Айтен Юран. О любви, математике, Боге и другом наслаждении. Том 2. № 1/2. 2017

Информация о публикации

О любви, математике, Боге и другом наслаждении
Название на языке публикации: О любви, математике, Боге и другом наслаждении
Автор:
Айтен Юран
Старший преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург), со-редактор сетевого журнала «Лаканалия».
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, д. 18, лит. А, 197198, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 5–22.
Текст статьи исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 44–62.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Данная статья посвящена осмыслению в психоанализе того, что в семинаре «Ещё» (1972–1973) Лакан называет мистическим опытом. Анализ движется посредством привлечения знаменитой схемы сексуации Лакана, а также математической теории множеств. В качестве исходной точки берется осмысление любовного переживания в логике функционирования объекта а или объекта-причины желания, с которым связано экстимное ядро бытия субъекта. Размышления выстраиваются в логике поиска потенциальной возможности встречи означающего и наслаждения в координатах топологии субъекта. Опорой в подходе к месту соединения желания и наслаждения предстает математическая формализация, которую Лакан производит на стыке теории множеств и топологической алгебры (Кантор, Рассел).

Человеческие существа разделены на две несимметричные части, которые вместе не создают целое. Речь не идет о бинарности полов в смысле двух полов. В означающем существует только один пол, мужской, причастный фаллическому наслаждению, но также речь идет о поле, который не умещается полностью в фаллическое наслаждение, который Лакан называет Другим полом. Полов не-два. На стороне мужского пола означающее умерщвляет наслаждение, изгоняет его, на стороне Другого пола они не предстают разнородными или чужеродными элементами — напротив, они пересекаются. При этом наслаждение на стороне Другого пола немыслимо без фаллического, оно является добавочным (en plus) к фаллическому. Женское, мистическое или нефаллическое наслаждение предстает одним из ликов Другого. Мистик, по мысли Лакана, входит в отношения с Богом из женской позиции, или стороны Другого пола. Аскетическая литература довольно много говорит об этой особой позиции субъекта по отношению к Божественному. Пути, пролагаемые в направлении Другого пола, намечают возможную концептуализацию переживания, к которому может быть причастна человеческая душа.

Ключевые слова

Лакановский психоанализ, другое наслаждение, объект а, схема сексуации, теория множеств, сублимация, отцовская функция.

Список литературы

Baas B. (1987) «Le désir pur: à propos de “Kant avec Sade” de Lacan». OrnicarBulletin périodique du Champ freudien. № 43. P. 56–91.

Badiou A. (1988) Lêtre et lévénement. Paris: Éditions du Seuil.

Badiou A. (2006) Logiques des mondes: Lêtre et lévénement, 2. Paris: Éditions du Seuil.

Lacan J. (1975) Le Séminaire. Livre XX. Encore (1972–1973). Texte établi par J.-A. Miller. Paris: Éditions du Seuil.

Адо П. (1991) Плотин и простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина.

Грэхэм Л., Кантор Ж.-М. (2011) Имена бесконечности: правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Божович М. (2005) «Узы любви: Лакан и Спиноза». Долар М., Божович М., Зупанчич А. Истории любви. Под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя (Лакановские тетради). С. 65–106, 151–153.

Зупанчич А. (2005) «О любви как комедии». Долар М., Божович М., Зупанчич А. Истории любви. Под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя (Лакановские тетради). С. 107–145, 153–154.

Кантор Г. (1985) «Основы общего учения о многообразиях. Математически-философский опыт науки о бесконечном». Кантор Г. Труды по теории множеств. М.: Наука. С. 63–106.

Кьеза Л. (2011) «“Le ressort de l’amour”: Лакан и Платон». Новое литературное обозрение. № 6 (112). С. 55–77.

Лакан Ж. (2000) Телевидение. М.: Гнозис; Логос.

Лакан Ж. (2006а) Семинары. Книга 7. Этика психоанализа (1959–1960). М.: Гнозис; Логос.

Лакан Ж. (2006б) «Введение в семинар Имена–Отца». Лакан Ж. Имена–Отца. М.: Гнозис; Логос. С. 51–80.

Лакан Ж. (2008) Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969–1970). М.: Гнозис; Логос.

Лакан Ж. (2010) Семинары. Книга 10. Тревога (1962–1963). М.: Гнозис; Логос.

Лакан Ж. (2011) Семинары. Книга 20. Ещё (1972–1973). М.: Гнозис; Логос.

Фреге Г. (2000) Основоположения арифметики. Логико-математическое исследование о понятии числа. Томск: Водолей (Библиотека аналитической мысли).

Фрейд З. (1911) «Навязчивые действия и религиозные обряды». Психотерапия (обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии). № 4–5. С. 172–180.

Черноглазов А. (2015а) «Разбитое зеркало». Черноглазов А. Лакан. Приглашение к Реальному… М.: «Проект Letterra. Org». С. 35–53.

Черноглазов А. (2015б) «Анатомия субъекта». Черноглазов А. Лакан. Приглашение к Реальному… М.: «Проект Letterra. Org». С. 137–144.

© Айтен Юран, 2017

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.