Андрей Судаков. Рефлексивная конструкция и конкретная духовность. Ранний Фихте и философия духа. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Рефлексивная конструкция и конкретная духовность. Ранний Фихте и философия духа
Название на языке публикации:
Рефлексивная конструкция и конкретная духовность.
Ранний Фихте и философия духа
Автор:
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
Издание:
С. 67–86.
Текст статьи исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 106–125.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Статья анализирует самые первые печатные рецензии Фихте. Восходящая к Гегелю трактовка системы Фихте видит в ней субъективно-идеалистическую философию самосознания, ориентированную на принцип абсолютного тождества (идеалистический монизм). В противоположность этой трактовке, в работе обосновывается тезис, что уже на ранней стадии мысль Фихте ориентирована на идею Я как целого духа в единстве с его дорефлективной действительностью.

Рецензия на Крейцера (Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793) тематизирует понятие воли как способности практического самоопределения в контексте кантовской этики автономии. В центре внимания здесь различение двух актов практического самоопределения: акта автономного морального законодательства, в силу которого разум является практическим, и акта определения себя к следованию закону. Первый акт не является в эмпирическом сознании и не подлежит закону основания; через его посредство самодеятельность Я придает способности желания форму закона. Второй акт самоопределения подлежит закону основания; он дан в эмпирическом сознании. Целостная картина духа может быть получена соотнесением двух актов самоопределения Я. В рецензии на Шульце-Энезидема (Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792) мысль Фихте движется от обсуждения «положения сознания» Рейнгольда. Из разбора спора Энезидема с Рейнгольдом у Фихте кристаллизуется понятие об абсолютном Я, не данном в эмпирическом созерцании, но полагаемом в интеллектуальном, и об абсолютном Не-Я, также не созерцаемом, а только полагаемом. Раскрытие предпосылок реального опыта сознания требует установления всеобщих действий духа; уже в этих текстах намечаются первые два основоположения наукоучения: тетическое и антитетическое. В фокусе внимания оказывается понятие о «дело-действии» (Thathandlung) и изначальном полагании. Однако полагаемые интеллектуальным созерцанием основоположения не имеют реального смысла без фактичности опыта эмпирического сознания. Образ человеческого духа намечается в этом свете в форме монодуалистической метафизики. Тематизированы чистое Я в интеллектуальном созерцании как способность независимого самополагания и Я как эмпирически определенная действенность «интеллигенции». Эти два аспекта должны быть единством, однако в опыте постоянно противоречат друг другу. Разум является практическим, поскольку стремится соединить эти аспекты реальности Я; однако он действителен только как стремление, — упразднение их разногласия означало бы упразднение практического разума. Два цикла рефлексии, посредством которых у Фихте строится система теоретического и практического наукоучения, также намечены уже на самом раннем этапе ее становления.

Ключевые слова

Фихте, Кант, Рейнгольд, дух, философия духа, рефлексия, полагание, самоопределение, практический разум, монодуализм.

Список литературы

Creuzer L. (1793) Skeptische Betrachtungen über die Freiheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer.

Fichte J. G. (1965a) «[Rezension: Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793]». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795. Hrsg. von H. Jacob und R. Lauth. Unter Mitwirkung von M. Zahn. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 7–14.

Fichte J. G. (1965b) «[Rezension: Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792]». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795. Hrsg. von H. Jacob und R. Lauth. Unter Mitwirkung von M. Zahn. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 41–67.

Reinhold K. L. (1790) Beyträge zur Berichtigung bisheriger Mißverständnisse der Philosophen. Erster Band, das Fundament der Elementarphilosophie betreffend. Jena: Johann Michael Mauke.

[Schulze G. E.] (1792) Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D.

Гегель Г. В. Ф. (1988) «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии в начале XIX столетия». Кантовский сборник. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Выпуск 13. Калининград. С. 150–174.

Гегель Г. В. Ф. (1989) «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии в начале XIX столетия». Кантовский сборник. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Выпуск 14. Калининград. С. 126–156.

Гегель Г. В. Ф. (1990) «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имевшими целью облегчить обзор состояния философии в начале XIX столетия». Кантовский сборник. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Выпуск 15. Калининград. С. 127–157.

Кант И. (1997) «Основоположение к метафизике нравов». Кант И. Соч. на нем. и рус. яз.: в 4 т. Т. 3. М.: Ками. С. 38–275.

Киреевский И. В. (2002) «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е. Е. Комаровскому)». Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М.: Правило Веры. С. 151–213.

Судаков А. К. (1998) Абсолютная нравственность: этика автономии и абсолютный закон. М.: Эдиториал УРСС.

Франк С. Л. (1990) «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии». Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда (Из истории отечественной философской мысли). С. 181–559.

Хесле В. (1992) Гении философии Нового времени: Лекции в институте философии РАН. М.: Наука (Философы современного мира).

© Андрей Судаков, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.