Информация о публикации
К публикации русского перевода «Трактата об источнике вечных истин» Ф. В. Й. Шеллинга | |
Название на языке публикации: | К публикации русского перевода «Трактата об источнике вечных истин» Ф. В. Й. Шеллинга |
Автор: |
Андрей Паткуль
Кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: a.patkul@spbu.ru
|
Издание: |
С. 91–121.
Текст предисловия исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. № 1/2. 2013. С. 123–153.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья (предисловие)
|
Аннотация
Настоящая статья представляет собой комментарий, сопровождающий публикацию перевода работы Ф. В. Й. Шеллинга 1850 г. под названием «Трактат об источнике вечных истин» на русский язык. В статье выделены три основания, по которым публикация такового перевода представляется актуальной. 1) Трактат показывает своеобразие отношения Шеллинга к историко-философскому материалу, включая философские образцы античности и средневековья. Так, например, если для его современника и оппонента Гегеля в Средние века философия упала на «уровень рассудочной метафизики и формальной диалектики», то, по мнению Шеллинга, средневековая философия достойна того, чтобы искать в ней достаточные решения метафизических проблем. При этом Шеллинг не выстраивает какой-то единой линии истории философии от античности до его времени, но набрасывает сразу несколько направлений осмысления вопроса об источнике вечных истин, которые могут быть проведены от одного мыслителя к другому в истории философии. 2) Трактат позволяет увидеть особенность позиции самого мыслителя в рамках новоевропейской философии в целом и немецкого идеализма. Текст его еще раз показывает, что Шеллинг видит себя в качестве начинателя так называемой «позитивной философии», которая имеет своим предметом действительное существование. Из этой перспективы он оценивает предшествующую мысль: как докантовскую философию, так и начинание самого Канта. Особый интерес представляет собой шеллинговская критика послекантовского немецкого идеализма, который трактуется им как определенный регресс по сравнению с кантовскими завоеваниями в философии, а именно — регресс к теологическому рационализму школы Хр. Вольфа, который с особой силой воспроизводится в системе, основанной на науке логики. 3) Данный текст позволяет увидеть значимость философии позднего Шеллинга для современного состояния проблемного поля философии. Особый акцент в предисловии ставится поэтому на понятиях фактичности и экзистенции, которые становятся одними из ведущих тем в философии, начиная с ХХ столетия. Шеллинговская трактовка этих понятий во многом придала их содержанию ту чеканку, которую они имеют и по сей день.
Ключевые слова
Ф. В. Й. Шеллинг, немецкий идеализм, «Трактат об источнике вечных истин», идеал разума, бытие и мышление, сущность, существование.
Список литературы
Beckers H. (1858) «Historisch-kritische Erörterungen zu Schelling’s Abhandlungen über die Quelle der ewigen Wahrheiten und Kant’s Ideal der reinen Vernunft». Abhandlungen der philosophisch-philologischen Classe der Königlich Bayrischen Akademie der Wissenschaften. Achter Band der Reihe der Denkschriften der XXXIII Band. München: Verlag der Königlichen Akademie der Wissenschaften in Comission bei G. Franz. S. 719–746.
Buchheim Th. (1992) Eins von Allem. Die Selbstbescheidung des Idealismus in Schellings Spätphilosophie. Hamburg: Felix Meiner Verlag (Paradeigmata. Bd. 12).
Frank M. (1992) Der unendliche Mangel an Sein. Schellings Hegelkritik und die Anfänge der Marxschen Dialektik. 2. Aufl. München: Wilhelm Fink Verlag.
Grondin J. (1997) «Die späte Entdeckung Schellings in Hermeneutik». Zeit und Freiheit: Schelling — Schopenhauer — Kierkegaard — Heidegger, Akten der Fachtagung der Internationalen Schellinggesellschaft. Budapest, 24. bis 27. April 1997. Hrsg. von I. M. Fenér, W. G. Jacobs. Budapest: Ketef Bt. S. 65–72.
Habermas J. (1954) Das Absolute und die Geschichte. Von der Zwiespältigkeit in Schellings Denken. Bonn: H. Bouvier Verlag.
Hartmann E. (1869) Schelling’s positive Philosophie als Einheit von Hegel und Schopenhauer. Berlin: Otto Loewenstein.
