Тимур Щукин. Гармония и спасение. Толкование Михаила Пселла на Песн. 2:6 в контексте греческой экзегетической традиции. Том 3. № 1. 2018

Информация о публикации

Гармония и спасение. Толкование Михаила Пселла на Песн. 2:6 в контексте греческой экзегетической традиции
Название на языке публикации: Гармония и спасение. Толкование Михаила Пселла на Песн. 2:6 в контексте греческой экзегетической традиции
Автор:
Тимур Щукин 
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.E-mail: tim_ibif@mail.ru
Издание:
С. 252–286.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 Финансовая поддержка:  Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-03-00329 «Природа и движение в “Комментарии на ‘Физику’ Аристотеля” Михаила Пселла. Исследование влияния позднеантичной традиции, взаимосвязи с православным богословием и рецепции в позднейшей перипатетической физике».
 

Аннотация

В статье на примере толкования Михаила Пселла на книгу Песнь Песней показывается, каким образом в XI в. происходила трансформация «большого текста» православной традиции, корпуса текстов, включающего библейские книги, а также сочинения отцов Церкви. В качестве «пробного камня» взят стих Песн. 2:6, толкование на который присутствует в большинстве комментариев на Песнь Песней и который описывает максимально тесное соединение главных героев данной книги, Жениха и Невесты (в византийской традиции: Христа и человеческой души). Исследование показывает, что Михаил Пселл не только пересматривает традиционную трактовку Песни Песней, но и, вероятно, ставит под сомнение значимость наиболее авторитетного к XI в. комментария на данную библейскую книгу — катен «Трех отцов», сформированных в рамках традиции богословия преподобного Максима Исповедника. Действительно, если лейтмотивом всех византийских толкований на Песнь Песней является трактовка соединения Христа и человеческой души как реального, действенного приобщения человека к Богу, «обожения», то Михаил Пселл предлагает сниженную, скорее моралистическую трактовку образов Песни Песней: это прослеживается не только на трактовке материале толкования Песн. 2:6, но и некоторых других стихов. Возможно, подобная трактовка была полемически направлена против концепции обожения, представленной в катенах «Трех отцов», созданных во многом на основе сочинений Максима Исповедника, крупнейшего теоретика обожения. Его богословский авторитет в XI в. был далеко не общепризнанным, и это позволяло Михаилу Пселлу критически относиться к нему и к богословской традиции, возникшей на основе его учения.

Ключевые слова

Михаил Пселл, Песнь Песней, византийская экзегетика, сотериология, христология, Григорий Нисский, Максим Исповедник.

Список литературы

Auwers J.-M. (2009) «Les chaînes exégétiques comme modèle de lecture polysémique: L’exemple de l’Epitomé sur le Cantique des cantiques». Revue théologique de Louvain. Vol. 40. № 2. P. 213–235.

Auwers J.-M., éd. (2011a) Procopii Gazaei Epitome in Canticum Canticorum. Introduction par J.-M. Auwers et M.-G. Guérard. Édition critique par J.-M. Auwers. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 67).

Auwers J.-M. (2011b) L’interprétation du «Cantique des Cantiques» à travers les chaînes exégétiques grecques. Turnhout: Brepols Publishers (Instrumenta patristica et mediaevalia. Vol. 56).

Baggarly J. D. (1970) «A parallel between Michael Psellus and the Hexaemeron of Anastasius of Sinai». Orientalia Christiana Periodica. Vol. 36. P. 337–347.

Bardy G. (1937) «Apatheia». Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, doctrine et histoire. Publié sous la direction de M. Viller SJ, assisté de F. Cavallera et de J. de Guibert SJ, avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Vol. I. P. 727–746.

Bayliss G. D. (2015) The Vision of Didymus the Blind. A Fourth-Century Virtue-Origenism. Oxford: Oxford University Press (Oxford Theology and Religion Monographs).

Bienert W. A. (1972) «Allegoria» und «Anagoge» bei Didymos dem Blinden von Alexandria. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 13).

