Монах Диодор (Ларионов). Яннис Димитракопулос и его работы по «византийскому паламизму». Предисловие к публикации русского перевода статьи «Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: “Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν”». Том 4. № 1. 2019

Информация о публикации

Яннис Димитракопулос и его работы по «византийскому паламизму». Предисловие к публикации русского перевода статьи «Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: “Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν”»
Название на языке публикации: Яннис Димитракопулос и его работы по «византийскому паламизму». Предисловие к публикации русского перевода статьи «Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: “Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν”»
Автор:
Монах Диодор (Ларионов)
Насельник Богородице-Сергиевой пустыни, библиотекарь.
Адрес: 425270, Богородице-Сергиева пустынь, Республика Марий Эл, Килемарский район, Россия.
Издание:
С. 282–305.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
DOI
 

Аннотация

Яннис Димитракопулос (род. 1968 г.) — современный греческий историк философии, автор ряда исследований по византийской и новогреческой философии, возглавляет международный проект «Thomas de Aquino Byzantinus», член Международного общества по изучению средневековой философии (S.I.E.P.M.), в секции, посвященной византийской философии. Настоящая статья является предисловием к переводу его работы «Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: “Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν”», изданной в 1996 г. в Афинах издательством «Παρουσία» в виде отдельной монографии. В статье указываются причины актуальности перевода данной работы на русский язык, и даются сведения о жизни и научных занятиях автора. Основная часть предисловия представляет собой аналитический обзор дальнейших работ Я. Димитракопулоса по проблемам «византийского паламизма», написанных им в период с 1996 по 2011 гг. Обсуждается методология, используемая ученым в исследованиях паламизма, а также идейный вклад, внесенный им в изучение и интерпретацию как наследия самого Григория Паламы, так и последующих византийских и новогреческих авторов, которые участвовали в послепаламитских дискуссиях. Подробно описываются введенные Я. Димитракопулосом в научный оборот источники философских и богословских взглядов Григория Паламы, способствующие прояснению эволюции взглядов византийского святого, а также лучшему пониманию его позиции в дискуссиях с оппонентами. Значительное внимание уделяется работам Я. Димитракопулоса, посвященным отношению Григория Паламы к наследию святого Августина и рецепции им философских и богословских взглядов последнего. В статье также содержится краткая критика некоторых тезисов Я. Димитракопулоса по вопросу «трансформации паламизма» в поздней Византии.

Ключевые слова

Византийская философия, паламизм, Григорий Палама, Августин, экзистенциализм.

Список литературы 

Congourdeau M.-H., éd. (1989) Nicolas Cabasilas. La Vie en Christ. Livres IIV. Introduction, texte critique, traduction et annotation. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 355).

Demetracopoulos J. A. (1996) Is Gregory Palamas an existentialist? The restoration of the true meaning of his comment on Exodus 3,14 “Ἐγώ εἰμι ὤν. Athens: Παρουσία.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (1997) Αὐγουστῖνος καὶ Γρηγόριος Παλαμᾶς: τὰ προβλήματα τῶν ἀριστοτελικῶν κατηγοριῶν καὶ τῆς τριαδικῆς ψυχοθεολογίας. Ἀθήνα: Παρουσία.

Demetracopoulos J. A. (1998) «Nicholas Cabasilas’ “Quaestio de Rationis Valore”. An Anti-Palamite Defense of Secular Wisdom». Βυζαντινά. T. 19. Σ. 53–93.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (1999) Νικολάου Καβάσιλα «Κατὰ Πύρρωνος». Πλατωνικὸς φιλοσκεπτικισμὸς καὶ ἀριστοτελικὸς ἀντισκεπτικισμὸς στὴ βυζαντινὴ διανόηση τοῦ 14ου αἰῶνα. Ἀθήνα: Παρουσία.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (1999) «Βιβλιοκρισία: Μόσχος Δ. Ν. Πλατωνισμὸς ἢ χριστιανισμός; Οἱ φιλοσοφικὲς προϋποθέσεις τοῦ ἀντιησυχασμοῦ τοῦ Νικηφόρου Γρηγορᾶ (1293–1361). Ἀθήνα: Παρουσία, 1998. Σσ. 319». Βυζαντιακα. T. 19. Σ. 403–418.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (2000) «Γρηγορίου Παλαμᾶ, Κεφάλαια ἑκατὸν πεντήκοντα, 1–14: “Περὶ κόσμου”. Κείμενο, μετάφραση καὶ ἑρμινευτικὰ σχὀλια». Βυζαντιακα. T. 20. Σ. 293–348.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (2001) «Ὑστεροβυζαντινὴ κοσμολογία. Ἡ κριτικὴ τοῦ Γρηγορίου Παλαμᾶ στὴ διδασκαλία τῶν Πλωτίνου καὶ Πρόκλου περὶ Κοσμικῆς Ψυχῆς (Μέρος πρῶτος)». Φιλοσοφία. T. 31. Σ. 175–191.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (2002) «Ὑστεροβυζαντινὴ κοσμολογία. Ἡ κριτικὴ τοῦ Γρηγορίου Παλαμᾶ στὴ διδασκαλία τῶν Πλωτίνου καὶ Πρόκλου περὶ Κοσμικῆς Ψυχῆς (Μέρος δεύτερος)». Φιλοσοφία. T. 32. Σ. 111–132.

Demetracopoulos J. A. (2003) «New Evidence on the Ancient, Patristic, and Byzantine Sources of Barlaam the Calabrian’s “Contra Latinos”». Byzantinische Zeitschrift. Bd. 96. Heft 1. S. 83–122.

