Информация о публикации
Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля | |
Название на языке публикации: | Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля |
Автор: |
Антон Иваненко
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: antonivanenko@mail.ru
|
Издание: |
С. 129–135.
Текст предисловия исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 3. № 1/2. 2014. С. 134–140.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья (предисловие)
|
Аннотация
Статья является введением к публикации впервые осуществленного перевода на русский язык третьей части работы Г. В. Ф. Гегеля «Вера и знание или рефлексивная философия субъективности в полноте своих форм как философия Канта, Якоби и Фихте», опубликованной в «Критическом журнале философии» в 1802 г. В статье подчеркивается, что философское творчество Якоби, несмотря на его относительно малую известность отечественному читателю, высоко ценилось его современниками — представителями классической немецкой философии, сочувственно или полемически отзывавшимися на его публикации. В сочинениях Гегеля имя Якоби является одним из наиболее часто упоминаемых, принцип же философии Якоби он обозначает как «признание свободы человеческого духа». Фундаментальным для интеллектуальных конструкций Якоби является противопоставление непосредственного и опосредованного в знании. Источником знания, как о вещах окружающего мира, так и о сверхприродном или об абсолютном, безусловном и беспричинном Боге, является непосредственная данность, и этому знанию Якоби отдает однозначный приоритет, отождествляя его с верой, в противоположность всегда лишь опосредованному рассудочным понятием, а значит, вторичному знанию механизма природы. Но при таком представлении о вере и знании первая отдается на откуп случайности субъективного чувства, а роль рассудка, царящего во втором, отрицается Якоби настолько радикально, что это позволяет Гегелю сделать вывод о моральном эвдемонизме и атомизации религиозной и социальной жизни как необходимых практических следствиях его мысли. В статье делается вывод об актуальности мысли Якоби как в положительном, так и в отрицательном ключе, для духовной ситуации современной России с ее ныне высоким уровнем развития культуры субъективности.
Ключевые слова
Гегель, Якоби, рефлексивная философия, непосредственность и опосредование, вера и знание, рассудок, эмпирическая наука, культура субъективности.
Список литературы
Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. (2006) Философия чувства и веры. Сост., вступ. ст., пер. с нем., прилож., коммент., примеч.: С. В. Волжин. СПб.: ПИЯФ РАН им. Б. П. Константинова.
Гегель Г. В. Ф. (1974) Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 63).
Гегель Г. В. Ф. (1994) Лекции по истории философии. В 3-х кн. Кн. 3. СПб.: Наука (Слово о сущем).
Гегель Г. В. Ф. (2016) «Вера и знание или рефлексивная философия субъективности в полноте своих форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (начало). ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 1. С. 98–132.
Иваненко А. А. (2016) «Работа Г. В. Ф. Гегеля “Вера и знание” между философией тождества и “Феноменологией духа”». ESSE: Философские и теологические исследования. Т. 1. № 1. С. 87–97.
Чернов С. А., Шевченко И. А. (2010) Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М.: Прогресс–Традиция.
Шлейермахер Ф. (1994) «Речи о религии к образованным людям ее презирающим». Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени). С. 43–274.
Якоби Ф. Г. (1914) «О трансцендентальном идеализме». Новые идеи в философии. Сб. 12. К истории теории познания I. СПб.: Образование. С. 1–14.
© Антон Иваненко, 2016