Blowers P. M. (1992) «Maximus the Confessor, Gregory of Nyssa and the concept of “perpetual progress”». Vigiliae Christianae. Vol. 46. № 2. P. 151–171.

Borret H., éd. (1967) Origène. Contre Celse. Introduction, texte critique, traduction et notes. T. I (Livres I et II). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 132).

Bossina L. (2001) «Per un’edizione della “Catena dei Tre Padri” sul “Cantico”: Cirillo di Alessandria o Nilo “Ancirano”?» Medioevo greco. Vol. 1. P. 29–51.

Bossina L. (2008) Teodoreto restituito: Ricerche sulla catena dei Tre Padri e la sua tradizione. Alessandria: Edizioni dell’Orso (Studi e ricerche. Vol. 68).

Browning R. (1966) «Le commentaire de saint Nil d’Ancyre sur le Cantique des Cantiques». Revue des études byzantines. Vol. 24. P. 107–114.

Canivet P., Leroy-Molinghen A., éds. (1979) Theodoret de Cyr. Histoire des moines de Syrie. T. II. “Histoire Philothee” XIV–XXX. Traite sur la charite (XXXI). Texte critique, traduction, notes, index. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 257).

Cassin M. (2018) «D’Origène à l’édition de 1615: sources et postérités des Homélies sur le Cantique de Grégoire de Nysse». Gregory of Nyssa: In Canticum Canticorum. Analytical and Supporting Studies. Proceedings of the 13th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Rome, 17–20 September 2014). Leiden; Boston: Brill (Vigiliae Christianae. Supplements. Vol. 150). P. 77–118.

Ceresa-Gastaldo A., ed. (1963) Massimo Confessore. Capitoli sulla carita. Editi criticamente con introduzione, versione e note. Rome: Editrice Studium (Verba seniorum. N. S. № 3).

Ceresa-Gastaldo A., ed. (1979) Philonis Carpasii Commentarium in Canticum Canticorum ex antique uersione latina Epiphanii Scholastici. Editionem criticam cum prolegomenis, italica interpretatio, notis et indicibus. Turin: Società editrice internazionale (Corona partum. Vol. 6).

Ceulemans R. (2011) «New manuscripts of the catena Trium Patrum (“B2”) and of the commentaries by Theodoret of Cyrrhus and the Three Fathers (“B1”) on the Song of Songs». Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. Bd. 61. P. 105–120.

Coakley S. (2018) «Gregory of Nyssa on Spiritual Ascent and Trinitarian Orthodoxy: a Reconsideration of the Relation between Doctrine and Askesis». Gregory of Nyssa: In Canticum Canticorum. Analytical and Supporting Studies. Proceedings of the 13th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Rome, 17–20 September 2014). Leiden; Boston: Brill (Vigiliae Christianae. Supplements. Vol. 150). P. 360–375.

Crouzel H., Simonetti M., éds. (1978) Origène. Traité des principes. Introduction, texte critique et traduction. T. I (Livres I et II). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 252).

Danielou J. (1960) Origen. London; New York: Sheed & Ward.

Declerck J. H., ed. (1982) Maximi Confessoris Quaestiones et Dubia. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 10).

Deutsch C. (2016) «The Interpreter as Intertext: Origen’s First Homily on the Canticle of Canticles». Crossing Boundaries in Early Judaism and Christianity: Ambiguities, Complexities, and Half-Forgotten Adversaries. Essays in Honor of Alan F. Segal. Leiden: Brill (Supplements to the Journal for the Study of Judaism. Vol. 177). P. 221–254.

Doutreleau L., éd. (1962) Didyme L’Aveugle. Sur Zacharie. Texte inédit d’après un papyrus de Toura. Texte critique, traduction et notes. T. II (Livres II et III). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 84).

Doutreleau L., éd. (1992) Didyme L’Aveugle. Traité du Saint-Esprit. Introduction, texte critique, notes et index. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 386).

Drewery B. (1960) Origen and the doctrine of grace. London: The Epworth Press.

