Андрей Судаков. Чистая деятельность: в поисках философской теологии в раннем наукоучении Фихте. Том 3. № 1. 2018

Информация о публикации

Чистая деятельность: в поисках философской теологии в раннем наукоучении Фихте
Название на языке публикации: Чистая деятельность: в поисках философской теологии в раннем наукоучении Фихте
Авторы:
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
Издание:
ESSE: Философские и теологические исследования. Том 3. № 1. 2018.
С. 117–138.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

В статье ставится вопрос о возможности трансцендентально-философского учения о Боге в метафизической системе Фихте, представленной в «Основе всего наукоучения» 1794 г. Традиционное понимание этической метафизики раннего Фихте в качестве непосредственно инициировавшей «спор об атеизме» концептуализации пантеизма нравственного миропорядка, в которой божество традиционной религии растворяется в бесконечном моральном прогрессе, подразумевает трактовку исходного пункта наукоучения на основе безоговорочного отождествления абсолютного и эмпирического Я. Как следствие, в таком понятии раннее наукоучение предстает вариантом философии всеединства. Более пристальное внимание к фихтевской рефлексии об абсолютном Я первого основоположения и его чистой деятельности самополагания в ее парадоксально-противоречивом (и постольку рождающем жизнь конечного духа) двуединстве с объективной деятельностью этого же Я, разворачиваемой Фихте в противопоставлении спинозизму как онтологии абсолютного субъекта без объекта, позволяет найти в наукоучении 1794 г. черты новой философской теологии, сближающей идею Бога с абсолютным субъект-объектом. Не будучи определенным нечто со стороны формы, и поэтому не допуская мышления о самом себе, Божество в этом учении со стороны содержания есть тотальность духовных полаганий, и данный продуктивный парадокс абсолютного Я уже на ранней стадии раскрытия системы Фихте может получить спекулятивно-теологическое наполнение, чуждое пантеистической философии всеединства. Ибо то, чем конечная самость, как и совокупность таких самостей, может быть только в перспективе и в стремлении, в самосознании Божества всегда уже осуществлено. Перспектива философии религии, опирающейся на идею царства духа как высшей божественной реальности, таким образом, намечается уже в ранней версии наукоучения и требует только «нового метода» рефлексии о практическом Я.

Ключевые слова

Фихте, абсолютное Я, эмпирическое Я, полагание (Setzen), реальность, чистая деятельность, объективная деятельность, стремление (Streben), рефлексия, спинозизм.

References 

Fichte I. G. (1993a) “Ueber den Begriff der Wissenschaftslehre oder der sogenannten Philosophie, als Einladungsschrift”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1 [Works in two volumes. Vol. 1]. St. Petersburg: Mifril: 5–64. (in Russian).

Fichte I. G. (1993b) “Grundlage des gesamten Wissenschaftslehre”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1 [Works in two volumes. Vol. 1]. St. Petersburg: Mifril: 65–337. (in Russian).

Fichte I. G. (1993c) “Ueber die Würde des Menschen, Beym Schlusse seiner philosophischen Vorlesungen gesprochen”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1 [Works in two volumes. Vol. 1]. St. Petersburg: Mifril: 435–441. (in Russian).

Fichte I. G. (1993d) “Versuch einer neuen Darstellung der Wissenschaftslehre”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1 [Works in two volumes. Vol. 1]. St. Petersburg: Mifril: 547–562. (in Russian).

Fichte I. G. (1993e) “Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 2 [Works in two volumes. Vol. 2]. St. Petersburg: Mifril: 359–617. (in Russian).

Fichte I. G. (1997) “Die Anweisung zum seligen Leben, oder auch die Religionslehre”. Fichte I. G. Nastavlenie k blazhennoi zhizni [The Way Towards the Blessed Life]. Moscow: “Kanon-plyus” ROOI “Reabilitatsiya” (Istoriya filosofii v pamyatnikakh [History of philosophy in monuments]): 5–166. (in Russian).

Fichte I. G. (2012) “Ueber den Grund unseres Glaubens an eine göttliche Weltregierung”. Ivanenko A. A. Filosofiya kak naukouchenie: genezis nauchnogo metoda v trudakh I. G. Fichte [Philosophy as Science of Knowledge: Genesis of Scientific Method in the Works of I. G. Fichte]. St. Petersburg: Vladimir Dal: 296–312. (in Russian).

Haydenko P. P. (1979) Filosofiya Fichte i sovremennost’ [Philosophy of Fichte and Modernity]. Moscow: Mysl’. (in Russian).

Kroner R. (1921) Von Kant bis Hegel. Bd. I. Von der Vernunftkritik zur Naturphilosophie. Tuebingen: Verlag von J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Lukyanov A. V. (1993) Problema dukhovnogo “Ya” v filosofii I. G. Fichte [The Problem of Spiritual I in the Philosophy of I. G. Fichte]. Ufa: RIO BashSU. (in Russian).

Schad J. B. (1802) Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Religion. Erfurt: in der Henningschen Buchhandlung.

Windelband W. (1904) Die Geschichte der neueren Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besonderen Wissenschaften. Bd. 2. Von Kant bis Hegel und Herbart. Leipzig: Verlag Breitkopf & Haertel.

Wundt M. (1929) “Das absolute Ich”. Wundt M. Fichte-Forschungen. Stuttgart: Fr. Frommann Verlag (H. Kurtz): 265–280.

© Андрей Судаков, 2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.