Василий Лурье. Идентичность человеческой личности по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве и человеческое тело по воскресении. Том 1. № 2. 2016

Информация о публикации

Идентичность человеческой личности по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве и человеческое тело по воскресении
Название на языке публикации: Идентичность человеческой личности по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве и человеческое тело по воскресении
Автор:
Василий Лурье
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института «Высшая школа экономики», Пермский филиал.
Адрес: ул. Студенческая, д. 38, 614070, г. Пермь, Россия.
Издание:
С. 388–420.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Главная причина затруднений при реконструкции учения Филопона о телесном воскресении — тотальная зависимость исследователей от кононитских источников (т. е. документов кононитов — той фракции монофизитов-тритеитов, которая разошлась с Филопоном именно по учению о воскресении). Даже халкидонит Тимофей Константинопольский зависит от кононитских источников. Между тем, конониты и не хотели, и не могли понимать тонкостей философии Филопона. Одна из таких тонкостей относится к ключевому для данного вопроса термину εἶδος (буквально, «вид»).

Конониты понимали термин Филопона εἶδος в качестве синонима термину σχῆμα («внешний вид»), тогда как на самом деле он имел другое значение (душа как отделимая ἐντελέχεια тела и т. д.). Таким образом, знаменитый гордиев узел антифилопоновского кононитского флорилегия — нижеследующая цитата из Филопона (о телесном воскресении) — должен быть разрублен посредством эмендации: вместо «И не только по числу они будут иными сравнительно с нынешними, но они не будут одинаковыми с ними по виду» этот ключевой текст необходимо восстановить до «И по числу они будут иными сравнительно с нынешними, а по виду одинаковыми с ними» («не только» и «не» следует удалить).

Ключевые слова

Иоанн Филопон, монофизитство, оригенизм, пространство, антропология, воскресение, личность.

Список литературы

Abramowski L. (1992) «The Theology of Theodore of Mopsuestia». Abramowski L. Formula and Context: Studies in Early Christian Thought. Hampshire, UK; Brookfield, VT: Ashgate Publishing (Collected Studies Series CS. Vol. 365). P. 1–36 (Впервые опубликовано по-немецки: «Zur Theologie Theodors von Mopsuestia». Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 72 (1961). S. 263–293).

Busse A., ed. (1887) Porphyrii Isagoge et In Aristotelis Categorias Commentarium. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. IV. Pars 1).

Busse A., ed. (1891) Ammonius in Porphyrii isagogen sive quinque voces. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. IV. Pars 3).

Congourdeau M.-H. (2002) «L’embryon entre néoplatonisme et christianisme». Oriens-Occidens. Cahiers du Centre d’histoire des sciences et des philosophies arabes et médiévales (UMR 7062). № 4 (Actes de table ronde Sciences et philosophie à Byzance: Physis et Technè à Byzance au VIe s., de Villejuif, 5.02.2000). P. 201–216.

Congourdeau M.-H. (2007) L’embryon et son âme dans les sources grecques (VIe siècle av. J.–C. — Ve siècle apr. J.–C.). Paris: Association des amis du Centre d’histoire et civilisation de Byzance (Collège de France — CNRS. Centre de recherche d’histoire et de civilisation de Byzance. Monographies. Vol. 26).

Diekamp F., Chrysos E. K. (1981) Doctrina Patrum de incarnatione Dei Verbi. Ein griechisches Florilegium auf der Wende des VII und VIII Jahrhunderts. 2. Aufl., mit Korr. und Nachträgen von B. Phanourgakis. Münster: Aschendorff.

Diels H., ed. (1882–1895) Simplicii in Aristotelis physicorum libros octo commentaria. 2 vols. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem graeca. Vol. IX, 1882; Vol. X, 1895).

Furley A., Wildberg Ch. (1991) Place, Void, and Eternity. Philoponus. Corollaries on Place and Void. Transl. by D. Furley. Simplicius. Against Philoponus on the Eternity of the World. Transl. by Ch. Wildberg. London; Ithaca, New York: Cornell University Press (Ancient Commentators on Aristotle. Vol. 6).

Grillmeier A., Hainthaler T. (2004) Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Bd. 2/4. Die Kirche von Alexandrien mit Nubien und Äthiopien nach 451. Mit einem Nachtrag aktualisiert. Freiburg; Basel; Wien: Herder Verlag (Первое издание: 1990).

Guillaumont A. (1962) Les «Kephalaia gnostica» d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. Paris: Éditions du Seuil (Patristica Sorbonensia. Vol. 5).

