Галина Вдовина. Томас Комптон Карлтон и ментальные фикции. Том 3. № 2. 2018

Информация о публикации

Томас Комптон Карлтон и ментальные фикции
Название на языке публикации: Томас Комптон Карлтон и ментальные фикции
Автор:
Галина Вдовина
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, Москва, Россия.
Издание:
С. 291–325.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья (предисловие)
Финансовая поддержка:  Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00162: «Ens rationis: несуществующие объекты, ментальные фикции и отрицания в логико-метафизическом дискурсе схоластики XVII в.».
 

Аннотация

В статье рассматривается концепция ментального сущего (ens rationis), предложенная философом-иезуитом XVII в. Томасом Комптоном Карлтоном. Ментальное сущее, противостоящее реальному сущему, составляет одну из сквозных тем европейской философии. В период высокой и поздней схоластики оно занимает заметное место в семантическом, онтологическом и эпистемологическом дискурсе. В схоластике не существовало абсолютно единой и общепризнанной концепции ens rationis, в разное время разные авторы вкладывали в этот термин различное содержание. Комптон Карлтон исследует тему ментального сущего, следуя четырем аристотелевским вопросам: есть ли оно? Что оно такое? Каково оно? Какими причинами оно производится? Комптон убежден, что ментальное сущее «имеется» как сущее невозможное, которое не может быть сведено ни к одному виду реального или возможного сущего. На вопрос: «что оно такое»? Комптон отвечает, что ens rationis в наиболее собственном смысле есть химерическое сущее, существующее только за счет акта интеллекта, который производит его тем, что мыслит его. Самое существо ментального сущего составляет невозможная связь между частями химеры, которая делает невозможными также ее части, которые, будучи взяты порознь, реальны. Наконец, на вопрос о производящей причине ментального сущего Комптон отвечает, что оно производится либо только интеллектуальными актами (простого схватывания и суждения), либо актами интеллекта вкупе с актами воображения. Концепция ens rationis, предложенная Комптоном Картлоном, представляет собой одну из самых разработанных и авторитетных теорий ментального сущего в постсредневековой схоластике. В качестве приложения к статье публикуется перевод фрагмента первого издания курса «Всеобщей философии» Томаса Комптона Карлтона: часть «Логика», диспутация XIII (Compton Carleton Th. Philosophia universa. Antverpiae: Apud Iacovum Mevrsium, 1649. P. 65–70).

Ключевые слова

Томас Комптон Карлтон, ens rationis, ментальное сущее, химера, невозможное сущее, связь между частями химеры, схоластика, интеллектуальный акт, простое схватывание, суждение.

Список литературы

Ashworth E. J. (1977) «Chimeras and Imaginary Objects: A Study in the Post-Medieval Theory of Signification». Vivarium. Vol. 15. Issue 1. P. 57–77.

Avicenna (1980) Avicenna Latinus. Liber De Philosophia Prima Sive Scientia Divina, V–X. Édition critique de la traduction latine médiévale par S. Van Riet. Introducción doctrinale par G. Verbeke. Louvain: E. Peeters; Leiden: E. J. Brill.

Compton Carleton Th. (1649) Philosophia universa. Antverpiae: Apud Iacovum Mevrsium.

Doyle J. P. (1995) «Another God, Chimerae, Goat-Stags, and Man-Lions: A Seventeenth-Century Debate about Impossible Objects». The Review of Metaphysics. Vol. 48. № 4. P. 771–808.

Embry B. (2015) «An Early Modern Scholastic Theory of Negative Entities: Thomas Compton Carleton on Lacks, Negations, and Privations». British Journal for the History of Philosophy. Vol. 23. Issue 1. P. 22–45.

Hurtado de Mendoza P. (1624) Universa philosophia in unum corpus redacta. Lugduni: Sumptibus Ludovici Prost. Haeredis Roville.

Meinong A. (1904) «Über Gegenstandstheorie». Untersuchungen zur Gegenstandstheorie und Psychologie. Hrsg. von A. Meinong. Leipzig: Verlag von Johann Ambrosius Barth. S. 1–50.

Novotny D. D. (2006) «Prolegomena to a Study of Beings of Reason in Post-Suarezian Scholasticism, 1600–1650». Studia Neoaristotelica. A Journal of Analytical Scholasticism. Vol. 3. Issue 2. P. 117–141.

Novotny D. D. (2013) Ens Rationis from Suarez to Caramuel: A Study in Scholasticism of the Baroque Era. New York: Fordham University Press.

Ockham (1974) Guillelmi de Ockham OFM Opera philosophica et Theologica. Opera Philosophica. Vol. I. Summa Logicae. Ed. by Ph. Boehner, OFM; revised and completed by G. Gál, OFM and St. F. Brown. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute.

Schmutz J. (2007) «Réalistes, nihilistes et incompatibilistes. Le débat sur les negativetruth-makers dans la scolastique jésuite espagnole». Dire le néant. Édité par J. Laurent. Caen: Presses Universitaires de Caen (Cahiers de philosophie de l’université de Caen. № 43). P. 131–178.

Suárez Fr. (1995) On Beings of Reason (De Entibus Rationis). Metaphysical Disputation LIV. Translated from the Latin with an introduction and notes by J. P. Doyle. Milwaukee: Marquette University Press.

Аристотель (1978) «Вторая аналитика». Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 76). С. 255–346.

Вдовина Г. В. (2019) Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив (Humanitas).

Иванов В. Л. (2015) «“То, чему не противоборствует бытие”: Учение Дунса Скота о возможном сущем и о противоречивом “ничто” в теологической экспликации сущности твари как объекта божественного знания и всемогущества». Многоликая софистика: Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени. Отв. ред. П. В. Соколов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 17–26.

Иоанн Дунс Скот ОМБ (2015) «Ординация. Книга I. Дистинкция 43 и параллельные тексты». Пер. с лат. и примеч. В. Л. Иванова. Многоликая софистика: Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени. Отв. ред. П. В. Соколов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 26–57.

Савинов Р. В. (2013) «Ментальное сущее и идеальное бытие: к вопросу о различии схоластической и новоевропейской рациональности». Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Том 2. Философия. № 4. С. 9–20.

Савинов Р. В. (2015) «Историко-философский смысл понятия ens rationis (ментальное сущее)». Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Том 2. Философия. № 2. С. 21–29.

© Галина Вдовина, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.