Василий Лурье. Понятие числа в триадологии восточной патристики. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Понятие числа в триадологии восточной патристики
Название на языке публикации: Понятие числа в триадологии восточной патристики
Автор:
Василий Лурье
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института «Высшая школа экономики», Пермский филиал.
Адрес: ул. Студенческая, д. 38, 614070, г. Пермь, Россия.
Издание:
С. 417–439.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

В статье предложена классификация имеющихся к настоящему времени логических интерпретаций христианского представления о троичности Бога. Все они могут быть разбиты на четыре типа: (1) 3 = 3 («тривиализирующая» интерпретация, в которой единичность Бога мыслится не онтологически, а собирательно: «тритеизм» Иоанна Филопона и едва ли не все предложенные на сегодняшний день триадологии аналитической теологии); (2) «3» = 1 (реальны не ипостаси как сами по себе сущие, а только черты их различия: учение Дамиана Александрийского и «мейнстрима» латинской схоластики, в частности, томизма); (3) card(3) = 1 (ипостаси реальны сами по себе, но бесконечны, а единственность Бога — своеобразный аналог общей кардинальности этих трех разных, но упорядоченных бесконечностей: традиция Дунса Скота в латинской схоластике, но отчасти и более ранний рационализм — например, у Бабая Великого); (4) 3 = 1 (настоящий парадокс, параконсистентная логика: основная позиция византийских богословов). В триадологии четвертого типа вызывает вопрос само понятие числа, которое уже не является ни натуральным (как в типах (1) и (2)), ни хотя бы просто консистентным (как в типе (3)). Очевидно, что понятие числа в типе (4) не будет противоречить интуитивистской трактовке числа у Пуанкаре, но несовместимо с теоретико-множественными концепциями числа, поскольку в них всегда используется понятие пары. В византийской триадологии никакие пары невозможны: это такой счет до трех, при котором пропускается два. В качестве аналога пары выступает неразложимая на элементы триада, в логической структуре которой операцией логического сложения служит не итерация обычной бинарной эксклюзивной дизъюнкции, а другой коннектив — эксклюзивное тернарное «или», впервые описанный Эмилем Постом в 1941 г. и до сих пор еще малоизвестный логикам. Число три, подразумеваемое в Троице, — минимальное из соответствующего ряда параконсистентных чисел. В статье описываются также некоторые свойства этих чисел, в частности, неэкстенсиональность.

Ключевые слова

Аналитическая теология, паранепротиворечивая (параконсистентная) логика, бесконечность, триадология, неэкстенсиональность, тернарное эксклюзивное «или», Евагрий Понтийский.

References

Benevitch G. I., Biryukov D. S., Choufrine A. M. (coll.) (2014) Prep. Maksim Ispovednik: Polemika s origenizmom i monoenergizmom [St. Maximus the Confessor: Polemics against Origenism and Monoenergism]. Second ed. St. Petersburg: Izd-vo Olega Abyshko (Biblioteka khristianskoi mysli; Vizantiiskaya filosofiya. T. 16 [The Library of Christian Thought; Byzantine Philosophy. Vol. 16]; Σμάραγδος φιλοκαλίας). (in Russian).

Bocheński J. M. (1989) “The Cracow Circle”. The Vienna Circle and the Lvov-Warsaw School (ed. by K. Szaniawski). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Nijhoff International Philosophy Series. Vol. 38): 9–18.

Da Costa N., Béziau J.-Y. (2015) “Is God Paraconsistent?” [abstract]. Handbook of the 1st World Congress on Logic and Religion. João Pessoa, Abril 15, 2015 (ed. by R. S. Silvestre, J.-Y. Béziau). Brazil [s.l., s.d.]: 25.

Frankenberg W. (ed.) (1912) Euagrius Pontikus. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung (Abhandlungen der könglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-Historische Klasse, n.s. Bd. 13.2).

Gallay P. (ed.) (1978) Grégoire de Nazianze. Discours 27–31 (Discours théologiques). Paris: Éditions du Cerf (Sources chrétiennes. Vol. 250).

Geach P. T. (1972) Logic Matters. Oxford: B. Blackwell, 1972.

Guillaumont A. (1985) Les six centuries des Kephalaia Gnostica d’Évagre le Pontique. Édition critique de la version syriaque commune et édition d’une nouvelle version syriaque, intégrale, avec une double traduction française. Turnhout: Brepols (Patrologia orientalis. T. 28, f. I) (First publ. 1958).

Ivanov V. L. (2010) “Intensivnaya velichina sovershenstva: Beskonechnost’ kak sushchestvennoe ponyatie v teologii i filosofii Ioanna Dunsa Skota, OMB” [The Intensive Magnitude of Perfection: Infinity as an Essential Concept in Theology and Philosophy of John Duns Scotus, OFM]. Kosmos i dusha. Vyp. 2: Ucheniya o prirode i myshlenii v Antichnosti, Srednie veka i Novoe vremya [Cosmos and Soul. Issue 2: Doctrines of Nature and Thinking in Antiquity, Middle Age, and Early Modern Time] (ed. by P. P. Gaidenko, V. V. Petrov). Moscow: Progress-traditsiya: 379–431. (in Russian).

