Александр Тимофеев. Проблема ничто от Канта к Гегелю. Том 2. № 1/2. 2017

Информация о публикации

Проблема ничто от Канта к Гегелю
Название на языке публикации: Проблема ничто от Канта к Гегелю
Автор:
Александр Тимофеев
Доктор философских наук, профессор кафедры социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
Адрес: Кронверкский пр., д. 49, 197101, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 107–129.
Текст статьи исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 126–148.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Целью данной статьи является исследование роли категории «ничто» в классической немецкой философии, прежде всего у Канта и Гегеля. Были использованы сравнительно-исторический и текстологический методы анализа. В результате обосновывается тезис, что у Канта данная категория анализировалась с точки зрения сознания, в то время как Гегель исследовал ее роль в развитии самосознания. Сделан вывод о том, что понятие ничто, выявленное и проанализированное Кантом и Гегелем, является основанием возможности не только абстрактного представления, но и глубинного осмысления как фундаментальных противоречий самосознания отдельного человека, так и рефлексии являющегося духа. Детализируя отношение бытия и ничто, Гегель выделяет три уровня схватывания различия в самосознании субъекта. Это разность, противоположность и противоречие. Способ схватывания различия определяет и уровень развития самосознания. Этот уровень определяется не столько свободой лица, т. е. способностью абстрагироваться от обстоятельств, сколько его самостоятельностью, т. е. способностью в деятельности овладеть различием. Для Гегеля ничто как некое внутреннее вместилище самосознания, непосредственно переходящее в бытие как внешнее вместилище сознания, позволяет не только созерцать или представлять противоречие, но и понимать его. Тем самым для субъекта проясняется способ, каким противоположные общие определения становятся действительными в нем как субъекте. Проблема ничто в классической немецкой философии была решена в том смысле, что классиками немецкого идеализма была раскрыта роль этого концепта во взаимосвязи деятельности индивида и процедур воспроизводства духовности как формы интериндивидуального самосознания.

Ключевые слова

Кант, Гегель, немецкий идеализм, ничто, бытие, сознание, самосознание, противоречие, человек, дух.

Список литературы

Düsing K. (2010) «Ontology and Dialectic in Hegels Thought». The Dimensions of Hegels Dialetic. Ed. by N. G. Limnatis. New York: Continuum. P. 97–122.

Henrich D. (1971) «Anfang und Methode der Logik». Henrich D. Hegel im Kontext. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag. S. 73–94.

Jarczyk G. (1980) Système et liberté dans la logique de Hegel. Paris: Aubier.

Longuenesse B. (2007) Hegel’s Critique of Metaphysics. Cambridge; New York: Cambridge University Press.

Rosen S. (1974) Hegel. An introduction to the science of wisdom. London: Yale University Press.

Rothhaar M. (1999) Metaphysik und Negativität Eine Studie zur Struktur der Hegelschen Dialektik nach der «Wissenschaft der Logik» (Dissertation. Universität Tübingen).

Wolff M. (1981) Der Begriff der Widerspruch. Eine Studie zur Dialektik Kants und Hegels. Königstein: Hain; Athenäum.

Арьес Ф. (1992) Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс–Академия.

Вольф М. (1987) «К вопросу о гегелевском учении о противоречии». Философия Гегеля. Проблемы диалектики. Отв. ред. Т. И. Ойзерман, Н. В. Мотрошилова. М.: Наука. С. 145–165.

Гегель Г. В. Ф. (1929) «Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 1. М.; Л.: Госиздат.

Гегель Г. В. Ф. (1935) «Лекции по истории философии. Кн. 3». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 11. М.; Л.: Соцэкгиз.

Гегель Г. В. Ф. (1956) «Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 3. М.: Политиздат.

Гегель Г. В. Ф. (1959) «Феноменология духа». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 4. М.: Соцэкгиз.

Гегель Г. В. Ф. (1970) Наука логики. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 37).

Гегель Г. В. Ф. (1971а) Наука логики. В 3 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 43).

Гегель Г. В. Ф. (1971б) «Философская пропедевтика». Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 40). С. 5–209.

Гегель Г. В. Ф. (1977) «Лекции по философии религии. Часть вторая. Определенная религия. Часть третья. Абсолютная религия». Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 74). С. 5–333.

Гулыга А. В. (1984) Шеллинг. М.: Молодая гвардия.

Кант И. (1964а) «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 5). С. 79–123.

Кант И. (1964б) «Критика чистого разума». Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 6).

Кант И. (1966) «О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?» Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 17). С. 177–255.

Кожев А. (2003) Введение в чтение Гегеля. Лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. Подборка и публикация Реймона Кено. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Лейбниц Г. В. (1984) «Не лишенный изящества опыт абстрактных доказательств». Лейбниц Г. В. Соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 92). С. 632–640.

Протопопов И. А. (2013) «Негативность как единство противоположностей у Гегеля и понятие ничто в философии Канта». Научная сессия ГУАП: сборник докладов: в 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: Изд-во ГУАП. С. 92–96.

Сартр Ж. П. (2000) Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика (Мыслители XX века).

Тимофеев А. И. (2000) Исследование оснований бытия человека в классической немецкой философии. СПб.: Изд-во ГУАП.

Фихте И. Г. (1993) «Основа общего наукоучения». Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.: Мифрил. С. 65–337.

Шеллинг Ф. В. Й. (1987) «Система трансцендентального идеализма». Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 102). С. 227–489.

Шеллинг Ф. В. Й. (1989) «К истории новейшей философии (Мюнхенские лекции)». Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 108). С. 387–560.

© Александр Тимофеев, 2017

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.