Татьяна Сенина (монахиня Кассия). Трактат Георгия Гемиста Плифона «О том, чем различаются Аристотель и Платон»: история написания и значение для Запада и Византии. Том 4. № 1. 2019

Информация о публикации

Трактат Георгия Гемиста Плифона «О том, чем различаются Аристотель и Платон»: история написания и значение для Запада и Византии
Название на языке публикации: Трактат Георгия Гемиста Плифона «О том, чем различаются Аристотель и Платон»: история написания и значение для Запада и Византии
Автор:
Татьяна Сенина (монахиня Кассия)
Кандидат философских наук, ведущий редактор Научно-образовательного центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, 190000, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 350–358.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
DOI
 

Аннотация

Статья является введением к публикации впервые осуществленного перевода на русский язык трактата Георгия Гемиста Плифона «О том, чем различаются Аристотель и Платон». Это сочинение было написано Плифоном во время Ферраро-Флорентийского собора для его итальянских друзей-гуманистов, которые очень интересовались наследием Платона, и стремились противопоставить платонизм антихристианским толкованиям на Аристотеля в духе Аверроэса, распространившимся в Европе в XIV–XV вв. Плифон подверг резкой критике взгляды Аристотеля по многим пунктам, в том числе о Боге-Творце, о душе, о добродетелях и о случайном, противопоставляя им учение Платона и подчеркивая его преимущество, а также опроверг аристотелевскую критику теории идей. Этот трактат положил начало философской дискуссии между сторонниками Платона и Аристотеля, в ходе которой сначала произошел обмен полемическими трактатами между Плифоном и Георгием Схоларием, а затем появился ряд сочинений в защиту взглядов то Аристотеля, то Платона. Предпринятая Плифоном попытка сравнительного философского и исторического комментария к трудам Платона и Аристотеля, вызвавшая широкую дискуссию, имела большое значение для дальнейшего изучения двух главных греческих мыслителей, а идеи Плифона и деятельность его учеников-платоников, прежде всего кардинала Виссариона и Иоанна Аргиропула, оказали несомненное влияние на итальянский Ренессанс.

Ключевые слова

Плифон, Аристотель, Платон, платонизм, византийская философия, византийский гуманизм, итальянский гуманизм, аверроизм, Ренессанс.

Список литературы 

Hladký V. (2014) The Philosophy of Gemistos Plethon. Platonism in Late Byzantium, between Hellenism and Orthodoxy. Farnham: Ashgate.

Lagarde B. (1973) «Le “De Differentiis” de Pléthon d’après l’autographe de la Marcienne». Byzantion. Vol. 43. P. 312–343.

Lagarde B. (1976) Georges Gémiste Pléthon. «Des Différences entre Platon et Aristote». Édition, traduction et commentaire. Thèse de doctorat. T. I–II. Paris: Université de Paris IV — Sorbonne.

Lagarde B. (1989) «George Gémiste Pléthon: Contre les objections de Scholarios en faveur d’Aristote (Réplique)». Byzantion. Vol. 59. Р. 354–507.

Masai F. (1956) Pléthon et le Platonism de Mistra. Paris: Les Belles Lettres (Les classiques de l’humanisme).

Scholarios (1935) «Γεωργίου τοῦ Σχολαρίου κατὰ τῶν Πλήθωνος ἀποριῶν ἐπ᾿ Ἀριστοτέλει». Oeuvres complètes de Gennade Scholarios. Publ. par L. Petit, X. A. Sideridès, M. Jugie. T. IV. Paris: Maison da la bonne presse. Р. 1–116.

Siniossoglou N. (2011) Radical Platonism in Byzantium: Illumination and Utopia in Gemistos Plethon. Cambridge: Cambridge University Press (Cambridge Classical Studies).

Tambrun B. (2006) Pléthon. Le retour de Platon. Paris: J. Vrin (Philologie et Mercure).

Woodhouse C. M. (1986) George Gemistos Plethon. The Last of the Hellenes. Oxford: Clarendon Press.

Григорий Палама (1995) Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и комм. В. Вениаминова. М.: Канон (История христианской мысли в памятниках).

Григорий Палама (2006) Сто пятьдесят глав. Вступ. ст., пер., примеч. А. И. Сидорова. Краснодар: Текст (Патристика: тексты и исследования).

Ефремова Н. В. (2010) «Аверроизм». Новая философская энциклопедия. Под ред. В. С. Стёпина и др. М.: Мысль. С. 40–41.

Жаворонков П. И., Михайлов П. Б. (2005) «Геннадий II Схоларий». Православная энциклопедия. Т. 10: Второзаконие — Георгий. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». С. 612–616.

Медведев И. П. (1997) Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб.: Алетейя (Византийская Библиотека).

© Татьяна Сенина (монахиня Кассия), 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.