Ф. В. Й. Шеллинг. Трактат об источнике вечных истин. Том 3. № 2. 2018

Информация о публикации

Трактат об источнике вечных истин
Название на языке публикации: Трактат об источнике вечных истин
Автор: Ф. В. Й. Шеллинг
Перевод с немецкого:
Андрей Паткуль
Кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Комментарии: 
Андрей Паткуль
Кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.

Виталий Иванов
Научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.

Олег Ноговицин 
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, доцент Кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 122–186.
Текст перевода сверен с оригиналом и исправлен, комментарии исправлены и значительно дополнены. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. № 1/2. 2013. С. 154–207.
Язык:
Русский
Тип публикации: Перевод и комментарии
 

Список литературы к комментариям

Albertini (1616) Francisci Albertini SJ Corollaria, seu Quaestiones theologicae de Trinitate, Incarnatione Verbi, et de Eucharistia. Tomus II. Lugduni: Sumptibus Horatii Cardon.

Bañes (1585) Dominici Bañes OP Scholastica Commentaria in Primam partem Angelici Doctoris D. Thomae. Salmanticae: Apud S. Stephanum Ordinis Praedicatorum.

Bayle P. (1705) Continuation des pensées diverses, Ectrites à un Docteur de Sorbonne, à location de la Comete qui parut au mois de Decembre 1680 ou Reponse á plusieurs dificultez que Monsieur *** a proposées à l’Auteur. Tome Second. À Rotterdam: Chez Reinier Leers.

Bayle P. (1706) Réponse aux questions d’un provincial. Tome Second. À Rotterdam: Chez Reinier Leers.

Booth E. (2000) «Leibniz and Schelling». Studia Leibnitiana. Bd. 32. Half 1. S. 86–104.

Calvin (1552) Ioannis Calvini De aeterna Dei praedestinatione. Genevae: Ex officina Ioannis Crispini.

Calvin (1637) Ioannis Calvini Institutio Christianae religionis. Genevae: Apud Iacobum Stoer.

Cousin V. (1838) De la Métaphysique d’Aristote: papport sur le concours ouvert par l’Académie des sciences morales et politiques: suivi d’un essai de traduction du premier livre de la Métaphysique. Deuxième édition. Paris: Ladrange.

Descartes (1668) «Epistola CXII. Ad R. P. Mersennum». Renati Descartes Epistolae, Partim ab Auctore Latino sermone conscriptae, partim ex Gallico translatae. In quibus omnis generis quaestiones Philosophicae tractantur, & explicantur plurimae difficultates quae in reliquis ejus operibus occurrunt. Pars prima. Amsterdami: Apud Danielem Elzevirium. P. 358–363.

Descartes (1682) «Epistola CIV. Ad R. P. Mersennum». Renati Descartes Epistolae, Partim ab Auctore Latino sermone conscriptae, partim ex Gallico translatae. In quibus omnis generis quaestiones Philosophicae tractantur, & explicantur plurimae difficultates quae in reliquis ejus operibus occurrunt. Pars secunda. Amsterdami: Ex Typographia Blaviana, Sumptibus Societatis. P. 336–342.

Descartes R. (1897) Ouevre. Publiées par C. Adam et P. Tannery. Correspondence. Vol. I: Avril 1622 – Février 1638. Paris: Léopold Cerf Imprimeur-éditeur.

Duns Scotus (1639) «Ioannis Duns Scoti OFM Reportata Parisiensia II-A». Ioannis Duns Scoti Opera omnia (editio Wadding). Tomus XI. Pars II. Lugduni: Sumptibus Laurentii Durand.

Duns Scotus (1950–2013) «Ioannis Duns Scoti OFM Ordinatio I–IV». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. I–XIV. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.

Duns Scotus (1960–2004) «Ioannis Duns Scoti OFM Lectura I–III». Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. XVI–XXI. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.

Duns Scotus (1997) «Ioannis Duns Scoti Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis. Libri VI–IX». Ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, and R. Wood. BIoannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica. Vol. IV. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.

Franciscus de Mayronis (1520) Francisci de Mayronis OFM Scriptum in quatuor libros Sententiarum, ac quodlibeta, cum tractatibus formalitatum, et de primo principio, insuper explanatione divinorum terminorum, et tractatus de univocatione entis. Venetiis: Mandato et impensis Octaviani Scoti ac sociorum.

