Алексей Жеребин. Роман Гёльдерлина «Гиперион» и утопия «третьего царства» в европейской культуре. Том 1. № 2. 2016

Информация о публикации

Роман Гёльдерлина «Гиперион» и утопия «третьего царства» в европейской культуре
Название на языке публикации: Роман Гёльдерлина «Гиперион» и утопия «третьего царства» в европейской культуре
Автор:
Алексей Жеребин 
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Адрес: Набережная реки Мойки, д. 48, 191186, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 11–23.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

Роман Гёльдерлина «Гиперион» (1799) находится у истоков более чем двухвековой истории концепции «Третьего Царства» как «Царства Божия». В его основе — романтическая идея «циклического» хода исторического и мирового (богочеловеческого) процесса, восходящая к гностицизму и нашедшая логическое обоснование в диалектической триаде Гегеля (тезис — антитезис — синтез). Идея цикла, образующая мифологический подтекст «Гипериона», как и всего текста модернистской (в широком смысле) культуры, предполагает неполное тождество бессознательной истины в начале («Золотой Век») и истины осознанной, «отрефлектированной» в конце («Царство Божие»), первоначальной неразделенности (Бога и мира, имманентного и трансцендентного, субъекта и объекта, плоти и духа, жизни и смерти, власти и свободы, мужского и женского начал и т. д.) и их окончательной нераздельности или, как формулировали русские символисты, «нераздельности-неслиянности». Гёльдерлину тезисом представляется античность, синтезом — Германия будущего как носительница идеи Европы. Экспериментальный герой Гёльдерлина обостренно переживает все диссонансы, присущие переходному состоянию мира в стадии антитезы, испытывает разочарование в идеалах любви и свободы, срывается на грань нигилизма и метафизического отчаяния. Но стадия антитезы — это, согласно концепции романа, ситуация кризиса накануне грядущего разрешения всех противоречий в синтезе, который воплощается в эстетическом концепте «теократия красоты», призванном преодолеть антиномию антропоцентризма и теоцентризма, либерализма и тоталитаризма. Провозвестницей этого идеала является Диотима — наследница мистической Святой Софии, душа «новой церкви», соборного богочеловечества, объединенного принципом вселенской любви. Настоящая статья представляет собой опыт генерализации идейного сюжета «Гипериона» на уровне мифотектоники, что дает основание для включения этого романа в парадигму идеи Европы как «Третьего царства».

Ключевые слова

Антропоцентризм, богочеловечество, метанарратив, мистическое чувство, модерн, революция, романтизм, утопия, хилиазм.

References 

Baudrillard J. (2000) De la séduction (tr. by A. Garadzha). Moscow: Ad Marginem. (in Russian).

Frank S. L. (1992) “Russkoe mirovozzrenie” [The Russian Worldview]. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva [The Spiritual Foundations of Society]. Moscow: Respublika (Mysliteli XX veka [20nd-Century Thinkers]): 472–500. (in Russian).

Heidegger M. (2003) Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung (tr. by G. B. Notkin). St. Petersburg: Akademicheskii proekt. (in Russian).

Heine H. (1934) Deutschland. Ein Wintermärchen (tr. by L. Penkovsky, intr. by G. Lukács). Moscow, Leningrad: Academia. (in Russian).

Heinrich G. (hg.) (1978) Athenäum. Eine Zeitschrift von August Wilhelm Schlegel und Friedrich Schlegel. Auswahl. Leipzig: Philipp Reclam jun.

Hölderlin F. (1970) Sämtliche Werke und Briefe. Bd. 1–4 (hg. v. Günter Mieth). Berlin: Aufbau-Verlag.

Ivanov Vyach. (1987) “O Novalise” [On Novalis]. Ivanov Vyach. Sobr. soch.: v 4 t. T. 4 [Collected Works in 4 vol. Vol. 4]. Brussels: Foyer oriental chretien: 252–278. (in Russian).

Gerhard J. (hg.) (1968) Die Revolution des Geistes. Politisches Denken in Deutschland 1770–1830. Goethe, Kant, Fichte, Hegel, Humboldt. München: List-Verlag.

Lyotard J.-F. (1998) La condition postmoderne: rapport sur le savoir (tr. by N. A. Shmatko). Moscow: Institut eksperimental’noi sotsiologii; St. Petersburg: Aleteiya. (in Russian).

Merezhkovsky D. S. (1911) “Ne mir, no mech. K budushchei kritike khristianstva” [Not Peace, but a Sword. Towards the Future Critique of Christianism]. Merezhkovsky D. S. Polnoe sobranie sochinenii v 17 t. T. 10 [Complete Works in 17 vol. Vol. 10]. St. Petersburg, Moscow: Izdanie T-va M. O. Wolfa: 3–161. (in Russian).

Nietzsche F. (1986) Kritische Studienausgabe in 8 Bänden (hg. v. G. Colli, M. Montinari). Bd. 8: Sämtliche Briefe. München: Deutscher Taschenbuch-Verlag.

Nietzsche F. (1990) “Die fröhliche Wissenschaft”. Nietzsche F. Soch.: v 2 t. [Works in 2 vol.] (ed., tr. by K. A. Svas’yan). T. 1 [Vol. 1]. Moscow: Mysl’: 491–719. (in Russian).

Polonsky V. V. (2011) “Mezhdu metafizikoi, istoriei i politikoi: religioznaya mifologiya v pozdnem tvorchestve D. S. Merezhkovskogo” [Between Metaphysics, History and Politics: Religious Mythology in later works of D. S. Merezhkovsky]. Polonsky V. V. Mezhdu traditsiei i modernizmom. Russkaya literatura rubezha XIX–XX vekov: istoriya, poetika, kontekst [Between Tradition and Modernism. The Russian Literature at the turn of the 19–20 centuries: history, poetics, context]. Moscow: IWL RAS: 251–265. (in Russian).

Rilke R. M. (1955) “Archaïscher Torso Apollos”. Rilke R. M. Sämtliche Werke. Bd. 1–6 (hg. v. Rilke-Archiv in Verbindung mit R. Sieber-Rilke besorgt durch E. Zinn). Bd. 1. Frankfurt a. M.: Insel Verlag: 557.

Schiller F. (1955) “Der Antritt des neuen Jahrhunderts”. Schiller F. Sobr. soch.: v 7 t. T. 1 [Collected Works in 7 vol. Vol. 1]. Moscow: Khudozhestvennaya literature: 321–322. (in Russian).

Sloterdijk P. (2009) Du musst dein Leben ändern. Über Anthropotechnik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Vietta S. (1992) Die literarische Moderne. Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Hölderlin bis Thomas Bernhard. Stuttgart: J. B. Metzler.

Zhirmunsky V. M. (1914) Nemetskii romantizm i sovremennaya mistika [German Romanticism and Contemporary Mysticism]. St. Petersburg: Tip. T-va A. S. Suvorina “Novoe vremya”. (in Russian).

.  

© Алексей Жеребин, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.