Дмитрий Макаров. Проблема тритеизма в «Антирретике против Векка» Георгия Мосхамбара (1281). Том 4. № 2. 2019

Информация о публикации

Проблема тритеизма в «Антирретике против Векка» Георгия Мосхамбара (1281)
Название на языке публикации: Проблема тритеизма в «Антирретике против Векка» Георгия Мосхамбара (1281)
Автор:
Дмитрий Макаров
Доктор философских наук, доцент Уральской государственной Консерватории им. М. П. Мусоргского
Адрес: просп. Ленина, д. 26, 620014, Екатеринбург, Россия.
Издание:
С. 268–282.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
Финансовая поддержка:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта №19-011-00778 «Леонтий Византийский и патристическая традиция».
 

Аннотация

Статья представляет собой предисловие к переводу на русский язык гл. 1–3 «Антирретик против учений и писаний Векка», важнейшего текста малоизвестного поздневизантийского полемиста с латинянами Георгия Мосхамбара (1281). В предисловии производится краткий обзор источника и показывается, что обвинение Мосхамбаром Векка в тритеитстве имело под собой серьезные основания. Трактат явился выражением острейшей догматической полемики, сотрясавшей Константинопольский Патриархат при Иоанне XI Векке (1275–1282). В Святой Троице, как показывает Мосхамбар, не может быть ни порядка (в смысле субординации), ни счисления Лиц: земные категории здесь не работают. В Троице от века происходит перихореза (взаимное проникновение) Лиц на базе единой сущности и энергии, а также Их взаимной устремленности друг к другу. Все это отрицается в доктрине о Filioque. Латинофилы разрывают Троицу на три неравночестных субъекта, скатываясь в тритеизм и тяготея к понятию «частной сущности», применение которого в триадологии недопустимо с точки зрения православной догматики. С другой стороны, в перечислениях Лиц в Писании и Предании каждое Лицо может быть названо первым, вторым или третьим: это и есть выражение перихорезы. Поддержку своей теории Мосхамбар находит в пространно им цитируемых Богословских речах св. Григория Богослова. Кроме того, он обличает общую путаницу в использовании богословских понятий, характерную для тринитарных воззрений Иоанна Векка, и традиционно сравнивает его с лидером неоариан Евномием.

Ключевые слова

Георгий Мосхамбар, Иоанн Векк, Григорий Богослов, латинофильство, тритеитство, тринитарная полемика.

Список литературы 

Bekker A. I., ed. (1831) «Aristotelis Categoriae». Aristotelis opera. Ed. Academia Regia Borussica. Vol. I. Berlin: Reimer. P. 1–15.

Bernardi J., éd. (1992) Grégoire de Nazianze. Discours 42–43. Introduction, texte critique, traduction et notes. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 384).

Constantinus Meliteniota (1865) «De ecclesiastica unione Latinorum et Graacoruoi, et de processione Spiritus Sancti per Filium». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 1031–1274.

Gallay P., Jourjon M., éds. (1978) Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. Introduction, texte critique, traduction et notes. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 250).

Georgius Cyprius (1885) «Expositio fidei contra Veccum». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 142. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 233–246.

Georgius Metochita (1865) «Eorum quae scripsit Manuel Cretensis Nepos refutatio». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 1307–1406.

De Falco V., ed. (1926) Ioannis Pediasimi In Aristotelis Analytica scholia selecta. Napoli: Sangiovanni.

Joannes Veccus (1865a) «De unione ecclesiarum veteris et novae Romae». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 15–158.

Joannes Veccus (1865b) «De processione Spititus Sancti». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 157–276.

Joannes Veccus (1865с) «Ad Sugdaeae episcopum Theodorum libri tres». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 289–338.

Joannes Veccus (1865d) «Epigraphae sive praescriptiones in dicta, ac sententias sanctorum Patrum de processione Spiritus Sancti». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 141. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 613–724.

Laurent V. (1929) «Un polémiste grec de la fin du XIIIe siècle. La vie et les oeuvres de George Moschabar». Échos d’Orient. T. 28. № 154. P. 129–158.

Levrie K. (2015) «La Syllogè contre les Latins de Théodore Agallianos. Édition critique». Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. Bd. 65. S. 129–152.

Lilla S. (1970) «Un opuscolo polemico anonimo contro il patriarca Becco di Costantinopoli (1275–1282)». Byzantion. Vol. 40. № 1. P. 75–89.

Moreschini C., Gallay P., éds. (1985) Grégoire de Nazianze. Discours 32–37. Introduction, texte critique et notes par C. Moreschini, traduction par P. Gallay. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 318).

Moreschini C., Gallay P., éds. (1990) Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. Introduction, texte critique et notes par C. Moreschini, traduction par P. Gallay. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 358).