Heidegger M. (1991) Gesamtausgabe. II. Abteilung: Vorlesungen 1919–1944. Bd. 49: Die Metaphysik des deutschen Idealismus. Zur erneuten Auslegung von Schelling: Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände (1809). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann Verlag.
Hiltscher R, Klinger S. (2012) «Vorwort». Friedrich Wilhelm Joseph Schelling. Neue Wege der Forschung. Hrsg. von R. Hiltscher, S. Klinger. Darmstadt: WBG. S. 7–8.
Hogrebe W. (1989) Prädikation und Genesis. Metaphysik als Fundamentalheuristik im Ausgang von Schellings «Die Weltalter». Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.
Holz H. (1970) Spekulation und Faktizität. Zum Freiheitsbegriff des mittleren und späten Schellings. Bonn: H. Bouvier Verlag.
Janke W. (2009) Die dreifache Vollendung des deutschen Idealismus. Schelling, Hegel und Fichtes ungeschriebene Lehre. Amsterdam; New York: Rodopi (Fichte-Studien-Supplementa. Bd. 22).
Jaspers K. (1955) Schelling. Grösse und Verhängnis. München: Piper Verlag.
Klinger S. (2012) «Schwerpunkte der Schellingforschung». Friedrich Wilhelm Joseph Schelling. Neue Wege der Forschung. Hrsg. von R. Hiltscher, S. Klinger. Darmstadt: WBG. S. 9–18.
Leinkauf Th. (1998) Schelling als Interpret der philosophischen Tradition: Zur Rezeption und Transformation von Platon, Plotin, Aristoteles und Kant. Münster: Lit Verlag (Münsteraner Philosophische Schriften. Bd. 5).
Schelling F. W. J. (1856) Sämmtliche Werke. Zweite Abteilung. Erster Band. Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Stuttgart; Augsburg: J. G. Cotta’scher Verlag.
Schelling F. W. J. (1870) Aus Schellings Leben. In Briefen. Hrsg. von. G. L. Plitt. 3 Bde. Bd 3: 1821–1854. Leipzig: S. Hirzel Verlag.
Schelling F. W. J. (1907) «Abhandlung über die Quelle der ewigen Wahrheiten». Schelling F. W. J. Werke in 3 Bde. Bd. 3. Leipzig: Fritz Eckardt Verlag. S. 699–714.
Schelling F. W. J. (1990) «On the Source of Eternal Truths». Transl. by Ed. A. Beach. The Owl of Minerva. Vol. 22. № 1. Fall 1990. P. 55–67.
Schelling F. W. J. (1998) «De la source des vérités éternelles». Schelling F. W. J. Introduction à la philosophie de la mythologie. Traduction du GDR Schellingiana (GNRS) sous la direction de J.-F. Courtine et J.-F. Marquet. Paris: Gallimard. P. 527–542.
Schmidt Al. (1901) «Die Lehre Schelling’s von der Quelle der ewigen Wahrheiten». Philosophisches Jahrbuch. Hrsg. von C. Gutberlet. Bd. 14. Fulda: Druck und Commission-Verlag der Fuldaer Actiendruckerei. S. 366–373.
Schulz W. (1975) Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings. 2. Aufl. Pfullingen: Neske Verlag.
Апель К.-О. (2001) «Две фазы феноменологии в своем воздействии на философское предпонимание языка и поэзии в настоящее время». Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос (Серия Σ сигма). С. 7–32.
Бофре Ж. (2007) Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн. 1. Греческая философия. СПб.: Владимир Даль.
Гегель Г. В. Ф. (1935) «Лекции по истории философии. Кн. 3». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 11. М.; Л.: Соцэкгиз.
Гегель Г. В. Ф. (1971) Наука логики. В 3 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 43).
Доброхотов А. Л. (1986) Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского университета.
Резвых П. В. (2003) «Поздний Шеллинг и Кант». Историко-философский ежегодник ‘2002 (Изд.: М.: Наука, 2003). С. 180–203.
Шеллинг Ф. В. Й. (1989) «К истории новейшей философии (Мюнхенские лекции)». Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 108). С. 387–560.
Шеллинг Ф. В. Й. (2002) Философия откровения. В 2 т. Т. 2. СПб.: Наука (Слово о сущем).
Шеллинг. Ф. В. Й. (2013) Философия мифологии. В 2 т. Т. 1. Введение в философию мифологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета (ακμή).
© Андрей Паткуль, 2018