Konstantinovsky J. (2009) Evagrius Ponticus: The Making of a Gnostic. Farnham: Ashgate (Ashgate New critical thinking in religion, theology, and biblical studies).

Lapointe S. (2011) Bolzano’s Theoretical Philosophy: An Introduction. Hampshire, New York: Palgrave Macmillan (History of Analytical Philosophy).

Lourié B. (1992) «Vzaimosvyaz’ problemy Filioque s ucheniem o obozhenii u pravoslavnykh bogoslovov posle sv. Fotiya» [The Relationship between the Problem of Filioque and the Deification Doctrine in Orthodox Theologians after St. Photius]. Patrologiya. Filosofiya. Germenevtika [Patrology, Philosophy, Hermeneutic]. St. Petersburg: Predpriyatie obshchestvennoi organizatsii «Leningradskii soyuz uchenykh» — «Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola» (Trudy Vysshei religiozno-filosofskoi shkoly. Vyp. 1 [Proceedings of the Higher School of Religion and Philosophy. Issue 1]): 1–19. (in Russian).

Lourié B. (2005) “Damian of Alexandria”. Encyclopaedia Aethiopica (ed. by S. Uhlig). Vol. II: D – Ha. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag: 77–78.

Lourié B. (2006) Istoriya vizantiiskoi filosofii. Formativnyi period [The History of Byzantine Philosophy: The Formative Period]. St. Petersburg: Axiōma. (in Russian).

Lourié B. (2014) “The Philosophy of Dionysius the Areopagite: An Approach to Intensional Semantics”. Georgian Christian Thought and Its Cultural Context. Memorial Volume for the 125th Anniversary of Shalva Nutsubidze (1888–1969) (ed. by T. Nutsubidze, C. B. Horn, B. Lourié, A. Ostrovsky). Leiden; Boston: Brill (Texts and Studies in Eastern Christianity. Vol. 2): 81–127.

Lourié B. (2016a) “The Paraconsistent Numbers and the Set Theory Implied in the Cappadocian Trinitarian Doctrine”. Logiko-filosofskie shtudii. Т. 13. № 2 [Logical and philosophical studies. Vol. 13. No. 2]: 56–57.

Lourié B. (2016b) “Nicephorus Blemmydes on the Holy Trinity and the Paraconsistent Notion of Numbers: A Logical Analysis of a Byzantine Approach to the Filioque”. Studia Humana. Vol. 5. No. 1: 40–54.

Lourié B. (2016c) “Temporality and a Metric for Created Natures in Gregory of Nyssa. Toward two recent monographs on his concept of time”. Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. Vol. 12: 340–351.

Lourié B. (forthcoming) “The Trinity from Six Groups: a Logical Explication of Byzantine Triadology by Joseph Bryennios”.

Lur’e V. [Lourié B.] (1989) “L’attitude de S.Marc d’Ephèse aux débats sur la procession du Saint-Esprit à Florence. Ses fondements dans la théologie post-palamite”. Annuarium Historiae Conciliorum. Vol. 21: 317–333.

McCord Adams M. (2008) “The Metaphysics of the Trinity in Some Fourteenth Century Franciscans”. Franciscan Studies. Vol. 66: 101–168.

Mossay J. (ed.) (1980) Grégoire de Nazianze. Discours 20–23. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 270).

Pelletier F. J., Hartline A. (2008) “Ternary Exclusive Or”. Logic Journal of the IGPL. Vol. 16: 75–83.

Poincaré H. (1902) “Du rôle de l’intuition et de la logique en mathématiques”. Compte-rendu du deuxième Congrès international des mathématiciens tenu à Paris du 6 au 12 août 1900. Paris: Gautier-Villars: 115–130.

Post E. L. (1941) The Two-Valued Iterative Systems of Mathematical Logic. Princeton: Princeton University Press.

Simons P. (1997) “Bolzano on Collections”. Grazer philosophische Studien. Vol. 53: 87–108.

Steel C. (2003) “Beyond the Principle of Contradiction? Proclus’ ‘Parmenides’ and the Origin of Negative Theology”. Die Logik des Transzendentalen. Festschrift für Jan A. Aertsen zum 65. Geburtstag (hg. v. M. Pickavé). Berlin; New York: Walter de Gruyter (Miscellanea Mediaevalia. Bd. 30): 581–599.

Tuggy D. (2016) “Trinity” (First published July 23, 2009; substantive revision March 18, 2016). The Stanford Encyclopedia of Philosophy (ed. by E. N. Zalta). Retrieved from https://plato.stanford.edu/entries/trinity/

Vasiliev N. A. (1989) “Voobrazhaemaya (nearistoteleva) logika” [Imaginary (Non-Aristotelian) Logic]. Vasiliev N. A. Voobrazhaemaya logika. Izbrannye Trudy [Imaginary Logic. Selected Papers] (ed. by V. A. Smirnov). Moscow: Nauka, 1989: 53–94. (in Russian).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 16–18–10202 «История логико-философских идей в византийской философии и богословии».

© Василий Лурье, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.