Elliott M. W. (2000) The Song of Songs and Christology in the early Church 381–451. Tübingen: J. C. B. Mohr (Studies and Texts in Antiquity and Christianity. Vol. 7.).

Emerson S. D. (1998) The work of Christ according to Gregory of Nyssa (PhD dissertation. Nashville, Tennessee. Vanderbilt University).

Faulhaber M. (1902) Hohelied- Proverbien- und Prediger-Catenen. Wien: Mayer & Co (Theologische Studien der Leo-Gesellschaft. Bd. 4).

Gautier P., ed. (1989) Michaelis Pselli Theologica. Vol. 1. Leipzig: B. G. Teubner (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana).

Gautier P. (1991) «Un discours inédit de Michel Psellos sur la Crucifixion». Revue des études byzantines. Vol. 49. P. 5–66.

Grillmeier A., Hainthaler T. (1996) Christ in Christian Tradition. Vol. 2. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590604). Part 4. The Church ofAlexandria with Nubia and Ethiopia after 451. Transl. by J. Cawte, P. Allen. London: Mowbray; Louisville, KY: WJK.

Gronewald M., hg., übers. (1977) Didymos der Blinde. Kommentar zum Ecclesiastes (Tura-Papyrus). Teil 2. Kommentar zu Eccl. 3–4.12. Bonn: Rudolf Habelt Verlag (Papyrologische Texte und Abhandlungen. Bd. 22).

Gronewald M., Binder G., hg., übers. (1979) Didymos der Blinde. Kommentar zum Ecclesiastes (Tura-Papyrus). Teil 2. Kommentar zu Eccl. 9.810.20. Bonn: Rudolf Habelt Verlag (Papyrologische Texte und Abhandlungen. Bd. 24).

Guinot J.-N. (1995) L’exégèse de Théodoret de Cyr. Paris: Beauchesne (Théologie historique. Vol. 100).

Hausherr I. (1928) «Syméon le Nouveau Théologien: Introduction». Un grand mystique byzantin: Vie de Syméon le Nouveau Théologien 949–1022, par Nicétas Stéthatos. Texte en grec byzantin et traduction française. Éditeur scientifique: I. Hausherr; traducteur: G. Horn. Rome: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum (Orientalia Christiana. Vol. 12. № 45). P. I–XCI.

Hedges Z. T. (2017) «Filled with the gifts of god»: The holy spirit as agent of virtue formation in the participatory pneumatology of Didymus the Blind (PhD dissertation. Louisville, Kentucky. The Southern Baptist Theological Seminary).

Ică I. I. (2017) «Cuviosul Nichita Stethatos contra celor care acuză sfinţii». Revista Teologica. Vol. 1. P. 190–202.

Jenkins D. (2006) «Psellos’ Conceptual Precision». Reading Michael Psellos. Ed. by C. E. Barber, D. Jenkins. Leiden; Boston: Brill (Medieval Mediterranean. Vol. 61). P. 131–151.

Jenkins D. (2017) «Michael Psellos». The Cambridge Intellectual History of Byzantium. Ed. by A. Kaldellis, N. Siniossoglou. Cambridge: Cambridge University Press. P. 447–461.

Kaldellis A., Siniossoglou N., eds. (2017) The Cambridge Intellectual History of Byzantium. Cambridge: Cambridge University Press.

Karo G., Lietzmann H. (1902) «Catenarum graecarum catalogus». Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-Historische Klasse aus dem Jahre 1902. Göttingen: Commissionsverlag der Dieterich’schen Universitätsbuchhandlung Lüder Horstmann. Teil. 1–3. S. 1–66, 299–350, 559–620.

Kirchmeyer J. (1966) «Un commentaire de Maxime le Confesseur sur le Cantique?» Studia Patristica. Vol. 8. P. 406–413.

Koehler L., Baumgartner W., Stamm J. J., Richardson M. E. J., eds. (2002) The Hebrew & Aramaic Lexicon of the Old Testament. Ed. by L. Koehler, W. Baumgartner, J. J. Stamm, transl. and ed. under the supervision of M. E. J. Richardson. 2 vols. Vol. 1. Leiden: Brill.