Mossay J., Lafontaine G., éds. (1981) Grégoire de Nazianze. Discours 24–26. Introduction, texte critique, traduction et notes. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 284).

Nicephorus Blemmides (1885) «Epitome logica». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 142. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 675–1004.

Photius (1900) «De Spiritus sancti mystagogia liber». Patrologia cursus completusSeries Graeca. Ed. J.-P. Migne. T. 102. Parisiis: Apud Garnier Fratres, Editores et J.-P. Migne Successores. Col. 279–400.

Pruche B., éd. (1968) Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit. Introduction, texte, traduction et notes. 2nd ed. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 17 bis).

Sesboiié B., Durand G.-M., Doutreleau L., éds. (1983) Basile de Césarée. Contre EunomeSuivi de EunomeApologie. Introduction, traduction et notes de B. Sesboiié, avec la collaboration pour le texte et l’introduction critiques de G.-M. de Durand, et L. Doutreleau. T. 2. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 305).

Simonetti M. (2006) «Genesi e sviluppo della dottrina trinitaria di Basilio di Cesarea». Simonetti M. Studi di cristologia postnicena. Roma: Istitutum Patristico Augustinianum (Studia Ephemeridis Augustinianum. Vol. 98). P. 235–258.

Stavrou M., éd. (2013) Nicéphore Blemmydès. Oeuvres théologiques. T. II. Introduction, texte critique, traduction et notes. Paris: Édition du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 558).

Suchla B. R., hg. (1990) Corpus Dionysiacum I: Pseudo Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 33).

Tanner N. P., ed. (1990) Decrees of the Ecumenical Councils. Vol. 1: Nicaea I — Lateran V. Edition and translation. London; Washington, DC: Georgetown University Press.

Εὐστρατιάδου Σ., ἐπ. (1910) Γρηγορίου το Κυπρίου οἰκουμενικοῦ πατριάρχου Ἐπιστολαὶ καὶ μῦθοι. Ἐν Ἀλεξανδρείᾳ: Ἐκ τοῦ Πατριαρχικοῦ Τυπογραφείου.

Μονιοῦ Δ. Ι., ἐπ. (2011) Γεώργιος Μοσχάμπαρ. Ενας ανθενωτικός θεολόγος της πρώϊμης παλαιολόγειας περιόδου. Βίος και έργο. Αθήνα: Εκδοτικός Οργανισμός Π. Κυριακίδη.

Ξεξάκη Ν. Γ. (1981) Ἰωάννης Βέκκος κα α θεολογικα ἀντιλήψεις αὐτοῦ. Ἀθῆνα: Πανεπιστήμιο Ἀθηνῶν.

Στανιλοάε Δ., Σακάλη Ἰ., ἐπ. (1997) Το ἁγίου Μαξίμου το Ὁμολογητοῦ Μυσταγωγία. Εἰσαγωγή, σχόλια Δ. Στανιλοάε, μετάφραση Ἰ. Σακάλη. Ἀθῆνα: Αποστολική Διακονία της Εκκλησίας της Ελλάδος.

Беневич Г. И. (2009) «Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа». Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2 т. Т. 2. М.: Никея; СПб.: Изд-во РХГА (Smaragdos Philocalias; Византийская философия. Т. 5). С. 426–436.

Василий Великий (2008) «Опровержение на защитительную речь нечестивого Евномия. (Против Евномия). Книги I–III». Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. В 2 т. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница (Полное собрание святых отцов и церковных писателей в русском переводе. Т. 3). С. 169–266.

Григорий Богослов (2007) Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. В 2 т. Т. 1: Слова. М.: Сибирская благозвонница (Полное собрание святых отцов и церковных писателей в русском переводе. Т. 1).

Лурье В. М. (2006) История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma.

Макаров Д. И. (2019а) «От мариологии до тритеизма: о возможных поздневизантийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар). Часть первая». Библия и христианская древность. № 3 (3). С. 140–174.

Макаров Д. И. (2019б) «От мариологии до тритеизма: о возможных поздневизантийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар). Часть вторая». Библия и христианская древность. № 4 (4). С. 77–102.

Никифор Влеммид (2015) «Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа». Макаров Д. И. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VIIXIV вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли. Исследования). С. 298–302.

Ноговицин О. Н. (2019) «Влияние школьной традиции александрийского неоплатонизма на христологические споры VI в.: понятие “частной природы” в “Арбитре” Иоанна Филопона». Историческое сознание и постматериальные ценности. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 313–327.

Янакиев К. (2016) «Реляционистская триадология Боэция и учение о Святой Троице отцов-каппадокийцев». Современная болгарская патрология. Сборник статей. Сост.: Г. Каприев, И. Г. Бей, С. Марков, С. Риболов, С. Тутеков. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви. С. 74–103.

© Дмитрий Макаров, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.