Информация о публикации
Явление Единого. Призраки пантеизма в «Основных чертах современной эпохи» Фихте | |
Название на языке публикации: | Явление Единого. Призраки пантеизма в «Основных чертах современной эпохи» Фихте |
Авторы: |
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
E-mail: asudakow2015@yandex.ru
|
Издание: |
С. 75–90.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Аннотация
В своих популярно-философских лекциях об истории человечества Фихте мало и неохотно говорит об их спекулятивных основаниях, высказываясь же о них, создает у слушателя впечатление, будто непосредственно отождествляет вечную жизнь абсолюта с миром, знанием, человечеством. Отсюда неоднократные упреки в адрес позднего наукоучения в пантеизме. В статье поставлена цель проверить обоснованность этих упреков, связно проанализировав метафизические фрагменты «Основных черт современной эпохи» в контексте религиозно-философского воззрения Фихте этого периода. Впечатление радикального пантеизма оказывается следствием риторически оправданных упрощений и недоговорок. Вечное божественное бытие, жизнь разума, существует или является как знание, или мир, но это явление единого во множественном опосредовано у Фихте взаимопроникновением бытия и трансцендентальной свободы в самом абсолюте, вследствие которого существование божественной жизни, хотя и составляет ее необходимое явление, находится в то же время вне ее, и это двойство образует не «части» вечного бытия, но его излучения, или ипостаси. «Независимые лица» существуют не субстанциально, однако и не иллюзорно, но ипостасно. То же самое опосредование имеет следствием и то, что наряду с метафизикой природы в философском проекте Фихте этого времени появляется метафизика истории как движения к самосознательной свободе человеческого рода. Род, как множество индивидуальных лиц отождествляемый порой в риторической ткани «Основных черт современной эпохи» с жизнью абсолюта, также находится в действительности в не столь тривиальном отношении к металогической божественной жизни: личность, живущая в идее в смысле Фихте, отвлекается от чувственно-эгоистических целей, однако может быть зрячей и действенной на этом плане существования и лишь поскольку сохраняет идеальную индивидуальность; поэтому и практическая метафизика Фихте этого периода оказывается чужда отвлеченного монизма.
Ключевые слова
Фихте, бытие, существование, сознание, человеческий род, личность, идеальная индивидуальность, монизм, монодуализм, пантеизм.
Список литературы
Fichte I. G. (1978) Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
Hegel G. W. F. (1971) «Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie III». Hegel G. W. F. Werke in 20 Bänden mit Registerband. Auf der Grundlage der Werke von 1832–1845 neu edierte Ausgabe (Theorie-Werkausgabe). Hrsg. von E. Moldenhauer und K. M. Michel. Bd. 20. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.
Буткевич Т. (1901) «Учение Фихте о религии, ее сущности и происхождении». Вера и Разум. № 16. Отд. 1. С. 241–257; № 19. Отд. 1. С. 443–469.
Кант И. (1999) Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука (Памятники философской мысли).
Фихте И. Г. (1997) «Наставление к блаженной жизни, или также Учение о религии». Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни. М.: «Канон-плюс» РООИ «Реабилитация» (История философии в памятниках). С. 5–166.
Фихте И. Г. (2000) Наукоучение 1801 года. М.: Логос; Прогресс.
© Андрей Судаков, 2018