Δημητρακόπουλος Γ. A. (2004) «Ens — unum — bonum: ἡ περὶ θείας ἐνεργείας χριστιανικὴ διδασκαλία τῶν Ἰωάννου Καισαρείας καὶ Ἰωάννου Κυπαρισσιώτου ὡς πηγὴ τῆς θύραθεν διδασκαλίας τοῦ Γεωργίου Γεμιστοῦ-Πλήθωνος γιὰ τὴν actio divina (πρᾶξις)». Βυζαντιακα. T. 24. Σ. 351–362.

Demetracopoulos J. A. (2010) «“Échos d’Orient — Résonances d’Ouest”. In Respect of: C. G. Conticello, V. Conticello, éds. “La théologie byzantine et sa tradition. II: XIIIe–XIXe s.”» Nicolaus. Rivista di Teologia Ecumenico-Patristica. Anno XXXVII. Fasc. 2. P. 67–148.

Demetracopoulos J. A. (2011) «Palamas Transformed. Palamite Interpretations of the Distinction between God’s ‘Essence’ and ‘Energies’ in Late Byzantium». Greeks, Latins, and Intellectual History 1204–1500. Ed. by C. Schabel, M. Hinterberger. Leuven; Walpole, MA: Peeters Publishers (Recherches de Théologie et Philosophie Médiévales. Bibliotheca. Bd. 11). P. 263–371.

Flasch K. (1980) Augustin. Einführung in Sein Denken. Stuttgart: Reclam Verlag (Reclams Universal-Bibliothek).

Flogaus R. (1996a) «De heimliche Blick nach Westen. Zur Rezeption von Augustinus’ De trinitate durch Gregorios Palamas». Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. Bd. 46. S. 275–297.

Flogaus R. (1996b) Theosis bei Palamas und Luther: Ein Beitrag zum ökumenischen Gespräch. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht (Forschungen zur systematischen und ökumenischen Theologie. Bd. 78).

Flogaus R. (1998) «Palamas and Barlaam Revisited: A Reassessment of East and West in the Hesychast Controversy of 14th century Byzantium». St Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 42. P. 1–32.

Henry P. (1960) Saint Augustine on Personality. The Saint Augustine Lecture 1959. New York: Macmillan Company (The Saint Augustine Lecture Series).

Καρμίρης Ἰ. (1960) Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας. T. Α´. Ἀθῆναι: [б. и.].

Knebel S. K. (2002) «Distinctio rationis ratiocinantis: Die scholastische Unterscheidungslehre vor dem Satz ‘A = A’». Archiv für Begriffsgeschichte. Bd. 44. S. 145–174.

Kretzmann N., Kenny A., Pinborg J., eds. (1982) The Cambridge History of Later Medieval Philosophy, From the Rediscovery of Aristotle to the Disintegration of Scholasticism, 1100–1600. Cambridge: Cambridge University Press.

Lössl J. (1999) «Augustine’s On the Trinity in Gregory Palamas’ One Hundred and Fifty Chapters». Augustine Studies. Vol. 30. № 1. P. 61–82.

Lössl J. (2000) «Augustine in Byzantium». Journal of Ecclesiastical History. Vol. 51. № 2. P. 267–295.

Μαντζαρίδου Γ. Ἰ., ἐπ. (1966) «<Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ> Περὶ ἑνώσεως καὶ διακρίσεως». Ἔκδ. Γ. Ἰ. Μαντζαρίδου. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Ἐπιμελείᾳ Π. Κ. Χρήστου. T. Β´. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις Κυρομάνος. Σ. 69–95.

Ματσούκα Ν. Α., ἐπ. (1966) «<Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ> Πρὸς Γαβρὰν». Ἔκδ. Ν. Α. Ματσούκα. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Ἐπιμελείᾳ Π. Κ. Χρήστου. T. Β´. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις Κυρομάνος. Σ. 325–362.

Πάσχος Π. Β., ἐπ. (2006) «Ὁ Ματθαῖος Βλάσταρης περὶ τῆς θείας χάριτος ἢ περὶ τοῦ θείου φωτός». Ἀντίδωρον τῷ μητροπολίτῃ Μεσσηνίας Χρυσοστόμῳ Θεμέλῃ. T. Β´. Καλαμάτα: [б. и.]. Σ. 291–326.

Sinkewicz R. E., ed. (1988) Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. A Critical Edition, Translation and Study. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies (Studies and Texts. Vol. 83).

Tatakis B. N. (1949) La philosophie byzantine. Paris: Presses Universitaires de France (Histoire de la Philosophie, par E. Bréhier, deuxième fascicule supplémentaire).

Trizio M. (2006) «“Un uomo sapiente ed apostolico”. Agostino a Bisanzio: Gregorio Palamas lettore del De Trinitate». Quaestio. Vol. 6. P. 131–189.

Τσάμης Δ., ἐπ. (1976) Δαβὶδ Δυσυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ Ἀκυνδύνου πρὸς Νικόλαον Καβάσιλαν. Θεσσαλονίκη: Κέντρον Βυζαντινῶν ἐρευνῶν (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται. T. 10).

Χρήστου Π. Κ., ἐπ. (1992) «<Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ> Κεφάλαια Ἑκατὸν Πεντήκοντα». Ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Ἐπιμελείᾳ Π. Κ. Χρήστου. T. Ε´. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις Κυρομάνος. Σ. 37–119.

Дунаев А. Г. (2009) «Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров». Богословские труды. Вып. 42. С. 146–168.

Ларионов Диодор, монах (2009) «Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (В связи с “Ответом” М. Ю. Реутина)». (Опубликовано: 29 октября 2009 г.) Портал Богослов.Ru. Режим доступа: http://archive.bogoslov.ru/text/494125.html

Макаров Д. И. (2003) Антропология и космология св. Григория Паламы (На примере Гомилий). СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека Христианской мысли. Исследования).

© Монах Диодор (Ларионов), 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.