теологии христианства на основе логико-математической и топологической моделей психоаналитической интерпретации, характерных для позднего Лакана.
Анализ Рено построен главным образом на материале трактата Фомы Аквинского «О Троице» из первой части «Суммы теологии». Рено дает психоаналитическую интерпретацию последовательности отношений в Троице: порождения Отцом Сына и изведения ими Святого Духа, в первом из которых, с точки зрения ортодоксальной католической догматики, отношение начала исхождения принадлежит Отцу, а во втором — Отцу и Сыну. Однако, как показывает Рено в психоаналитическом ключе, в теологическом описании этого вневременного движения троичных отношений всегда заключен неортодоксальный контекст подстановки на место начала третьей Ипостаси, Святого Духа, как Любви, связующей Отца и Сына. Этот контекст имеет знаковый, т. е. языковой характер символизации, отчего вопрос об изведении Святого Духа и проблема Филиокве, а именно вопрос о начале, порядке и характере отношений исхождения Духа, не мог не стать определяющим в теологических и конфессиональных спорах внутри христианства. Об этом, по мнению Рено, свидетельствует и топологический анализ, поскольку борромеево свойство, которое могло бы связать внутритроичные отношения в целиком замкнутый на себя, догматически нерасторжимый узел, двойственно обнаруживает свои черты только посредством Святого Духа в вопросе о Филиокве, когда отсутствующее Имя-Отца начинает напоминать о себе в знаковом пространстве установления Его Имен.
Ключевые слова
Бессознательное, теология, психоанализ, Троица, топология, борромеев узел, Жак Лакан, Фома Аквинский.
Список литературы
Althusser L. (1965) «Contradiction et surdéterminantion (Notes pour une recherché)». Althusser L. Pour Marx. Avant-propos de É. Balibar. Paris: François Maspero (Collection «Théorie»). P. 85–128.
Augustin (1955) Œuvres de saint Augustin. Vol. 15. Deuxième série: Dieu et son œuvre. La Trinité (livres I–VII). I. Le mystère. Texte de l’édition bénédictine. Traduction et notes par M. Mellet et Th. Camelot. Introduction par E. Hendrikx. Paris: Desclée De Brouwer (Bibliothèque augustinienne).
Badiou A. (1982) Théorie du sujet. Paris: Éditions du Seuil (L’Ordre philosophique).
Couturat L. (1980) Les principes des mathématiques. Avec un appendice sur la philosophie des mathématiques de Kant. Paris: Librairie scientifique et technique Albert Blanchard.
Foucault M. (1984) Histoire de la sexualité. T. 2. L’usage des plaisirs. Paris: Gallimard (Bibliothèque des histoires).
Frege G. (1971) «Sens et denotation». Frege G. Écrits logiques et philosophiques. Traduit de l’allemand par Cl. Imbert. Paris: Éditions du Seuil (Points Essais). P. 102–126.
Freud S. (1941) «Zur Psychopathologie der Alltagslebens. Über Vergessen, Versprechen, Vergreifen, Aberglaube und Irrtum». Freud S. Gesammelte Werke in 18 Bänden mit einem Nachtragsband. Hrsg. von A. Freud, M. Bonaparte, E. Bibring, W. Hoffer, E. Kris und O. Osakower. Erste Ausgabe. Bd. 4. Zur Psychopathologie der Alltagslebens. London: Imago Publishing.
Freud S. (1940) «Massenpsychologie und Ich-Analyse». Freud S. Gesammelte Werke in 18 Bänden mit einem Nachtragsband. Hrsg. von A. Freud, M. Bonaparte, E. Bibring, W. Hoffer, E. Kris und O. Osakower. Erste Ausgabe. Bd. 13. Werke aus den Jahren 1920–1924. London: Imago Publishing. S. 71–161.
Freud S. (1948a) «Hemmung, Symptom und Angst». Freud S. Gesammelte Werke in 18 Bänden mit einem Nachtragsband. Hrsg. von A. Freud, M. Bonaparte, E. Bibring, W. Hoffer, E. Kris und O. Osakower. Erste Ausgabe. Bd. 14. Werke aus den Jahren 1925–1931. London: Imago Publishing. S. 111–205.
