Андрей Судаков. Рефлексивная конструкция и конкретная духовность. Ранний Фихте и философия духа. Информация о публикации

Информация о публикации

Название на языке публикации:
Рефлексивная конструкция и конкретная духовность.
Ранний Фихте и философия духа
Автор:
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
Издание:
С. 72–86
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 PDF

Аннотация

Статья анализирует самые первые печатные рецензии Фихте. Восходящая к Гегелю трактовка системы Фихте видит в ней субъективно-идеалистическую философию самосознания, ориентированную на принцип абсолютного тождества (идеалистический монизм). В противоположность этой трактовке, в работе обосновывается тезис, что уже на ранней стадии мысль Фихте ориентирована на идею Я как целого духа в единстве с его дорефлективной действительностью.

Рецензия на Крейцера (Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793) тематизирует понятие воли как способности практического самоопределения в контексте кантовской этики автономии. В центре внимания здесь различение двух актов практического самоопределения: акта автономного морального законодательства, в силу которого разум является практическим, и акта определения себя к следованию закону. Первый акт не является в эмпирическом сознании и не подлежит закону основания; через его посредство самодеятельность Я придает способности желания форму закона. Второй акт самоопределения подлежит закону основания; он дан в эмпирическом сознании. Целостная картина духа может быть получена соотнесением двух актов самоопределения Я. В рецензии на Шульце-Энезидема (Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792) мысль Фихте движется от обсуждения «положения сознания» Рейнгольда. Из разбора спора Энезидема с Рейнгольдом у Фихте кристаллизуется понятие об абсолютном Я, не данном в эмпирическом созерцании, но полагаемом в интеллектуальном, и об абсолютном Не-Я, также не созерцаемом, а только полагаемом. Раскрытие предпосылок реального опыта сознания требует установления всеобщих действий духа; уже в этих текстах намечаются первые два основоположения наукоучения: тетическое и антитетическое. В фокусе внимания оказывается понятие о «дело-действии» (Thathandlung) и изначальном полагании. Однако полагаемые интеллектуальным созерцанием основоположения не имеют реального смысла без фактичности опыта эмпирического сознания. Образ человеческого духа  намечается в этом свете в форме монодуалистической метафизики. Тематизированы чистое Я в интеллектуальном созерцании как способность независимого самополагания и Я как эмпирически определенная действенность «интеллигенции». Эти два аспекта должны быть единством, однако в опыте постоянно противоречат друг другу. Разум является практическим, поскольку стремится соединить эти аспекты реальности Я; однако он действителен только как стремление, — упразднение их разногласия означало бы упразднение практического разума. Два цикла рефлексии, посредством которых у Фихте строится система теоретического и практического наукоучения, также намечены уже на самом раннем этапе ее становления.

Ключевые слова

Фихте, Кант, Рейнгольд, дух, философия духа, рефлексия, полагание, самоопределение, практический разум, монодуализм.

References 

  • Creuzer L. (1793) Skeptische Betrachtungen über die Freiheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer.
  • Fichte J. G. (1965a) “[Rezension: Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793]”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795 (hg. R. Lauth, H. Jacob, M. Zahn). Stuttgart, Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 7–14.
  • Fichte J. G. (1965b) “[Rezension: Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792]”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795 (hg. R. Lauth, H. Jacob, M. Zahn). Stuttgart, Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 41–67.
  • Frank S. L. (1990) “Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii” [The Unfathomable. An ontological introduction the philosophy of religion]. Frank S. L. Sochineniya [Works]. Moscow: Pravda (Iz istorii otechestvennoi filosofskoi mysli [From the history of Russian philosophical thought]): 181–559.
  • Hegel  G. W. F. (1988) “Razlichie mezhdu sistemami filosofii Fikhte i Shellinga v sootnesenii s rabotami Reingol’da, imevshimi tsel’yu oblegchit’ obzor sostoyaniya filosofii v nachale XIX stoletiya” [Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts]. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 13 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 13]. Kaliningrad: 150–174.
  • Hegel  G. W. F. (1989) “Razlichie mezhdu sistemami filosofii Fikhte i Shellinga v sootnesenii s rabotami Reingol’da, imevshimi tsel’yu oblegchit’ obzor sostoyaniya filosofii v nachale XIX stoletiya” [Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts]. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 14 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 14]. Kaliningrad: 126–156.
  • Hegel  G. W. F. (1990) “Razlichie mezhdu sistemami filosofii Fikhte i Shellinga v sootnesenii s rabotami Reingol’da, imevshimi tsel’yu oblegchit’ obzor sostoyaniya filosofii v nachale XIX stoletiya” [Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts]. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 15 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 15]. Kaliningrad: 127–157.
  • Hösle V. (1992) Genii filosofii Novogo vremeni: Lektsii v institute filosofii RAN [Genii of the philosophy of Modernity: Lectures at the RAS Institute of Philosophy]. Moscow: Nauka (Filosofy sovremennogo mira [Philosophers of the present day world]).
  • Kant I. (1997) “Osnovopolozhenie k metafizike nravov” [Grundlegung zur Metaphysik der Sitten]. Kant I. Soch. na nem. i rus. yaz.: v 4 t. T. 3 [Works in German and Russian in 4 vol. Vol. 3]. Moscow: Kami: 38–275.
  • Kireevskii I. V. (2002) “O kharaktere prosveshcheniya Evropy i o ego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii (pis’mo k grafu E. E. Komarovskomu)” [On the character of Enlightenment in Europe and its Relation to Enlightenment in Russia (a letter to Count A. A. Komarovsky)]. Kireevskii I. V. Razum na puti k istine [Reason on the Way to Truth]. Moscow: Pravilo Very: 151–213.
  • Reinhold K. L. (1790) Beyträge zur Berichtigung bisheriger Mißverständnisse der Philosophen. Erster Band, das Fundament der Elementarphilosophie betreffend. Jena: Johann Michael Mauke.
  • [Schulze G. E.] (1792) Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D.
  • Sudakov A. K. (1998) Absolyutnaya nravstvennost’: etika avtonomii i absolyutnyi zakon [Absolute morality: the ethics of autonomy and the absolute law]. Moscow: Editorial URSS.

 

 

 

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.