Елена Сырцова. Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита
Название на языке публикации: Ex nihilo или ex semetipso: проблема творения у Oригена, Гермогена и Тертуллиана с точки зрения логики Ареопагита
Автор:
Елена Сырцова
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии Наук Украины.
Адрес: ул. Трехсвятительская, д. 4, 01001, Киев, Украина.
Издание:
С. 339–356.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

В статье рассматривается отношение Оригена к богословско-философской идее creatio ex nihilo, которая получила свое развитие в полемике Тертуллиана с Гермогеном. Обращается внимание на соответствие этой идеи представлениям, изложенным в апокрифических и гностических книгах, в то время как христианская идея творения ex semetipso получила наиболее последовательное обоснование и развертывание в трактате Ареопагита «О божественных именах».

Если допустить, что Все Сущее и Бог Сущий по объему логического значения не совпадают, то получалось бы, что Все Сущее или больше Бога, и тогда включает в себя какой-то объем «пустой от Бога», или же Сущее бытия меньше Бога, и тогда получалось бы, что Бог Сущий включает в Себя что-то несущее. Таким образом, обе логические модели, которые предстают как отрицание тождественности Бога и Всего Сущего, могут быть поняты как имплицитное отрицание Полноты и Совершенства Бога Сущего. Соответственно не меньшим отрицанием этих же определений было бы допущение, что в Боге как Сущем «чего то не было», и Он должен был бы творить из чего-то «кроме» Самого Себя, т. е. из чего-то, что «не Бог», из чего-то, «чего в Нем нет», пусть это будет названо материей, неким инобытием или «ничем». Но в Боге как Сущем все «есть», и творит Он из того, что «есть». Бог Сущий — это вечное «Все», в котором все вечно «есть». Именно от полноты этого «Всего» и этого «есть» Он и творит совершенный космос в Своей Премудрости и Слове.

Философская меонтология Ареопагита предстает как монистическая христианская логика, согласно которой онтологических оснований для идеи творения «из ничего» быть не может.

Ключевые слова

Creatio ex nihilo, creatio ex semetipso, катаболе, зло, материя, Ориген, Тертуллиан, Гермоген, Ареопагит.

References

Alcinous (2002) The Handbook of Platonism (tr., intr., comment. by J. Dillon). Oxford: Clarendon Press (Reprints of the edition: Oxford: Clarendon Press, 1993).

Andia Y. (ed.) (1997) Denys l’Areopagite et sa postérité en Orient et en Occident, Actes du Colloque International, Paris, 21–24 septembre 1994. Paris: Institut d’ Études Augustiniennes (Collection des Études augustiniennes. Série Antiquité. Vol. 151).

Aristoteles (1981) “Physica”. Aristoteles. Soch.: v 4-kh t. T. 3 [Works in 4 vol. Vol. 3]. Moscow: Mysl’ (Filosofskoe nasledie. T. 83 [Philosophical Heritage. Vol. 83]): 59–262. (in Russian).

Aurelius Augustinus (1991) Confessiones (tr. by M. E. Sergeenko, intr. by A. A. Stolyarova). Moscow: Renessans (Pamyatniki religiozno-filosofskoi mysli [Monuments of religious and philosophical thought]). (in Russian).

Benevitch G. I. (2010) “Ioann Skifopol’skii” [Iohannes Scythopolitanus]. Pravoslavnaya entsiklopediya. T. 24 [Orthodox Encyclopedia. Vol. 24]. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi “Pravoslavnaya Entsiklopediya”: 608–613. (in Russian).

Bolotov V. V. (1994) Lektsii po istorii drevnei tserkvi. V 4 t. T. II. Istoriya tserkvi v period do Konstantina Velikogo [The Lectures on the History of the Ancient Church. II. The History of the Aincient Church in the Period before Constantine the Greate]. Moscow: Spaso-Preobrazhenskii Valaamskii Stavropigia”nyi monastyr’ (Reprints of the edition: St. Petersburg: Tipografiya M. Merkusheva, 1910). (in Russian).