Freud S. (1948b) «Die Zukunft einer Illusion». Freud S. Gesammelte Werke in 18 Bänden mit einem Nachtragsband. Hrsg. von A. Freud, M. Bonaparte, E. Bibring, W. Hoffer, E. Kris und O. Osakower. Erste Ausgabe. Bd. 14. Werke aus den Jahren 1925–1931. London: Imago Publishing. S. 325–380.
Freud S. (1984a) «Sur le mécanisme psychique de l’oubli». Freud S. Résultats, Idées, Problèmes. Vol. 1. 1890–1920. Paris: PUF (Bibliothèque de psychanalyse). P. 99–107.
Freud S. (1984b) «La significativité de la séquence de voyelles». Freud S. Résultats, Idées, Problèmes. Vol. 1. 1890–1920. Paris: PUF (Bibliothèque de psychanalyse). P. 169.
Freud S. (1984c) «Grande est la Diane des éphésiens». Freud S. Résultats, Idées, Problèmes. Vol. 1. 1890–1920. Paris: PUF (Bibliothèque de psychanalyse). P. 171–173.
Freud S. (1984d) «L’intérêt de la psychanalyse». Freud S. Résultats, Idées, Problèmes. Vol. 1. 1890–1920. Paris: PUF (Bibliothèque de psychanalyse). P. 187–213.
Gilson É. (1944) La philosophie au Moyen Age. Des origines patristiques à la fin du XIVe siècle. Deuxième édition, revue et augmentée. Paris: Payot (Bibliothèque historique).
Gilson É. (1952) Jean Duns Scot. Introduction a ses positions fondamentales. Paris: Vrin.
Gilson É. (1983a) «La notion d’existence chez Guillaume d’Auvergne». Gilson É. Études Médiévales. Avant-propos de J.-F. Courtine. Paris: Vrin. P. 105–141.
Gilson É. (1983b) «Maïmonide et la Philosophie de l’Exode». Gilson É. Études Médiévales. Avant-propos de J.-F. Courtine. Paris: Vrin. P. 143–145.
Gramsci A. (1959) «Problèmes du matérialisme historique». Gramsci A. Œuvres choisies. Traduction française et notes par G. Moget et A. Monjo, préface de G. Cogniot. Paris: Éditions Sociales. P. 15–299.
Joüon P. (1923) Grammaire de l’hébreu biblique. Rome: Institut Biblique Pontifical.
Julien P. (1975–1976) «Pour introduire le noeud borroméen». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 5. P. 99–103.
Kuratowski K. (1966) Introduction à la théorie des ensembles et à la topologie. Traduit de l’édition anglaise par M. Vuilleumier. Édition complétée par l’auteur. Genève: l’Enseignement mathématique, Institut de mathématiques de l’Université de Genève (Monographies de l’Enseignement mathématique. Vol. 15).
Lacan J. (1966a) «Fonction et champ de la parole et du langage en psychanalyse (Rapport au congrès de Rome)». Lacan J. Ecrits. Paris: Éditions du Seuil. P. 237–322.
Lacan J. (1966b) «D’une question préliminaire à tout traitement possible de la psychose». Lacan J. Ecrits. Paris: Éditions du Seuil. P. 531–583.
Lacan J. (1966c) «La science et la vérité». Lacan J. Ecrits. Paris: Éditions du Seuil. P. 855–877.
Lacan J. (1973a) Le Séminaire. Livre XI. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse (1964). Texte établi par J.-A. Miller. Paris: Éditions du Seuil.
Lacan J. (1973b) «l’Étourdit». Scilicet. № 4. P. 5–52.
Lacan J. (1975a) «Le Séminaire XXII. R.S.I. (1974–75)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 2. P. 87–105.
Lacan J. (1975b) «Le Séminaire XXII. R.S.I. (1974–75)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 3. P. 95–110.
Lacan J. (1975c) «Le Séminaire XXII. R.S.I. (1974–75)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 4. P. 91–106.
Lacan J. (1975–1976) «Le Séminaire XXII. R.S.I. (1974–75)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 5. P. 15–66.
