Информация о публикации
Душа и тело поэзии | |
Название на языке публикации: | Душа и тело поэзии |
Автор: |
Александр Секацкий
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: asekatski@mail.ru
|
Издание: |
С. 5–16.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Финансовая поддержка: |
Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00669 «Логос и поэзис: философская герменевтика русского поэтического высказывания».
|
Аннотация
В статье поэзия рассматривается как важнейший продукт хронопоэзиса, спонтанного производства времени. В этой связи ставится вопрос о соотношение души поэзии (которая сама есть легкая душа мира) и ее возможного тела и проводится развернутое сравнение поэзии с ближайшими к ней «формациями духа» — с музыкой и живописью. В результате стихотворение (опус) предстает как точка кристаллизации сквозного поэтического измерения всего сущего и происходящего. Поэтические приемы рассматриваются как операции внутри самого времени, своего рода темпоральные комбинации, что позволяет сопоставить опыт поэзии с современной физикой. При этом поэтическая интуиция (и интуиция художника в целом) предстают как демиургические практики, эксплицитное освоение которых выглядит чрезвычайно перспективным.
В свою очередь поэзия (как и искусство в целом), будучи символическим производством, может быть разделена на чистую процессуальность, создающую опусы, а также эффекты поэтической очарованности, и продукт, отличающийся характером устойчивости и воспроизводимости. Это, например, архив созданных и признанных стихотворений и набор приемов, которые можно изучать — хотя бы для того, чтобы от них оттолкнуться. При этом тело поэзии, как и тело музыки, является чрезвычайно пластичным и гибким, оно подлежит самым разнообразным трансформациям, но всюду остается прибежищем души или, если угодно, универсальной способности поэтического схватывания мира.
Отношения поэзии с телом повседневности, с рутинным режимом присутствия не предполагают никакой регулярности — ведь поэзия кончается как раз там, где предсказуемая регулярность вступает в свои права. Из-за этого таким трудноуловимым оказывается преобразующее воздействие искусства: все, что присвоено сознанием как часть сенсориума, получает статус естества — и теряет следы своего происхождения.
Ключевые слова
Хронопоэзис, собственное время феноменов, поэзия и живопись, Поэзис мира, спонтанность, происхождение тела.
Список литературы
Кэролл Ш. (2017) Вечность. В поисках окончательной теории времени. М.; СПб.: Питер (New Science).
Мандельштам О. (1994) Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. Стихи и проза 1930–1937 гг. М.: Арт-Бизнес-Центр.
Пуханова Л. В. (2004) До. СПб.: Геликон Плюс; Амфора.
Пылькин А. А. (2005) Времена года (с прологом и эпилогом). Стихотворения. СПб.: Геликон Плюс.
Секацкий А. К. (2016а) «Проблема истины и безнаказанность познания». Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 16. № 1. С. 51–55.
Секацкий А. К. (2016б) «Проблема времени у Канта, Даниила Хармса и Чжуан-цзы». Секацкий А. К. Философия возможных миров. Очерки. СПб.: Лимбус-пресс. С. 335–356.
Хайдеггер М. (1993) «Исток художественного творения». Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис (Феноменология. Герменевтика. Философия языка). С. 47–116.
Хармс Д. (1997) «Сказка». Хармс Д. Полное собрание сочинений. Т. 3. Произведения для детей. СПб.: Академический проект. С. 175–179.
Шпенглер О. (1998) Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль.
© Александр Секацкий, 2019