Laga C., Steel C., edd. (1980) Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Vol. I. Quaestiones I–LV una cum latina interpretatione Iohannis Scotti Eriugenae iuxta posita. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 7).

Laga C., Steel C., edd. (1990) Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Vol. II. Quaestiones LVI–LXV una cum latina interpretatione Iohannis Scotti Eriugenae iuxta posita. Turnhout: Brepols Publishers (Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 22).

Laird M. (1999) «Gregory of Nyssa and the Mysticism of Darkness: A Reconsideration». The Journal of Religion. Vol. 79. № 4. P. 592–616.

Laird M. (2002) «Under Solomon’s tutelage: the education of desire in the Homilies on the Song of Songs». Modern Theology. Vol. 18. № 4. P. 507–525.

Lampe G. W. H., ed. (1961) A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press.

Langerbeck H., ed. (1960) «Gregorii Nysseni Commentarius in Canticum Canticorum». Gregorii Nysseni opera. Vol. VI. Leiden: Brill. P. 3–469.

Lauritzen F. (2013) «Areopagitica in Stethatos: chronology of an interest». Византийский временник. Т. 72. № 97. P. 199–215.

Leanza S. (1995) «L’esegesi poetica di Michele Psello nel Canto di Cantici». La poesia bizantina: atti della terza Giornata di studi bizantini sotto il patrocinjio della Associazione Italiana di Studi Bizantini (Macerata, 11–12 maggio 1993). Napoli: Istituto Universitario Orientale. P. 143–166.

Lecat M. (2014) «Christologie et ecclésiologie dans le Commentaire sur le Cantique des Cantiques d’Épiphane le Scolastique». BABELAO: Electronic Journal for Ancient and Oriental Studies. Vol. 3. P. 45–108.

Lemerle P. (1971) Le premier humanisme byzantin: notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle. Paris: Les Presses universitaires de France (Bibliothèque byzantine. Etudes 6).

Littlewood A. R. (1990) «Michael Psellos and the witch of Endor». Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. Bd. 40. P. 225–231.

Lourié B. (2008) «Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l’origine de l’ “hérésie des physéthésites”». Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 4. P. 201–227.

Maspero G. (2018) «The In Canticum in Gregory’s Theology: Introduction and Gliederung». Gregory of Nyssa: In Canticum Canticorum. Analytical and Supporting Studies. Proceedings of the 13th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Rome, 17–20 September 2014). Leiden; Boston: Brill (Vigiliae Christianae. Supplements. Vol. 150). P. 3–52.

Maspero G., Brugarolas M., Vigorelli I., eds. (2018) Gregory of Nyssa: In Canticum Canticorum. Analytical and Supporting Studies. Proceedings of the 13th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Rome, 17–20 September 2014). Leiden; Boston: Brill (Vigiliae Christianae. Supplements. Vol. 150).

Moore P. (2005) Iter Psellianum. A Detailed Listing of Manuscript Sources for All Works Attributed to Michael Psellos, Including a Comprehensive Bibliography. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies (Subsidia Mediaevalia. Vol. 26).

Musurillo H., Danielou J., eds. (1979) From Glory to Glory: Texts from Gregory of Nyssa’s Mystical Writings. Selected and with an introduction by J. Danielou SJ, transl. and ed. by H. Musurillo SJ. Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press.

Niculescu M. V. (2009) The Spell of the Logos. Origen’s Exegetic Pedagogy in the Contemporary Debate regarding Logocentrism. Piscataway, New Jersey: Gorgias Press (Gorgias Eastern Christian Studies. Vol. 10).

Otis B. (1958) «Cappadocian Thought as a Coherent System». Dumbarton Oaks Papers. Vol. 12. P. 95–124.

Ramelli I. (2018) «Apokatastasis and Epektasis in Cant and Origen». Gregory of Nyssa: In Canticum Canticorum. Analytical and Supporting Studies. Proceedings of the 13th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Rome, 17–20 September 2014). Leiden; Boston: Brill (Vigiliae Christianae. Supplements. Vol. 150). P. 312–339.

