Анна Ямпольская. Гетерогенность самости: проблематизация идентичности у позднего Левинаса. Том 4. № 2. 2019

Информация о публикации

Гетерогенность самости: проблематизация идентичности у позднего Левинаса
Название на языке публикации: Гетерогенность самости: проблематизация идентичности у позднего Левинаса
Автор:
Анна Ямпольская
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского института «Высшая школа экономики».
Адрес: ул. Старая Басманная, д. 21/4, 105066, Москва, Россия.
Издание:
С. 34–47.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

В данной работе мы исследуем критику понятия идентичности, представленную в поздних работах Эмманюэля Левинаса, в частности, в книге «О Боге, который приходит в мышление» (1982). Идентичность предстает как идентификация, как присвоение моего и отторжение чужого; целью идентификационного процесса выступает гомогенизация опыта. Однако опыт как опыт интерсубъективный имеет гетерогенную структуру: в нем имеются вкрапления чужих, не поддающихся ни ассимиляции, ни отторжению элементов. Эту гетерогенность опыта можно обнаружить уже у Гуссерля в тех дескрипциях интерсубъективного опыта, которые представлены в «Картезианских медитациях»; однако у Левинаса эта гетерогенность тематизирована явным образом. Обнаружение гетерогенности внутри самого субъекта описывается в терминах «пробуждения» или даже «отрезвления»; эта терминология, восходящая к Гуссерлю, указывает на аскетический характер, свойственный размышлению о самом себе. Неоднородность опыта отражает неоднородный, «складчатый» характер, свойственный переживанию времени; темпоральность, по Левинасу, включает в себя не только сознание моего собственного времени, но и всегда уже имевшую место аффицированность временем Другого и других. Я аффицирован Другим — но как «Другим-во-мне», как «иным-в-тождественном». Структура «иного в тождественном» описывается на двух парадигмальных примерах: материнства и пророчества. Выход за пределы нарративной концепции идентичности возможен только на основе радикального переосмысление исторической структуры субъективности: субъект выступает уже не как глобальный наблюдатель и судья собственной жизни, но как всегда уже вовлеченный в отношение с Другим, носящий в себе Иное мессианский субъект ответственности. Однако это мессианство неустойчиво, а значит, описание такого субъекта требует нового, более гибкого концептуального языка.

Ключевые слова

Нарративная идентичность, гетерогенность, инаковость, интерсубъективность, Другой, Левинас, Гуссерль.

Список литературы

Basterra G. (2004) Seductions of Fate: Tragic Subjectivity, Ethics, Politics. New York; Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan.

Crowell S. (2013) Normativity and phenomenology in Husserl and Heidegger. Cambridge: Cambridge University Press.

Dodd J. (2004) Crisis and Reflection: An Essay on Husserl’s Crisis of the European Sciences. London: Kluwer Academic (Phaenomenologica. Vol. 174).

Frangeskou A. (2017) Levinas, Kant and the Problematic of Temporality. London: Palgrave Macmillan.

Fuchs T. (2007) «Fragmented Selves: Temporality and Identity in Borderline Personality Disorder». Psychopathology. Vol. 40. № 6. P. 379–387.

Fuchs T. (2018) Ecology of the Brain: The Phenomenology and Biology of the Embodied Mind. Oxford: Oxford University Press (International Perspectives in Philosophy and Psychiatry).

Husserl E. (1966) Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918–1926). Hrsg. von M. Fleischer. Den Haag: Martinus Nijhoff (Husserliana. Bd. 11).

Husserl E. (1999) Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik. Redigiert und hrsg. von L. Landgrebe. Hamburg: Felix Meiner Verlag (Philosophische Bibliothek. Bd. 280).

Kernberg O. F. (2006) «Identity: recent findings and clinical implications». The Psychoanalytic Quarterly. Vol. 75. № 4. P. 969–1004.

Kolakowski L. (1975) Husserl and the Search for Certitude. New Haven: Yale University Press.

Lévinas E. (1991) Entre nous. Essais sur le penser-à-l’autre. Paris: Bernard Grasset (Figures).

Lévinas E. (1992) De Dieu qui vient à l’idée. Paris: Vrin.

Lévinas E. (2004) Autrement qu’être ou au-délà de l’essence. Paris: Livre de Poche (Biblio essais).

Merleau-Ponty M. (1969) La prose du monde. Texte établi et présenté par C. Lefort. Paris: Gallimard (Collection NRF).

Ricoeur P. (1990) Soi-même comme un autre. Éditions du Seuil (L’Ordre philosophique).

Schnell A. (2010) En Face de L’Extériorité: Levinas Et la Question de la Subjectivité. Paris: Vrin.

Yampolskaya A. (2019) «Prophetic Subjectivity in Later Levinas: Sobering up from One’s Own Identity». Religions. Vol. 10. Issue 1. 50. P. 1–12.

Анри М. (2016) Материальная феноменология. Пер. с франц. Г. В. Вдовиной. М.: Центр гуманитарных инициатив (Книга света).

Бернет Р. (2014) «Травмированный субъект». Пер. с франц. А. С. Детистовой. (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост. и редакция С. С. Шолоховой, А. В. Ямпольской. М.: Академический проект. С. 123–144.

Деррида Ж. (1996) «Введение». Э. Гуссерль. Начало геометрии. Введение Ж. Деррида. Пер. с франц. и нем., коммент. и послесловие М. Маяцкого. М.: Ad Marginem. С. 8–209.

Гуссерль Э. (2001) Картезианские медитации. Пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги (Философские технологии).

Левинас Э. (2000) «Тотальность и бесконечное». Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. Пер. с франц. И. С. Вдовиной. М.; СПб.: Университетская книга (Книга света). С. 66–291.

Левинас Э. (2014) «Заметки о смысле». Пер. с франц. А. В. Ямпольской под ред. З. А. Сокулер, С. А. Шолоховой. (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост. и редакция С. С. Шолоховой, А. В. Ямпольской. М.: Академический проект. С. 18–38.

Розенцвейг Ф. (2017) Звезда избавления. Отв. ред. и сост. И. Дворкин. Пер. с нем. Е. Яндугановой. М.: Мосты культуры; Гешарим (Алеф. Изыскания в еврейской мистике и философии).

Хайдеггер М. (1997) Кант и проблема метафизики. Пер. с нем. О. В. Никифорова. М.: Русское феноменологическое общество; Логос.

Ямпольская А. В. (2018) Искусство феноменологии. М.: Рипол-Классик (KAIROS).

© Анна Ямпольская, 2019

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.