Hayduck M., ed. (1897) Ioannis Philoponi in Aristotelis de anima libros commentaria. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. XV).

Henry R., éd. (1959) Photius. Bibliothèque. Texte établi et traduit par R. Henry. 9 vols. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres (Collection Budé).

Janssens L. (1938) «Notre filiation divine d’après Saint Cyrille d’Alexandrie». Ephemerides Theologicae Lovanienses. Vol. 15. P. 233–278.

Lang U.-M. (2001) John Philoponus and controversies over Chalcedon in the six century. A Study and Translation of the «Arbiter». Leuven: Peeters (Spicilegium sacrum Lovaniense. Études et documents. Fascicule 47).

MacCoull L. S. B. (2006) «The historical Context of John Philoponus’ “De Opificio Mundi” in the Culture of Byzantine-Coptic Egypt». Zeitschrift für antike Christentum. Bd. 9. Heft 2. P. 397–423.

Philoponus (2004) Against Proclus. On the Eternity of the World 1–5. Transl. by M. Share. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd. (Ancient Commentators on Aristotle).

Philoponus (2005) Against Proclus. On the Eternity of the World 6–8. Transl. by M. Share. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd. (Ancient Commentators on Aristotle).

Philoponus (2006) Against Proclus. On the Eternity of the World 12–18. Transl. by M. Share. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd. (Ancient Commentators on Aristotle).

Philoponus (2010) Against Proclus. On the Eternity of the World 9–11. Transl. by M. Share. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd. (Ancient Commentators on Aristotle).

Rabe H., ed. (1899) Ioannes Philoponus. De aeternitate mundi contra Proclum. Lipsiae: In aedibus B. G. Teubneri (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana) (Репринт издания: Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1963).

Reichardt W., ed. (1897) Joannis Philoponi De opificio mundi libri VII. Lipsiae: In aedibus B. G. Teubneri (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana).

Sanda A., ed. (1930) Opuscula monophysitica Ioannis Philoponi. Ed. Syriac text with Latin transl. by A. Sanda. Beirut: Typographia Catholica PP. Soc. Jesu.

Schrenk L. P. (1990) «John Philoponus on the Immortal Soul». Proceedings of the American Catholic Philosophical Association. Vol. 64. P. 151–160.

Scholten C., hg., übers. (1997) Johannes Philoponos. De opificio mundi. — Über die Erschaffung der Welt. 3 Bände. Freiburg: Herder Verlag (Fontes christiani. Bd. 23/1–3).

Sedley D. (1987) «Philoponus’ Conception of Space». Philoponus and the Rejection of Aristotelian Science. Ed. by R. Sorabji. Ithaca, New York: Cornell University Press. P. 140–153.

Van Roey A. (1984) «Un traité cononite contre la doctrine de Jean Philopon sur la Résurrection». ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ. Hulde aan Dr. Maurits Geerard hij de voltooiing van de Clavis Patrum Graecorum. Wetteren: Cultura. P. 123–139.

Vitelli H., ed. (1887–1888) Ioannis Philoponi in Aristotelis physicorum libros octo commentaria. 2 vols. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. XVI, 1887; Vol. XVII, 1888).

Vitelli H., ed. (1897) Ioannis Philoponi in Aristotelis libros de generatione et corruptione commentaria. Berlin: Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. XIV. Pars 2).

Wickham L. R. (1990) «John Philoponus and Gregory of Nyssa’s Teaching on Resurrection — A Brief Note». Studien zu Gregor von Nyssa und den christlichen Spätantike. Hrsg. von H. R. Drobner, Ch. Klock. Leiden: Brill. S. 205–210.

Wildberg A., tr. (1987) Philoponus. Against Aristotle on the Eternity of the World. London: Gerald Duckworth & Co. Ltd. (Ancient Commentators on Aristotle).

Григорий Нисский (2000) Об устроении человека. Пер., послеслов., коммент. В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. Изд. 2-е, исправл. СПб.: Axiōma.

Лурье В. М. (2006) История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma.

Лурье В. М. (2013) «Две иудейские космологии: Косма Индикоплов и рабби Иуда бар Илай». Иудаизм эпохи Второго Храма, раннее христианство и античность. Взаимодействие в истории, литературе и культуре и отражение этого периода в культурной памяти Средних веков и Нового времени. Отв. ред. И. Р. Тантлевский. СПб.: Издательский Дом СПбГУ (Культурология). С. 84–123.

© Василий Лурье, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.