Rigo A. (2006) «Giovanni Italos commentatore della “Gerarchia celeste” dello Pseudo-Dionigi l’Areopagita». Nea Rhome. Rivista di ricerche bizantinistiche. Vol. 3. P. 223–232.

Rosenbaum H., hg. (2004) Nilus von Ankyra. Schriften. Bd. 1. Kommentar zum Hohelied. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Papyrologische Texte und Abhandlungen. Bd. 57).

Rousseau D. O., éd. (1966) Origène. Homelies sur le Cantique des cantiques. Introduction, traduction et notes. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 37 bis).

Seville A. R. (2008) Ascetics and Society in Nilus of Ancyra: Old Testament Imagery as a Model for Personal and Social Reform (PhD dissertation. Washington, DC. The Catholic University of America).

Sieben H. J. (1980) Voces. Eine Bibliographie zu Wörtern und Begriffen aus der Patristik (1918–1978). Berlin; New York: Walter de Gruyter (Bibliographia Patristica, Supplementum I).

Simonetti M. (1983) «Lettera e allegoria nell’esegesi veterotestamentaria di Didimo». Velerà Christianorum. Vol. 20. P. 341–389.

Tigcheler J. (1977) Didyme l’Aveugle et l’exégèse allégorique. Étude sémantique de quelque termes exégétique importants de son Commentaire sur Zacharie. Nijmegen: Dekker & van de Vegt (Graecitas Christianorum Primaeva. Vol. 6).

Tobon M. (2010) Apatheia in the teachings of Evagrius Ponticus (PhD dissertation. London. University College London).

Westerink L. G., ed. (1948) Michael Psellus. De omnifaria doctrina. Critical Text and introduction. Nijmegen: Centrale Drukkerij.

Westerink L. G., ed. (1992) Michael Psellus. Poemata. Stuttgart; Leipzig: B. G. Teubner (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana).

Westerink L. G., Duffy J. M., eds. (2002) Michaelis Pselli Theologica. Vol. 2. München; Leipzig: B. G. Teubner (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana).

Ziegler J., hg. (1975) Eusebius Werke. Bd. 9: Der Jesajakommentar. Berlin: Akademie-Verlag (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Bd. 50).

Кривошеин В. (1996). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.

Лурье В. М. (2015) «Луч света в темном веке: Симеон Новый Богослов и догматика византийских Dark Ages». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. С. 406–430.

Максим Исповедник (1993a) «Главы о любви». Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 1). С. 96–145.

Максим Исповедник (1993б) «Главы о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия». Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 1). С. 215–256.

Максим Исповедник (1994) Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопросы I–LV. Пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 2).

Максим Исповедник (1999) «Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX». Пер. и прим. А. И. Сидорова. Альфа и Омега. № 1 (19). С. 48–71.

Максим Исповедник (2010) Вопросы и недоумения. Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; сост., предисл., комм. и науч. ред. Г. И. Беневича. М.; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (Византийская философия. Т. 6; Smaragdos Philocalias).

Михаил Пселл (1998) Богословские сочинения. Пер. с греч., предисл. и примеч. архим. Амвросия (А. Погодина). СПб.: Изд-во РХГИ.

Щукин Т. А. (2011) «Триадология Иоанна Дамаскина в интерпретации Михаила Пселла (на примере 1‑й главы трактата “О всеобщем учении”)». Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 12. № 4. С. 262–266.

Щукин Т. А. (2013) «“Православный” богослов Михаил Пселл и его учение о Троице». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. № 1/2. С. 389–406.

Щукин Т. А. (2015) «Задача с неизвестными: исторический контекст “Богословских слов” Симеона Нового Богослова». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. С. 446–458.

Щукин Т. А. (2017). «О возрождении интереса к учению Максима Исповедника в Византии». Научная сессия ГУАП: сборник докладов: в 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: Изд-во ГУАП. С. 93–96.

© Тимур Щукин, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.