Henricus de Gandavo (1983) «Henrici de Gandavo Quodlibet IX». Ed. by R. Macken. Henrici de Gandavo Opera Omnia. Vol. 13. Louvain: Leuven University Press (Ancient and Medieval Philosophy. Series 2).

Hoffmann T. (2002) Creatura intellecta. Die Ideen und Possibilien bei Duns Scotus mit Ausblick auf Franz von Mayronis, Poncius und Mastrius. Münster: Aschendorff Verlag (Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters. Neue Folge. Bd. 60).

Hoffmann T. (2009) «Duns Scotus on the Origin of the Possibles in the Divine Intellect». Philosophical Debates at Paris in the Early Fourteenth Century. Ed. by S. F. Brown, T. Dewender, T. Kobusch. Leiden: Brill. P. 359–379.

Honnefelder L. (1990) Scientia transcendens: Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suárez — Wol — Kant — Peirce). Hamburg: Felix Meiner Verlag.

Izquierdo (1659) Sebastiani Izquierdo SJ Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat et Mich. Lietard.

King P. (2001) «Duns Scotus on Possibilities, Powers, and the Possible». Potentialität und Possibilität. Modalaussagen in der Geschichte der Metaphysik. Hrsg. von T. Buchheim, C. H. Kneepkens, K. Lorenz. Stuttgart – Bad Cannstatt: Frommann–Holzboog. P. 175–199.

Kobusch T. (1987) Sein und Sprache. Historische Grundlegung einer Ontologie der Sprache. Leiden: Brill (Studien zur Problemgeschichte der antiken und mittelalterlichen Philpsophie. Bd. 11).

Leibniz G. G. (1840) «De rerum originatione radicali». God. Guil. Leibnitii Opera Philosophica Quae Extant Latina Gallica Germanica Omnia. Insturxit J. E. Erdmann. Pars Prior. Berolini: Sumtibus G. Eighleri. P. 147–150.

Leibniz G. G. (1839) «Essais de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l’homme et l’origine du mal». God. Guil. Leibnitii Opera Philosophica Quae Extant Latina Gallica Germanica Omnia. Insturxit J. E. Erdmann. Pars Altera. Berolini: Sumtibus G. Eighleri. P. 468–665.

Leinkauf Th. (1998) Schelling als Interpret der philosophischen Tradition: Zur Rezeption und Transformation von Platon, Plotin, Aristoteles und Kant. Münster: Lit Verlag (Münsteraner Philosophische Schriften. Bd. 5).

Malebranche N. (1965) Oeuvres complètes. Tomes XII–XIII. Entretiens sur la métaphysique et sur la religion. Tome XIII. Entretiens sur la mort. Ouvrage publié en coédition avec le Centre National de la Recherche Scientifique. Édité par A. Robinet. Paris: Librairie Philosophique J. Vrin (Bibliothèque des textes philosophiques).

Mastri (1708) Bartholomaei Mastrii de Meldula Disputationes ad mentem Scoti in XII Aristotelis Stagiritae Libros Metaphysicorum. Pars posterior. Venetiis: Apud Nicolaum Pezzana.

Maurer A. (1950) «Ens diminutum: a Note on its Origin and Meaning». Mediaeval Studies. Vol. 12. P. 216–222.

Mondadori F. (2004) «The Independence of the Possible according to Scotus». Duns Scot à Paris, 1302–2002. Actes du colloque de Paris, 2–4 septembre 2002. Édités par O. Boulnois, E. Karger, J.-L. Solère, G. Sondag. Turnhout: Brepols Publishers (Textes et Etudes du Moyen Age. № 26). P. 313–374.

Onomasticon philosophicum (1989) Onomasticon philosophicum. Latinoteutonicum et teutonicolatinum. Hrsg. von K. Aso, M. Kurosaki, T. Otabe, S. Yamauchi. Tokio: Tetsugaku-Shobo.

Poncius (1672) Ioannis Poncii, ordinis FF. Minorum, Philosophiae ad mentem Scoti Cursus integer. Lugduni: Sumpt. Laur. Arnaud et Petri Borde.

Ravaisson F. (1837) Essai sur la métaphysique d’Aristote. Tome I. Paris: L’imrimerie royal.

Ravaisson F. (1846) Essai sur la métaphysique d’Aristote. Tome II. Paris: Librairie de Joubert, éditeur.

Raynaud (1665) Theophili Raynaudi SJ Theologia naturalis, siue Entis increati et creati, intra supreman abstractionem, ex naturae lumine inuestigatio. Tomus V. Lugduni: sumpt. Horatii Boissat et Georgii Remeus.

