Елена Сырцова. Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита
Название на языке публикации: Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита
Автор:
Елена Сырцова
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии Наук Украины.
Адрес: ул. Трехсвятительская, д. 4, 01001, Киев, Украина.
Издание:
С. 271–288.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

В статье рассматривается отношение Оригена к богословско-философской идее creatio ex nihilo, которая получила свое развитие в полемике Тертуллиана с Гермогеном. Обращается внимание на соответствие этой идеи представлениям, изложенным в апокрифических и гностических книгах, в то время как христианская идея творения ex semetipso получила наиболее последовательное обоснование и развертывание в трактате Ареопагита «О божественных именах».

Если допустить, что Все Сущее и Бог Сущий по объему логического значения не совпадают, то получалось бы, что Все Сущее или больше Бога, и тогда включает в себя какой-то объем «пустой от Бога», или же Сущее бытия меньше Бога, и тогда получалось бы, что Бог Сущий включает в Себя что-то несущее. Таким образом, обе логические модели, которые предстают как отрицание тождественности Бога и Всего Сущего, могут быть поняты как имплицитное отрицание Полноты и Совершенства Бога Сущего. Соответственно не меньшим отрицанием этих же определений было бы допущение, что в Боге как Сущем «чего то не было», и Он должен был бы творить из чего-то «кроме» Самого Себя, т. е. из чего-то, что «не Бог», из чего-то, «чего в Нем нет», пусть это будет названо материей, неким инобытием или «ничем». Но в Боге как Сущем все «есть», и творит Он из того, что «есть». Бог Сущий — это вечное «Все», в котором все вечно «есть». Именно от полноты этого «Всего» и этого «есть» Он и творит совершенный космос в Своей Премудрости и Слове.

Философская меонтология Ареопагита предстает как монистическая христианская логика, согласно которой онтологических оснований для идеи творения «из ничего» быть не может.

Ключевые слова

Creatio ex nihilo, creatio ex semetipso, катаболе, зло, материя, Ориген, Тертуллиан, Гермоген, Ареопагит.

Список литературы

Alcinous (2002) The Handbook of Platonism. Translation with Introduction and Commentary by J. Dillon. Oxford: Clarendon Press (Репринт издания: Oxford: Clarendon Press, 1993).

Andia Y., ed. (1997) Denys l’Areopagite et sa postérité en Orient et en Occident, Actes du Colloque International, Paris, 21–24 septembre 1994. Paris: Institut d’ Études Augustiniennes (Collection des Études augustiniennes. Série Antiquité. Vol. 151).

Copan P. (1996) «Is Creatio Ex Nihilo a Post-Biblical Invention? An Examination of Gerhardt May’s Proposal». Trinity Journal. Vol. 17. Issue 1 (Spring 1996). P. 77–93.

Corpus Dionysiacum (1990) Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. Hrsg. von B. R. Suchla. Berlin; New York: Walter de Gruyter. (Patristische Texte und Studien. Bd. 33).

Hermas (1958) Le Pasteur. Introduction, texte critique, traduction et notes par R. Joly. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 53 bis.).

Hubler N. J. (1995) Creatio ex Nihilo: Matter, Creation and the Body in Classical and Christian Philosophy through Aquinas (PhD dissertation, University of Pensilvania).

Koch H. (1895) «Proklus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre von Bösen». Philologus. Bd. 54. S. 438–454.

Koch H. (1900) Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Mysterienwesen. Eine litterarhistorische Untersuchung. Mainz: Franz Kirchheim.

May G. (2004) Creatio Ex Nihilo: The Doctrine of «Creation out of Nothing» in Early Christian Thought. Edinburgh: T & T Clark.

Novum Testamentum (1984) Novum Testamentum Graece et Latine. Textum Graecum post Eberhard et Erwin Nestle communiter ediderunt Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. Textus Latinus Novae Vulgatae Bibliorum Sacrorum. Editioni debetur. Utriusque textus apparatum criticum recensuerunt et editionem novis curis elaboraverunt Barbara et Kurt Aland una cum Instituto Studiorum Textus Novi Testamenti Monasteriensi Westphaliae. 27. Aufl. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft.

Origène (1978) Traité des principes. Introduction, texte critique et traduction par H. Crouzel, M. Simonetti. T. I (Livres I et II). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 252).

Origène (1980) Traité des principes. Texte critique et traduction par H. Crouzel, M. Simonetti. T. III (Livres III et IV). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 268).

Owenus Joannes (1680) Epigrammatum Joannis Oweni, Cambro Britanni Oxoniensis, Editio…: correctisima posthumisquibusdam adaucta & instructa. Vratislaviae: Sumtibus Joh. Adam, Kästneri.

Perl E. D. (2007) Theophany. The Neo-Platonic Philosophy of Dionysius the Areopagite. Albany, New York: State University of New York Press.

