Антон Иваненко. Работа Г. В. Ф. Гегеля «Вера и знание» между философией тождества и «Феноменологией духа». Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Работа Г. В. Ф. Гегеля «Вера и знание» между философией тождества и «Феноменологией духа»
Название на языке публикации: Работа Г. В. Ф. Гегеля «Вера и знание» между философией тождества и «Феноменологией духа»
Автор:
Антон Иваненко
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 87–97.
Текст предисловия исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 3. № 1/2. 2014. С. 138–146.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
 

Аннотация

Статья является введением к публикации впервые осуществленного перевода на русский язык первых двух частей гегелевской работы «Вера и знание или рефлексивная философия субъективности в полноте своих форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (1802 г.). В статье освещена предыстория и история издания Шеллингом и Гегелем «Критического журнала философии», в качестве одного из номеров которого и была опубликована эта работа. На материале статьи Гегеля «О сущности философской критики вообще и ее отношении к современному состоянию философии в частности» и его письма к В. Ф. Хуфнагелю от 30 декабря 1801 г. представлена программа «Критического журнала философии», заключавшаяся в критике существовавших на тот момент философских проектов с целью проложить дорогу такой философии, которая бы отвечала собственной «идее» философии. Особое внимание уделено вопросу об авторстве публиковавших в журнале сочинений, поскольку последние печатались без указания автора и зачастую были плодом совместного творчества Шеллинга и Гегеля. Показано, что собственные утверждения последних ясно свидетельствуют о принадлежности «Веры и знания» перу Гегеля. Далее в статье освещены логические и методологические проблемы философии тождества Шеллинга, предполагающей достижение такой точки зрения на предмет философии, которая позволяла бы мыслить бытие как абсолютное тождество разума, т. е. как процесс самоопределения разума в ему нетождественном и в силу этого реально не существующем. Шеллинг исключает рассудок и рефлексивное опосредование из разума и оставляет проблему самоопределения не теряющего тождественности тождества без решения, а тем самым и его апелляция к «интеллектуальному созерцанию», как условию мышления сущего с высоты абсолютного тождества, гарантирующего единство непосредственности и опосредования в познании, не подкрепляется конкретным анализом деятельности разума как самопознающего себя в продуктах своей деятельности. В статье показывается, что критическое исследование Гегелем философских учений Канта, Якоби и Фихте послужило для него посылом к решению упомянутых проблем. Кроме того, в статье содержатся указания на основные пункты гегелевской оценки трансцендентальной философии Канта, а также обсуждение специфики языка «Веры и знания», который зачастую не умещается в рамки грамматических правил и литературных норм, и особенностей перевода этой работы Гегеля на русский язык.

Ключевые слова

Гегель, классическая немецкая философия, философская критика, философия тождества, трансцендентализм, критическая философия, тождество, разум.

Список литературы

Hegel G. W. F. (1970) «Hegels Eigenshändiger Lebenslauf». Hegel G. W. F. Werke in 20 Bänden. Bd. 2. Jenaer Schriften 1801–1807. Berlin: Suhrkamp Verlag. S. 582–583.

Plitt G. L., hg. (1869) Aus Schellings Leben. In Briefen. Bd. 1. 1775–1803. Leipzig: Hirzel.

Schelling F. W. J. (2009) «Darstellung meines Systems der Philosophie». Schelling F. W. J. Historisch-kritische Ausgabe. Werke. Bd. 10. Stuttgart: Frommann-Holzboog. S. 107–211.

Гегель Г. В. Ф. (1972) «О сущности философской критики вообще и ее отношении к современному состоянию философии в частности». Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 39). С. 267–284.

Гегель Г. В. Ф. (1973) «Письма». Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 40). С. 211–528.

Фихте И. Г. (1993) «Назначение человека». Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. СПб.: Мифрил. С. 65–224.

© Антон Иваненко, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.