Rutherford (1651) Samuelis Rhaetorfortis Exercitationes apologeticae pro divina gratia, in quibus vindicatur doctrina orthodoxa de divinis decretis, & Dei tum aeterni decreti, tum gratiae efficacis operationis, cum hominis libertate consociatione & subordinatione amicâ. Franekerae: Impensis Johannis Dueiringh.

Schelling F. W. J. (1856) Sämmtliche Werke. Zweite Abteilung. Erster Band. Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag.

Schelling F. W. J. (1857) Sämmtliche Werke. Zweite Abteilung. Zweiter Band. Philosophie der Mythologie. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag.

Schelling F. W. J. (1861a) «Die Weltalter. Erstes Buch (aus dem handschriftlichen Nachlaß)». Schelling F. W. J. Sämmtliche Werke. Erste Abteilung. Achter Band. 1811–1815. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag. S. 195–344.

Schelling F. W. J. (1861b) «Darstellung des philosophischen Empirismus (Aus dem handschriflichen Nachlaß)». Schelling F. W. J. Sämmtliche Werke. Erste Abteilung. Zehnter Band. 1833–1850. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag. S. 225–286.

Schelling F. W. J. (1861с) «Vorrede zu einer philosophischen Schrift von Herrn Victor Cousin». Schelling F. W. J. Sämmtliche Werke. Erste Abteilung. Zehnter Band. 1833–1850. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag. P. 201–224.

Schelling F. W. J. (1861d) «Zur geschichte der neueren Philosophie (Aus dem handschriftlichen Nachlaß)». Schelling F. W. J. Sämmtliche Werke. Erste Abteilung. Zehnter Band. 1833–1850. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag. S. 1–200.

Schelling F. W. J. (1989) Einleitung in die Philosophie (1830). Hrsg. von W. E. Ehrhardt. Stuttgart – Bad Cannstatt: Frommann–Holzboog (Schellingiana. Bd. 1).

Schelling F. W. J. (1990a) «On the Source of Eternal Truths». Transl. by Ed. A. Beach. The Owl of Minerva. Vol. 22. № 1. P. 55–67.

Schelling F. W. J. (1990b) Philosophie der Offenbarung 1841/42. Hrsg. von M. Frank. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Schelling F. W. J. (1998) «De la source des vérités éternelles». Schelling F. W. J. Introduction à la philosophie de la mythologie. Traduction du GDR Schellingiana (GNRS) sous la direction de J.-F. Courtine et J.-F. Marquet. Paris: Gallimard. P. 527–542.

Schelling F. W. J. (2007) 1849. Niederlage der Revolution und Ausarbeitung der reinrationalen Philosophie. Hrsg. von M. Schaver. Hamburg: Felix Meiner Verlag (Friedrich Wilhelm Joseph Schelling. Philosophische Entwürfe und Tagebücher. Bd. 14).

Schmutz J. (1998) «Les paradoxes métaphysiques d’Henri de Gand durant la seconde scolastique». Medioevo. Rivista di storia della filosofia medievale. Vol. 24. P. 89–149.

Schmutz J. (2002) «Sebastián Izquierdo: de la science divine à l’ontologie des états de choses». Sur la science divine. Édités par J.-C. Bardout, O. Boulnois. Paris: PUF (Epiméthée). P. 412–435.

Schmutz J. (2003) La querelle des possibles. Recherches philosophiques et textuelles sur la métaphysique jésuite, 1540–1767. (Thèse de Doctorat. Ecole Practique des Hautes Etudes, Paris; Université Libre de Bruxelles). Tome I.

Schmutz J. (2006) «Bartolomeo Mastri et la mouche». Rem in seipsa cernere. Saggi sul pensiero filosofico di Bartolomeo Mastri (16021673). Atti del Convegno di studi sul pensiero filosofico di Bartolomeo Mastri da Meldola (16021673), Meldola — Bertinoro, 2022 settembre 2002. A cura di M. Forlivesi; con introduzioni di A. Ghisalberti e G. Piaia. Padova: Il Poligrafo (Subsidia mediaevalia Patavina. № 8). P. 469–520.

Schmutz J. (2009) «Les innovations conceptuelles de la métaphysique espagnole post-suarézienne: les status rerum selon Antonio Pérez et Sebastián Izquierdo». Quaestio. Annuario di storia della metafisica. Vol. 9. P. 61–99.

