Тимур Щукин, Олег Ноговицин. Леонтий Византийский и его трактат «Опровержение силлогизмов Севира». Том 4. № 2. 2019

Информация о публикации

Леонтий Византийский и его трактат «Опровержение силлогизмов Севира»
Название на языке публикации: Леонтий Византийский и его трактат «Опровержение силлогизмов Севира»
Авторы:
Тимур Щукин
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.

Олег Ноговицин 
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, доцент Кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 165–190.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
Финансовая поддержка:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта №19-011-00778 «Леонтий Византийский и патристическая традиция».
 

Аннотация

Статья представляет собой предисловие к публикации комментированного перевода на русский язык христологического трактата византийского богослова конца V — первой половины VI в. Леонтия Византийского Solutio argumentorum a Severe objectorum (краткое название — Solutio), написанного защиту Халкидонского ороса против монофизитов-севериан. Трактат принадлежит к корпусу сохранившихся до нашего времени сочинений Леонтия и является одним из последних, а, вероятно, и самым поздним его сочинением. В предисловии описывается состав корпуса, место в нем данного трактата; рассматриваются предложенные в исследовательской литературе варианты отождествления личности Леонтия с известными из других источников историческими персонажами этого времени; обсуждается вопрос о хронологии написания сочинений, составляющих «Леонтиевский корпус», и, в частности, Solutio; даются сведения о сохранившихся рукописях трактата и о традиции его издания. Далее в тексте предисловия представлен критический обзор исследовательской литературы, посвященной трактату. Прежде всего, анализируется проблема соотношения позиции Леонтия Византийского по вопросу об общей и индивидуальной природе человечества во Христе в Solutio и более раннем трактате Contra Nestorianos et Eutychianos. Данная проблема является одной из важнейших в современных научных дискуссиях о христианском богословии конца V — первой трети VII в., учитывая так же и то, что датировка трактатов Леонтия, в силу отсутствия достоверных сведений об их авторе, напрямую зависит от интерпретации концептуального содержания этих сочинений. Перевод сделан с критического издания Брайана Дэйли: Leontius of Byzantium. Complete Works. Edition and English translation. Oxford: Oxford University Press, 2017 (Oxford Early Christian Texts).

Ключевые слова

Христология, византийская философия, Леонтий Византийский, Solutio argumentorum a Severe objectorum, Севир Антиохийский, Иоанн Филопон, халкидониты, монофизиты.

Список литературы 

Cross R. (2002) «Individual Natures in the Christology of Leontius of Byzantium». Journal of Early Christian Studies. Vol. 10. № 2. P. 245–265.

Daley В. Е. (1978) Leontius of Byzantium: A Critical Edition of his Works, with Prolegomena (Ph.D. dissertation, Oxford University).

Daley В. Е. (1985) «The Christology of Leontius of Byzantium: Personalism or Dialectics». Arianism: historical and theological reassessments: papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies, September 5–10, 1983, Oxford, England. Ed. by R. C. Gregg. Cambridge, MA: Philadelphia Patristic Foundation. P. 2–13.

Daley В. Е. (1993) «A Richer Union: Leontius of Byzantium and the Relationship of Human and Divine in Christ». Studia patristica. Vol. 24. P. 239–265.

Daley B. E., ed. (2017) Leontius of Byzantium. Complete Works. Edition and English translation. Oxford: Oxford University Press (Oxford Early Christian Texts).

Draguet R. (1924) Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d’Antioche sur l’incorruptibilité du corps du Christ. Louvain.

Evans D. (1970) Leontius of Byzantium: Аn Origenist Christology. Washington, DC: Dumbarton Oaks (Dumbarton Oaks Studies. Vol. 13).

Evans D. (1980) «Leontius of Byzantium and Dionysius the Areopagite». Byzantine Studies. Vol. 7. P. 1–34.

Gockel M. (2000) «A Dubious Christological Formula? Leontius of Byzantium and the Anhypostasis-Enhypostasis Theory». Journal of Theological Studies. Vol. 51. № 2. P. 515–532.

Grillmeier A., Hainthaler T. (1995) Christ in Christian Tradition. Vol. 2. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604). Part 2. The Church of Constantinople in the sixth century. Transl. by J. Cawte, P. Allen. London: Mowbray; Louisville, KY: WJK.

Henry R., ed. (1960) Photius. Bibliothèque. 9 vols. Vol. 2: Codices 84–185. Paris: Les Belles lettres.

Kotter B., hg. (1981) Johannes von Damaskos «Liber de haeresibus». Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. IV: Liber dehaeresibus. Opera polemica. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 22). S. 19–67.

Krausmüller D. (2011) «Making Sense of the Formula of Chalcedon: the Cappadocians and Aristotle in Leontius of Byzantium’s Contra Nestorianos et Eutychianos». Vigiliae Christianae. Vol. 65. № 5. P. 484–513.

Lebon I., ed. (1938) Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et orationis secundae quae supersunt. Louvain: Peeters Publishers (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 112; Scriptores Syri. T. 59 (IV, 4)).

Loofs F. (1887) Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. 1. Buch: Das Leben und die polemischen Werke des Leontius von Byzanz. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung.

Lourié B. (2015) «Leontius of Byzantium and His “Theory of Graphs” against John Philoponus». The Ways of Byzantine Philosophy. Ed. by M. Knežević. Alhambra, CA: Sebastian Press; Western American Diocese of the Serbian Orthodox Church; Faculty of Philosophy, Kosovska Mitrovica (Contemporary Christian thought series. Vol. 32). P. 143–170.

Perrone L. (1980) «Il Dialogo contro gli aftartodoceti» di Leonzio di Bisanzio e Severo di Antiochia». Cristianesimo nella storia. Vol. 1. P. 411–443.

Rashed M. (2007) «Un texte proto-byzantin sur les universaux et la Trinité». L’héritage aristotélicien: textes inédits de l’Antiquité. Sous la direction de M. Rashed. Paris: Les Belles Lettres. P. 345–377.

Richard M. (1938) «Leontius et Pamphile». Revue des Sciences Philosophique et Theologique. Vol. 27. P. 27–52.

Richard М. (1944) «Léonce de Jerusalem et Léonce de Byzance». Mélanges de Science Religieuse. Vol. 1. P. 35–88.

Richard M. (1947) «Leontius de Byzance étail-il origéniste?» Revue des études byzantines. Vol. 5. P. 31–66.

Schwartz E., hg. (1939) Kyrillos von Skythopolis. Leipzig: Hinrichs (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 49.2).

Shchukin T. (2016) «Identity in Difference: Substance and Nature in Leontius of Byzantium’s Writings
». Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 12. P. 308–321.

Shchukin T., Nogovitsin O. (2019) «Difficulties in Particular: Theological and Historical Context of the Anonymous Treatise “On the Common Nature and the Trinity”». Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 15. P. 218–238.

Zhyrkova A. (2017) «Leontius of Byzantium and the Concept of Enhypostaton. A Critical Re-evaluation». Forum Philosophicum. Vol. 22. № 2. P. 193–218.

Давыденков О. (2007) Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М: Изд-во ПСТГУ.

Лурье В. М. (2006) История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma.

© Тимур Щукин, 2019  © Олег Ноговицин, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.