Андрей Судаков. Всеединство абсолюта и двуединство Я. Метафизика и рефлексия в структуре «дедукции» основоположений наукоучения Фихте. Том 1. № 2. 2016

Информация о публикации

Всеединство абсолюта и двуединство Я.
Метафизика и рефлексия в структуре «дедукции» основоположений наукоучения Фихте
Название на языке публикации: Всеединство абсолюта и двуединство Я. Метафизика и рефлексия в структуре «дедукции» основоположений наукоучения Фихте
Автор:
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
Издание:
С. 83–112.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

Работа анализирует раздел об основоположениях «Основы всего наукоучения» Фихте с точки зрения соотношения рефлективно-логических и метафизических элементов в наукоучении. Показано, что как сами основоположения, не исключая первого, так и ведущие к ним дедуктивные процедуры, лишь отчасти являются рефлективно-логическими, обозначая неуловимое мыслью двуединство Я как субъект-объекта и всякого его акта как «дела-действия» (Thathandlung). Под рефлексивной наружностью дедукций Фихте скрываются предельные трансцендентально-философские процедуры. Металогический момент составляет при этом чистое самополагание абсолютного свободного Я; антитезис — момент различения, а синтез — момент конкретной определенности. Первое основоположение при внимательном рассмотрении постулирует не абсолютное Я как всеединство отвлеченного субъекта, но абсолютное Я в единстве объективно-фактической и субъективно-деятельной сторон. Самополагание изначального Я совершается до сознания и должно быть философски корректно воспринято в форму сознания, не утратив трансрационального характера. Та же самая методика разграничения и сопряжения полагания и сознания, то же двуединство полагания как дела-действия проводится у Фихте и по отношению ко второму основоположению, утверждающему изначальное Не-Я. Два первые основоположения порождали бы в системе безысходную антиномию оснований, если бы не восполнялись до полной картины (изначальных действий духа) третьим синтетическим основоположением, вводящим категории количественной делимости и соответственно представление о конечных Я и Не-Я. Изначальные действия свободного духа и выражающие их основоположения системы его философской рефлексии существуют в неразрывной связи и различаются только в рефлексии. В составе этого трансцендентального единства полным выражением метафизического положения дел служит третье основоположение, в синтезе которого должны заключаться все возможные значимые синтезы мысли; выражаемый же первым основоположением абсолютный тезис придает целому системы наукоучения крепость и завершение. В этой связи рассматривается онтология тетических суждений у раннего Фихте; одним из таких суждений является фихтеанский аналог кантовского постулата трансцендентальной свободы человека. Однако, если рефлексия претендует объять металогическое в Я, возникает соблазн чисто рефлективной, неоплатонизирующей метафизики абсолютного Я как всеединства. В статье показано, что на протяжении раздела об основоположениях всего наукоучения Фихте приходится дважды преодолевать этот соблазн, мотивированный неосторожностью его собственных формулировок.

Ключевые слова

Фихте, наукоучение, основоположение, сознание, самополагание, противополагание, синтез, абсолютное Я, свобода, металогическое двуединство, философия рефлексии, метафизика всеединства.

References

Buchner H. (1980) “Editorischer Bericht [zur Schrift “Vom Ich als Princip der Philosophie”]”. Schelling F. W. J. Werke. Historisch-kritische Ausgabe (hg. v. H.-M. Baumgartner). Reihe I: Werke. Bd. 2. Stuttgart: Frommann-Holzboog: 3–63.

Fichte I. G. (1993) “Grundlage des gesamten Wissenschaftslehre”. Fichte I. G. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1 [Works in two volumes. Vol. 1]. St. Petersburg: Mifril: 65–337. (in Russian).

Kant I. (1980) “Erklaerung in Beziehung auf Fichtes Wissenschaftslehre”. Kant I. Traktaty i pis’ma [Treatises and letters]. Moscow: Nauka (Pamyatniki filosofskoi mysli [Monuments of philosophical thought]): 624–626. (in Russian).

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 15-03-00211, «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность».

© Андрей Судаков, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.