Suárez (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinate traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur. Tomus Prior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.

Thomasius (1676) M. Jacobi Thomasii Dilucidationes Stahlianae, hoc est, In partem priorem Regularum philosophicarum Danielis Stahlis p. m. Praelectiones. Lipsiae: Frommannus.

Twisse (1639) Gulielmi Twisse Dissertatio de Scientia media Tribus Libris Absoluta. Arnhemii: Apud Jacobum a Biesium.

Vazquez (1620) Gabrielis Vazquez SJ Commentariorum, ac Disputationum in Primam partem S. Thomae. Tomus I. Lugduni: Sumptibus Ioannis Phillehotte.

Wippel J. F. (1981) «The Reality of Nonexisting Possibles According to Thomas Aquinas, Henry of Ghent, and Godfrey of Fontaines». Review of Metaphysics. Vol. 33. № 4. P. 729–758.

Аристотель (1976) «Метафизика». Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 65). С. 63–367.

Аристотель (1978) «Вторая аналитика». Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 76). С. 255–346.

Гомер (1990) Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Л.: Наука (Литературные памятники).

Декарт Р. (1989) «Из переписки 1619–1643 гг.». Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 106). С. 581–618.

Иоанн Дунс Скот ОМБ (2015) «Ординация. Книга I. Дистинкция 43 и параллельные тексты (Ординация I, дист. 43, единств. вопр.; фрагменты из: Ординация I, дист. 36, единств. вопр.; Ординация II, дист. 1, вопр. 2; Репортация I–A, дист. 43, вопр. 1)». Пер. с лат. и прим. В. Л. Иванова. Многоликая софистика: Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени. Отв. ред. П. В. Соколов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 26–57.

Иванов В. Л. (2015) «“То, чему не противоборствует бытие”: Учение Дунса Скота о возможном сущем и о противоречивом “ничто” в теологической экспликации сущности твари как объекта божественного знания и всемогущества». Многоликая софистика: Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени. Отв. ред. П. В. Соколов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 17–26.

Кальвин Ж. (1998) Наставление в христианской вере. В 3 т. Т. 2. М.: Изд. РГГУ.

Кант И. (2006) «Критика чистого разума (2-е изд. (B), 1787)». Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2. Ч. 1. М.: Наука.

Лейбниц Г. В. (1982) «О глубинном происхождении вещей». Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 84). С. 282–290.

Лейбниц Г. В. (1989) «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 109). С. 49–466.

Макиавелли Н. (2004) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Изд-во «АСТ» (Золотой фонд мировой классики). С. 136–468.

Мальбранш Н. (1999) Разыскания истины. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Платон (1994) «Государство». Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 117). С. 79–420.

Резвых П. В. (2003) «Поздний Шеллинг и Кант». Историко-философский ежегодник ‘2002 (Изд.: М.: Наука, 2003). С. 180–203.

Резвых П. В. (2005) «Ранний Шеллинг и Кант: поиски безусловного». Историко-философский ежегодник ‘2004 (Изд.: М.: Наука, 2005). С. 250–278.

Теренций (1985) «Евнух». Теренций. Комедии. М.: Издательство «Художественная литература» (Библиотека античной литературы. Рим). С. 191–278.

Фома Аквинский (2006) Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1–64. М.: Издатель Савин С. А.

Шеллинг Ф. В. Й. (1989а) «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах». Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 108). С. 86–158.

Шеллинг Ф. В. Й. (1989б) «К истории новейшей философии (Мюнхенские лекции)». Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 108). С. 387–560.

Шеллинг Ф. В. Й. (1998) Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Шеллинг Ф. В. Й. (1999) Система мировых эпох. Мюнхенские лекции 1827–1828 гг. в записи Эрнста Ласо. Подготовка текста и вступительная статья З. Петца. Томск: Водолей.

Шеллинг Ф. В. Й. (2000) Философия откровения. В 2 т. Т. 1. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Шеллинг Ф. В. Й. (2002) Философия откровения. В 2 т. Т. 2. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Шеллинг. Ф. В. Й. (2013а) Философия мифологии. В 2 т. Т. 1. Введение в философию мифологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета (ακμή).

Шеллинг. Ф. В. Й. (2013б) Философия мифологии. В 2 т. Т. 2. Монотеизм. Мифология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета (ακμή).

© Андрей Паткуль, пер., коммент., 2018  © Виталий Иванов, коммент., 2018  © Олег Ноговицин, коммент., 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.