Lacan J. (1975d) «Introduction à l’édition allemande d’un premier volume des Écrits (Walter Verlag)». Scilicet. № 5. P. 11–17.
Lacan J. (1975e) Le Séminaire. Livre XX. Encore (1972–1973). Texte établi par J.-A. Miller. Paris: Éditions du Seuil.
Lacan J. (1976) «Le Séminaire XXIII. Le Sinthome (1975–76)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 6. P. 3–20.
Lacan J. (1977a) «Le Séminaire XXIII. Le Sinthome (1975–76)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 9. P. 32–40.
Lacan J. (1977b) «Le Séminaire XXIII. Le Sinthome (1975–76)». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 11. P. 2–9.
Lacan J. (1991) Le Séminaire. Livre VIII. Le Transfert (1960–1961). Texte établi par J.-A. Miller. Paris: Éditions du Seuil.
Mannoni O. (1976) «L’athéisme de Freud». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 6. P. 21–32.
Massignon L. (1963a) «Al-Hallaj, le phantasme crucifié des Docêtes et Satan selon les Yézidis». Massignon L. Opera minora. Textes recueillis, classes et présentés avec une bibliographie par Y. Moubarac. T. 2. Beirut: Dar al-Maaref (Recherches et documents). P. 18–28.
Massignon L. (1963b) «L’arabe, langue liturgique de l’Islam». Massignon L. Opera minora. Textes recueillis, classes et présentés avec une bibliographie par Y. Moubarac. T. 2. Beirut: Dar al-Maaref (Recherches et documents). P. 543–546.
Massignon L. (1963c) «Soyons des Sémites spirituels». Massignon L. Opera minora. Textes recueillis, classes et présentés avec une bibliographie par Y. Moubarac. T. 3. Beirut: Dar al-Maaref (Recherches et documents). P. 823–830.
Miller J.-A. (1975) «Matrice». Ornicar? Bulletin périodique du Champ freudien. № 4. P. 3–8.
Milner J.-C. (1983) Les Noms indistincts. Paris: Seuil (Connexions du Champ freudien).
Reinach S. (1908) Cultes, mythes et religions. T. 1–5. 2e éd. revue et corrigée. T. 1. Paris: Ernest Leroux.
Russell B. (1938) Principles of Mathematics. 2nd ed. New York: W. W. Norton & Company, INC Publishers.
Saint Thomas d’Aquin (1962) Somme théologique. La trinité T. I. Ia, questions 27–32. Latin — français. Traduction française avec notes et appendice par H.-F. Dondaine. 2e éd. Paris: Éditions du Cerf.
Saint Thomas d’Aquin (1950) Somme théologique. La trinité T. II. Ia, questions 33–43. Latin — français. Traduction française avec notes et appendice par H.-F. Dondaine. 2e éd. Paris: Ed. de la Revue des Jeunes.
Soury P. (1981) Chaînes, Nœuds, Surfaces. La topologie de Lacan. Année 1980–1981. Transcrit par J. Lafont. Paris: Bibliothèque de l’École de la Cause freudienne (Documents et travaux).
Spinoza (1883) «Epistolae Doctorum Quorundam Virorum ad B. d. S. et Auctoris Responsiones, ad Aliorum Ejus Operum Elucidationem Non Parum Facientes». Benedicti de Spinoza opera, quotquot reperta sunt. Recognoverunt J. van Vloten en J. P. N. Land. 2 vols. Vol. 2. Hagae Comitum: Martinus Nijhoff. P. 1–258.
Thomas Aquinas (1939) S. Thomae Aquinatis OP Summa theologica. Editio eminentissimo cardinali Josepho Pecci oblata. Editio quarta. Tomus 1–5. T. 1. Parisiis: Sumptibus P. Lethielleux, Bibliopolae Editoris.
Wajeman G. (1982) Le Maître et l’Hystérique. Paris: Navarin (Bibliothèque des analytica).
Вергилий (1994) «Энеида». Вергилий. Собрание сочинений. СПб.: Биографический институт «Студиа Биографика». С. 119–368.
© Франсуа Рено, 2017 © Александр Черноглазов, пер., 2017