Антон Иваненко. Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля. Том 1. № 2. 2016

Информация о публикации

Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля
Название на языке публикации: Субъективизм Ф. Г. Якоби в «Вере и знании» Г. В. Ф. Гегеля
Автор:
Антон Иваненко
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 131–140.
Текст предисловия исправлен и дополнен. Публикация первого варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 3. № 1/2. 2014. С. 134–140.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
 
PDF

Аннотация

Статья является введением к публикации впервые осуществленного перевода на русский язык третьей части работы Г. В. Ф. Гегеля «Вера и знание или рефлексивная философия субъективности в полноте своих форм как философия Канта, Якоби и Фихте», опубликованной в «Критическом журнале философии» в 1802 г. В статье подчеркивается, что философское творчество Якоби, несмотря на его относительно малую известность отечественному читателю, высоко ценилось его современниками — представителями классической немецкой философии, сочувственно или полемически отзывавшимися на его публикации. В сочинениях Гегеля имя Якоби является одним из наиболее часто упоминаемых, принцип же философии Якоби он обозначает как «признание свободы человеческого духа». Фундаментальным для интеллектуальных конструкций Якоби является противопоставление непосредственного и опосредованного в знании. Источником знания, как о вещах окружающего мира, так и о сверхприродном или об абсолютном, безусловном и беспричинном Боге, является непосредственная данность, и этому знанию Якоби отдает однозначный приоритет, отождествляя его с верой, в противоположность всегда лишь опосредованному рассудочным понятием, а значит, вторичному знанию механизма природы. Но при таком представлении о вере и знании первая отдается на откуп случайности субъективного чувства, а роль рассудка, царящего во втором, отрицается Якоби настолько радикально, что это позволяет Гегелю сделать вывод о моральном эвдемонизме и атомизации религиозной и социальной жизни как необходимых практических следствиях его мысли. В статье делается вывод об актуальности мысли Якоби как в положительном, так и в отрицательном ключе, для духовной ситуации современной России с ее ныне высоким уровнем развития культуры субъективности.

Ключевые слова

Гегель, Якоби, рефлексивная философия, непосредственность и опосредование, вера и знание, рассудок, эмпирическая наука, культура субъективности.

References 

Chernov S. A., Shevchenko I. A. (2010) Fridrikh Yakobi: vera, chuvstvo, razum [Friedrich Jacobi: faith, feeling, mind]. Moscow: Progress-Traditsiya. (in Russian).

Hamann J. G., Jacobi F. H. Filosofiya chuvstva i very [Philosophy of Feeling and Faith] (ed., tr., intr., suppl., comment., notes by S. V. Volzhin). St. Petersburg: RTP LGU. (in Russian).

Hegel G. V. F. (1974) Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Moscow: Mysl’ (Filosofskoe nasledie. T. 63 [Philosophical Heritage. Vol. 63]). (in Russian).

Hegel G. V. F. (1994) Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. V 3-kh kn. Kn. 3 [In 3 vol. Vol. 3]. St. Petersburg: Nauka (Slovo o sushchem [Word on the Being]). (in Russian).

Hegel G. V. F. (2016) “Glauben und Wissen oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie” (part one). ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniya. T. 1. № 1 [ESSE: Studies in philosophy and theology. Vol. 1. No. 1]: 142–176. (in Russian).

Ivanenko A. A. (2016) “Rabota G. V. F. Gegelya ‘Vera i znanie’ mezhdu filosofiei tozhdestva i ‘Fenomenologiei dukha’” [Article Hegel’s “Faith and knowledge” between philosophy of identity and the “Phenomenology of spirit”]. ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniya. T. 1. № 1 [ESSE: Studies in philosophy and theology. Vol. 1. No. 1]: 131–141. (in Russian).

Jacobi F. H. (1914) “Über den transzendentalen Idealismus”. Novye idei v filosofii. Sb.12. K istorii teorii poznaniya I [New Ideas in Philosophy. Issue 12: To the History of the Theory of Knowledge, I]. St. Petersburg: Obrazovanie: 1–14. (in Russian).

Schleiermacher F. (1994) “Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern”. Schleiermacher F. Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern. Monologen. St. Petersburg: Aleteiya (Pamyatniki religiozno-filosofskoi mysli Novogo vremeni [Monuments of religious and philosophical thought of Modernity]): 43–274. (in Russian).

© Антон Иваненко, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.