Информация о публикации
Черта под метафизикой, или К истории субъективности | |
Название на языке публикации: | Черта под метафизикой, или К истории субъективности |
Автор: |
Александр Погоняйло
Доктор философских наук, профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: apogoniailo@gmail.com
|
Издание: |
С. 34–49.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Аннотация
«Черта под метафизикой» отделяет время метафизики от постметафизической эпохи. Она завершает метафизическую историю Запада и начинает историю постметафизическую, поскольку речь идет о понимании бытия, а понимание — это, так или иначе, опыт себя, опыт самопревосхождения, которое приводит нас «в себя», делает нас «опытными», т. е. самими собой, существами историческими, конечными в том радикальном смысле, что само наше бытие есть время. Постметафизическая эпоха в этом плане ничем не отличается от метафизической, кроме того, что наступившее в конце XIX — начале XX века понимание ясно обозначило контуры всей платоновско-аристотелевской науки о сущем как сущем в виде ее онто-тео-логического каркаса, четко описанного и объясненного. Именно интеллектуальный подвиг этого описания сделал прежнюю метафизику неиссякаемым источником идей и смыслов, родившихся в ней когда-то, но оставшихся неосмысленными в силу того, что формировалась она и развивалась преимущественно как разработка поставленного во главу угла великого вопроса о сущности сущего в качестве вопроса созерцательного. Только «отступив» к досократикам, современная мысль смогла стать современной сама себе — постметафизической. Великие фигуры философов прошлого раскрывают «постметафизический» потенциал своего мышления: они — «пост» самих себя, потому что впереди нас, если мы их понимаем, во всяком случае, честно пытаемся понять, забыв о каком-либо «преодолении»: преодолевать нам надо только самих себя.
Все нашумевшие «повороты» (практический, лингвистический, перформативный…), откаты и отказы от метафизики продиктованы этой очевидностью, открывшейся вместе с открытием метафизичности метафизики: истина-соответствие является лишь одной из форм истины-несокрытости (ἀλήθεια), исторически определенной и локально ограниченной. Из чего никак не следует, что об истине можно забыть, и воцарившаяся эпоха «постправды» позволяет болтать что угодно о чем угодно.
Ключевые слова
Сущность, сущее, бытие, подлежащее, субстанция, картезианский субъект, истина-соответствие, истина-несокрытость.
Список литературы
Heidegger M. (1967) Sein und Zeit. Elfte, unveränderte Auflage. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
Plato (1902) «Respublica». Platonis opera. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Ioannes Burnet. Tomus IV. Tetralogia VIII Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).
Taguchi S. (2006) Das Problem des «Ur-Ich» bei Edmund Husserl. Dordrecht: Springer (Phänomenologica. Bd. 178).
Аристотель (1983) «Никомахова этика». Пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской. Аристотель. Соч.: в 4 т. Москва: Мысль. Т. 4 (Философское наследие. Т. 90). С. 53–293.
Боэций (1990) «Против Евтихия и Нестория». Пер. с лат. Т. Ю. Бородай. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука (Памятники философской мысли). С. 167–189.
Гегель Г. В. Ф. (1974) Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. Пер. с нем. Б. Столпнера. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 63).
Гегель Г. В. Ф. (1992) Феноменология духа. Пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, Санкт-Петербургское отделение (Слово о сущем).
Корецкая М. А. (2019) Амбивалентность власти. Мифология, онтология, праксис. СПб.: Алетейя (Независимый альянс) (в печати).
Лейбниц Г. В. (1984) «О способе отличения явлений реальных от воображаемых». Пер. с лат. Г. Г. Майорова. Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 92). С. 110–114.
Ортега-и-Гассет Х. (1991) «Идеи и верования». Пер. с исп. В. Г. Резник. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство (История эстетики в памятниках и документах). С. 462–492.
Платон (1994) «Государство». Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 117). С. 79–420.
Погоняйло А. Г. (2017а) Мышление и созерцание. Материалы к лекциям по истории философии. СПб.: Наука (Слово о сущем).
Погоняйло А. Г. (2017б) «Рецензия на книгу: Taguchi S. Das Problem des “Ur-Ich” bei Edmund Husserl. Dordrecht: Springer, 2006 (Phänomenologica. Bd. 178)». Horizon. Феноменологические исследования. Т. 6. № 2. P. 376–379.
Херрманн Ф.-В. фон (2000) Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Пер. с нем. И. Инишева. Томск: Водолей.
Хайдеггер М. (1997а) Бытие и время. Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem.
Хайдеггер М. (1997б) «Онто-тео-логическое строение метафизики». Хайдеггер М. Тождество и различие. Пер. с нем. А. Денежкина. М.: Гнозис; Логос. С. 29–59.
Хайдеггер М. (2009) Парменид. Пер. с нем. А. П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль.
Хайдеггер М. (2013) Основные понятия метафизики. Мир, конечность, уединение. Пер. с нем. В. В. Бибихина, А. В. Ахутина, А. П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль.
Черняков А. Г. (2001) Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа.
© Александр Погоняйло, 2018