Информация о публикации
Слово о Троице | |
Название на языке публикации: | Слово о Троице |
Автор: |
Александр Черноглазов
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: paravia@mail.ru
|
Издание: |
С. 44–55.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Аннотация
В статье анализируются образы Пресвятой Троицы кисти Андрея Рублева и Феофана Грека как откровение желания внутри Пресвятой Троицы и его связи с желанием человеческим, находящем свое выражение в христианском культе. Описывая человеческое общение, Лакан утверждает, что ему свойственен структурный изъян, нехватка, которую ни один символ не восполняет. Нехватка эта связана с самой речью — она носит радикальный характер и предстает… как коренное условие существование субъективности. Речь не может дать гарантии собственной истины, и в этом смысле неполна: ответа на вопрос о желании она заведомо не дает. Этот дефект и восполняет собой объект а, объект-причина желания — остаток, не укладывающийся в символический строй, с которым субъект желал бы совпасть. Лучший способ к этому утраченному приблизиться — говорит Лакан — это представить его себе в виде частицы тела. В статье сделана попытка показать, что именно эта «частица тела» является смысловым и художественным средоточием рублевской иконы. Поскольку мы мыслим общение внутри Троицы как личностное, оно неизбежно будет строиться как кружение вокруг нехватки, которая не возмещается никаким словом и может быть восполнена лишь добровольной смертью — единственным достоверным свидетельством любви. Нехватка означающего восполняется лишь утратой субъекта, редукцией его к содержимому чаши. Жертва, регулировавшая в Ветхом Завете отношения между человеком и Богом, вводится тем самым на нашей иконе в сердцевину Троичной жизни: жертвоприношение Авраама оказывается по отношению к ней жестом вторичным. Человечество и есть та частица плоти, что нужна Божеству для Своего умаления, для удостоверения Своего желания. Икона являет нам, следовательно, не образ Божественного домостроительства, а откровение внутритроичной жизни: божественное желание обнаруживает себя в ней открыто.
Ключевые слова
Желание, объект а, означающее, личность, образы Пресвятой Троицы, жертвоприношение, кеносис.
Список литературы
Lacan J. (1966) «La science et la vérité». Lacan J. Ecrits. Paris: Éditions du Seuil. P. 855–877.
Lacan J. (2006) Le Séminaire. Livre XVI. D’un Autre à l’autre (1968–1969). Texte établi par J.-A. Miller. Paris: Éditions du Seuil.
Лакан Ж. (1999) Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954–1955). М.: Гнозис; Логос.
Лакан Ж. (2010) Семинары. Книга 10. Тревога (1962–1963). М.: Гнозис; Логос.
Флоренский П. А. (1996) «Троице-Сергиева Лавра и Россия». Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 124). С. 352–369.
© Александр Черноглазов, 2017