Мария Варламова. Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля. Том 1. № 2. 2016

Информация о публикации

Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля
Название на языке публикации: Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля
Автор:
Мария Варламова
Кандидат философских наук, научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 305–328.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
Финансовая поддержка: 
Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00047: «Последователи Иоанна Дунса Скота в схоластике XIV–XVI вв.: проблемы эпистемологии и метафизики».
 

Аннотация

Статья посвящена вопросу о едином/многом и тождественном/различном в «Метафизике» Аристотеля. Единство и тождество — два наиболее значимых собственных свойства сущего, которые, по Аристотелю, должны рассматриваться в первой философии вместе с сущим как таковым и сущностью. Во введении показана роль тождественного как рода сущего в диалектике Платона, затем в статье эксплицируются различные контексты обсуждения единого и тождественного на материале трактатов Аристотеля «Метафизика», «Топика» и «Категории» и выделяется ряд аспектов, значимых для понимания роли этих свойств сущего в аристотелевской науке. Во-первых, единое и тождественное рассматриваются вместе со своими противоположностями, многим и различным, причем тождественное и различное сводится к единому и многому. Во-вторых, они, как и сущее, сказываются во многих значениях, но всегда к одному, и этим «одним» является сущность. Сущность или некая чтойность, выраженная в определении, является началом сущего и основанием предикации его свойств: нечто, имеющее сущность, является единым и тождественным. Хотя и тождественное, и различное сводятся к единому и многому, но если единство сопутствует сущему, взаимообратимо с ним, и сказывается о сущем абсолютно, без необходимого отношения к множеству, то тождественное и различное являются соотнесенными противоположностями: тождество предицируется о многих в том или ином аспекте различных сущих, а для установления различия необходимо тождество как общность в том или ином отношении. В последней части статьи в границах проблематики единого и тождественного разбирается вопрос о единстве сущности как предмета определения и познания и как подлежащего, единого по числу.

Ключевые слова

Аристотель, тождество, единство, многое, различие, сущее, сущность, метафизика.

Список литературы

Anscombe G. E. M., Lukasiewicz J., Popper K. (1953) «Symposium: The Principle of Individuation». Proceedings of the Aristotelian Society. Suppl. Vol. 27. P. 69–120.

Aristoteles (1957) Metaphysica. Ed. by W. Jaeger. Oxford: Clarendon Press.

Aristoteles (1963) Topica et Sophistici Elenchi. Ed. by W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press.

Aristoteles (1974) Categoriae et Liber de Interpretatione. Ed. by L. Minio-Paluello. Oxford: Clarendon Press.

Berti E. (2001) «Multiplicity and Unity of Being in Aristotle». Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 101. P. 185–207.

Berti E. (2002) «Being and Essence in Contemporary Interpretations of Aristotle». Individuals, Essence and Identity. Themes of Analytic Metaphysics. Ed. by A. Bottani, M. Carrara, P. Giaretta. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers. P. 79–107.

Castelli L. M. (2010) Problems and Paradigms of Unity. Aristotle’s Accounts of the One. Sankt Augustin: Academia Verlag (International Aristotle Studies. Bd. 6).

Charles D. (1994) «Matter and Form: Unity, Persistence, and Identity». UnityIdentity and Explantion in Aristotle’s Metaphysics. Ed. by T. Scaltsas, D. Charles, M. L. Gill. Oxford: Oxford University Press. P. 75–105.

Charlton W. (1970) «Commentary». Aristotle Physics. Book I and II. Transl., intr., notes by W. Charlton. Oxford: Clarendon Press. P. 51–129.

Charlton W. (1972) «Aristotle and the Principle of Individuation». Phronesis. Vol. 17. P. 239–249.

Cohen S. M (1984) «Aristotle and Individuation». Canadian Journal of Philosophy. Suppl. Vol. 10. P. 41–65.

Elders L. (1961) Aristotle’s Theory of the One. A Commentary on Book X of the Metaphysics. Assen: Van Gorcum.

Fonfara D. (2003) Ousia-Lehren des Aristoteles. Untersuchungen zur Kategorienschrift und zur Metaphysik. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Frede M., Patzig G. (1988) Aristoteles Metaphysik Ζ. Text, Übersetzung und Kommentar. Bde. I–II. Munich: C. H. Beck.

Gill M. L. (1989) Aristotle on Substance: The Paradox of Unity. Princeton: Princeton University Press.

Halper E. (2005) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: The Central Books. Las Vegas: Parmenides Publishing.

Halper E. (2009) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: Books Alpha-Delta. Las Vegas: Parmenides Publishing.

Kirby J. (2008) Aristotle’s Metaphysics. Form, Matter and Identity. New York: Continuum.

Leszl W. (1970) Logic and Metaphysics in Aristotle. Aristotle’s Treatment of Types of Equivocity and its Relevance to His Metaphysical Theories. Padova: Editrice Antenore.

Lloyd A. C. (1970) «Aristotle’s Principle of Individuation». Mind. Vol. 79. P. 519–529.

Owens J. (1957) The doctrine of Being in the Aristotelian Metaphysics: A Study in the Greek Background of Mediaeval Thought. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies.

Plato (1961) «Sophyst». Platonis Opera. Ed. by J. Burnet. Vol. I. Oxford: Clarendon Press.

Woods M. (1993) «Form, Species, and Predication in Aristotle». Synthèse. Vol. 96. P. 399–415.

Орлов Е. В. (1996) Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. Новосибирск: Наука.

Юнусов А. Т. (2016) «Первая философия как наука: теория научного знания Аристотеля во “Второй аналитике” и в IV книге “Метафизики”». Философский журнал. Т. 9. № 2. С. 66–81.

© Мария Варламова, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.