Plato (1901) «Parmenides». Platonis opera. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Ioannes Burnet. Tomus II. Tetralogias III–IV Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Plato (1902) «Timaeus». Platonis opera. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit Ioannes Burnet. Tomus IV. Tetralogia VIII Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Septuaginta (1959) Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. IX, 2: Maccabaeorum liber II. Edidit R. Hanhart. 3., durchgesehene Aufl. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Septuaginta (1962) Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. XII, 1: Sapientia Solomonis. Edidit J. Ziegler. 2., durchgesehene Aufl. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Tertullianus (1906) «Adversus Hermogenem». Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera. Ex Recensione Aemilii Kroymann. Pars III. Pragae, Vindobonae: Tempsky; Lipsiae: Freytag (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Tome 47). P. 126–176. (Репринт: Turnhout: Brepols, 1954).

Tertullianus (1960) Q. Septimii Florentis Tertulliani De resurrectione carnis liber. — Tertullian’s Treatise on the Resurrection. The text edited with an introduction, translation and commentary by E. Evans. London: S. P. C. K.

Tertullien (1957) Traité de la prescription contre les hérétiques. Introduction, texte critique et notes de R. F. Refoulé, traduction de P. Labriole. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 46).

Tertullien (1975) La chair du Christ. T. I. Introduction, texte critique et traduction de J. P. Mahé. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 216).

Tertullien (1999) Contre Hermogène. Introduction, texte critique, traduction et commentaire de Fr. Chapot. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 439).

Turner J. D., Corrigan K., eds. (2011) Plato’s Parmenides and his Heritage. Vol. 2: Reception in Patristic, Gnostic and Christian Neoplatonic Texts. Leiden: Brill.

Августин Аврелий (1991) Исповедь. Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Вступ. ст. А. А. Столярова. М.: Ренессанс (Памятники религиозно-философской мысли).

Ареопагит (1995) Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. Изд. 2. Изд. подг. Г. М. Прохоровым. М.: Глагол [Пер. на русский параллельно с греческим текстом по изданиям: Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus. Hrsg. von B. R. Suchla. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1990 (Patristische Texte und Studien. Bd. 33); Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De Coelesti Hierarchia. De Ecclesiastica Hierarchia. De Mystica Theologia. Epistulae. Hrsg. von G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1991 (Patristische Texte und Studien. Bd. 36). S. 139–150; Patrologia cursus completus. Series Graeca. Scholia in Corpus Dionysiacum Areopagiticum. Ed. J.-P. Migne. T. 4. Paris: Migne, 1857. Col. 16–1120].

Аристотель (1981) «Физика». Аристотель. Соч.: в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 83). C. 59–262.

Беневич Г. И. (2010) «Иоанн Скифопольский». Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная Энциклопедия». С. 608–613.

Болотов В. В. (1994) Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. История церкви в период до Константина Великого. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь (Репринт издания: С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910).

Величковський Іван (1972) Твори. Відповідальний редактор Л. Є. Махновець. Вступні статті С. І. Маслова, В. П. Колосової, В. І. Крекотня. Підготовка тексту та коментарі В. П. Колосовой, В. І. Крекотня. Київ: Наукова думка.

Евсевий Памфил (2008) Церковная история. М.: Православный Свято-тихоновский гуманитарный университет.

Лурье В. М. (2014) «Философия Дионисия Ареопагита. Теория значения». EINAI: Проблемы Философии и Теологии. Т. 3. № 1/2. С. 377–428.

Ориген (1993) О началах. Сочинение Оригена, учителя Александрийского (III в.), в русском переводе (с примечаниями и введением) Н. Петрова. Новосибирск: ИЧЛ «Лазарев В. В. и О.» (Печатается по изданию: Рига, 1936).

Панасенко Ю. (1994) «Комментарии к переводу “Против Гермогена” Тертулиана». Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. Пер. с лат. Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Прогресс–Культура. С. 404–407.

Платон (1993) «Парменид». Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 116). С. 346–412.

Посновъ М. Э. (1991) Гностицизмъ ІІ вѣка и побѣда христіанской церкви надъ нимъ. Брюссель: Жизнь с Богом (Фототипическое воспроизведение по изданию: Кіевъ: Тип. Акц. О-ва Петръ Барскiй въ Кiевѣ, 1917).

Сирцова О. (2000) Апокрифічна апокаліптика. Філософська екзегеза і текстологія. З виданням грецького тексту Апокаліпсису Богородиці за рукописом ХІ ст. Ottobonianus gr. 1. Київ: Видавничий дім «KM Academia», Університетське видавництво «Пульсари».

Столяров А. А. (1994) «Тертуллиан. Эпоха, жизнь, учение». Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. Пер. с лат. Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Прогресс–Культура. С. 7–34.

Тертуллиан (1994) Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. Пер. с лат. Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Прогресс–Культура.

Толковая Библія (1904–1913) Толковая Библiя или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. В 11 т. Издание преемниковъ А. П. Лопухина. Безплатное приложенiе къ журналу «Странникъ». Петербургъ: Тип. Монтвида (Общедоступная богословская библиотека).

© Елена Сырцова, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.