Сергей Волжин. Ф. Г. Якоби и И. Кант: метакритика нигилизма чистого разума. Том 4. № 1. 2019

Информация о публикации

Ф. Г. Якоби и И. Кант: метакритика нигилизма чистого разума
Название на языке публикации: Ф. Г. Якоби и И. Кант: метакритика нигилизма чистого разума
Автор:
Сергей Волжин
Кандидат философских наук, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии Наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 184–199.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
DOI
 

Аннотация

В статье исследуется стратегия интерпретации и критики Ф. Г. Якоби кантовского критицизма, что позволяет полнее раскрыть не только специфику аргументации Якоби, направленную против односторонностей кантовской эпистемологии, но и глубже уяснить характер и структуру самого аргументативного базиса теоретической философии И. Канта, а также прояснить внутренние противоречия кантовской модели трансцендентальной философии.

В публикуемом сочинении «О предприятии критицизма привести разум к рассудку и дать философии вообще новое направление» (1801) Якоби стремится раскрыть все следствия тех противоречий, которые возникают в теории познания Канта вследствие неопределенности статуса вещи-в-себе. Якоби доказывает, что в Критике чистого разума, которая должна объяснить возможность синтетических суждений a priori, Кант не исследует возможность антитезиса a priori: многообразное, подлежащее синтезу, лишь эмпирически предпосылается Кантом. Анализ теории познания Канта приводит Якоби к тезису: разум сводится Кантом к рассудку, соотносящемуся через воображение с чувственностью, которая зависит от воображения как способности созерцания a priori. Продуктивная и репродуктивная функции воображения должны у Канта обеспечивать конституирование объекта познания и воспроизводство его как представления. Но поскольку в «Критике чистого разума» Кант не указывает условий саморазличения чистых пространства, времени и сознания, то Якоби констатирует, что с предпосылкой о чистом как непрерывном, равном самому себе и неопределенном невозможно достичь чистого различия, чистого множества, а от них прийти к определенности: вопрос о возможности априорных синтетических суждений неразрешим, так как необъяснима сама возможность синтеза. Согласно Якоби, теория познания Канта могла бы объяснить возможность познания лишь в одном случае: исходя из деятельности силы воображения в генезисе ее от слепой (чувственной) к зрячей (интеллектуальной) способности души; но выявленные Якоби внутренние противоречия основ кантовской теории познания приводят его к выводу: нигилизм и солипсизм являются неизбежными следствиями этой теории. В своей аргументации в этой работе Якоби одним из первых указал на фундаментальный характер понятия времени в кантовской системе.

Ключевые слова

Иммануил Кант, Фридрих Генрих Якоби, философия веры, критическая философия, трансцендентальная философия, теория познания.

Список литературы 

Cassirer E. (1991) Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. 4 Bde. Bd. 3: Die nachkantischen Systeme. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft (Первое издание: Berlin: Bruno Cassirer, 1920).

Jacobi F. H. (1801) «Über das Unternehmen des Kritizismus die Vernunft zu Verstande zu bringen und der Philosophie überhaupt eine neue Absicht zu geben». Beyträge zur leichtern Uebersicht des Zustandes der Philosophie beym Anfange des 19. Jahrhunderts. Hrsg. von K. L. Reinhold. Heft 3. S. 1–110.

Jacobi F. H. (1816) «Über das Unternehmen des Kritizismus die Vernunft zu Verstande zu bringen und der Philosophie überhaupt eine neue Absicht zu geben». Friedrich Heinrich Jacobi’s Werke. Bd. III. Leipzig: Gerhard Fleischer. S. 59–195.

Jacobi F. H. (1998) Werke. Gesamtausgabe. Hrsg. von K. Hammacher, W. Jaeschke. Bd. 1.1. Schriften zum Spinozastreit. Hrsg. von K. Hammacher, I.-M. Piske. Hamburg: Felix Meiner Verlag; Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog).

Jacobi F. H. (2004a) Werke. Gesamtausgabe. Hrsg. von K. Hammacher, W. Jaeschke. Bd. 2.1. Schriften zum Transzendentalen Idealismus. Unter Mitarbeit von C. Goetzki hrsg. von W. Jaeschke, I.-M. Piske. Hamburg: Felix Meiner Verlag; Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog).

Jacobi F. H. (2004b) Werke. Gesamtausgabe. Hrsg. von K. Hammacher, W. Jaeschke. Bd. 2.2. Schriften zum Transzendentalen Idealismus. Anhang. Unter Mitarbeit von C. Goetzki hrsg. von W. Jaeschke, I.-M. Piske. Hamburg: Felix Meiner Verlag; Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog).

Jaeschke W., Arndt A. (2012) Die klassische deutsche Philosophie nach Kant: Systeme der reinen Vernunft und ihre Kritik 17851845. München: C. H. Beck.

Ortlieb C. (2007) «Anstreichen, Durchstreichen. Das Schreiben in Büchern und die Philosophie der Revision bei Friedrich Heinrich Jacobi». Verbergen — Überschreiben — Zerreißen: Formen der Bücherzerstörung in Literatur, Kunst und Religion. Hrsg. von M. Körte, C. Ortlieb. Berlin: Erich Schmidt. S. 247–270.

Sandklauen B. (2000) Grund und Ursache. Die Vernunftkritik Jacobis. München: Wilhelm Fink Verlag.

Schopenhauer А. (1962) «Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde. Eine philosophische Abhandlung». Schopenhauer А. Sämtliche Werke. Textkritisch bearbeitet und hrsg. von W. F. von Löhneysen. 5 Bde. Bd. 3: Kleinere Schriften. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. S. 7–89.

Schneider P.-P. (1986) Die «Denkbuecher» Friedrich Heinrich Jacobis. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog) (Spekulation und Erfahrung. Texte und Untersuchungen zum Deutschen Idealismus. Abt. 2. Untersuchungen. Bd. 3).

Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. (2006) Философия чувства и веры. Сост., вступ. ст., пер. с нем., прилож., коммент., примеч.: С. В. Волжин. СПб.: ПИЯФ РАН им. Б. П. Константинова.

© Сергей Волжин, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.