Copan P. (1996) “Is Creatio Ex Nihilo a Post-Biblical Invention? An Examination of Gerhardt May’s Proposal”. Trinity Journal. Vol. 17. Issue 1 (Spring 1996): 77–93.

Corpus Dionysiacum (1990) Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus (hg. v. B. R. Suchla). Berlin; New York: Walter de Gruyter (Patristische Texte und Studien. Bd. 33).

Dionysius Areopagita (1995) De divinis nominibus. De Mystica Theologia (ed. by G. M. Prokhorov. Second ed.). Moscow: Glagol. (in Russian).

Eusebius Pamphilius (2008) Historia Ecclesiastica. Moscow: Pravoslavnyi Svyato-tikhonovskii gumanitarnyi universitet. (in Russian).

Hermas (1958) Le Pasteur (intr., texte critique, trad. et notes par R. Joly). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 53 bis.).

Hubler N. J. (1995) Creatio ex Nihilo: Matter, Creation and the Body in Classical and Christian Philosophy through Aquinas (PhD dissertation, University of Pensilvania).

Koch H. (1895) “Proklus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre von Bösen”. Philologus. Bd. 54: 438–454.

Koch H. (1900) Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Mysterienwesen. Eine litterarhistorische Untersuchung. Mainz: Franz Kirchheim.

Lourié V. M. (2014) “Filosofiya Dionisiya Areopagita. Teoriya znacheniya” [Philosophy of Dionysius the Areopagite. Theory of meaning]. EINAI: Problemy Filosofii i Teologii. T. 3. № 1/2 [EINAI: The Problems of Philosophy and Theology. Vol. 3. No. 1/2]: 377–428. (in Russian).

May G. (2004) Creatio Ex Nihilo: The Doctrine ofCreation out of Nothingin Early Christian Thought. Edinburgh: T & T Clark.

Novum Testamentum (1984) Novum Testamentum Graece et Latine (Textum Graecum post Eberhard et Erwin Nestle communiter ediderunt Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. Textus Latinus Novae Vulgatae Bibliorum Sacrorum. Editioni debetur. Utriusque textus apparatum criticum recensuerunt et editionem novis curis elaboraverunt Barbara et Kurt Aland una cum Instituto Studiorum Textus Novi Testamenti Monasteriensi Westphaliae). 27. Aufl. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft.

Origène (1978) Traité des principes (intr., texte critique et trad. par H. Crouzel, M. Simonetti). T. I (Livres I et II). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 252).

Origène (1980) Traité des principes (texte critique et trad. par H. Crouzel, M. Simonetti). T. III (Livres III et IV). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 268).

Origen (1993) De principiis (tr., intr., notes by N. Petrov). Novosibirsk: IChL «Lazarev V. V. i O.» [Published according to the edition: Riga, 1936]. (in Russian).

Owenus Joannes (1680) Epigrammatum Joannis Oweni, Cambro Britanni Oxoniensis, Editio…: correctisima posthumisquibusdam adaucta & instructa. Vratislaviae: Sumtibus Joh. Adam, Kästneri.

Panasenko Yu. (1994) “Kommentarii k perevodu “Protiv Germogena” Tertuliana” [Commentaries on the translation Tertullian’s “Adversus Hermogenem”]. Quintus Septimius Florens Tertullianus. Izbrannye sochineniya [Selected works] (ed. by A. A. Stolyarov). Moscow: Progress – Kul’tura: 404–407. (in Russian).

Perl E. D. (2007) Theophany. The Neo-Platonic Philosophy of Dionysius the Areopagite. Albany, New York: State University of New York Press.

Plato (1901) “Parmenides”. Platonis opera (recognovit brevique adnotatione critica instruxit I. Burnet). Tomus II. Tetralogias III–IV Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Plato (1902) “Timaeus”. Platonis opera (recognovit brevique adnotatione critica instruxit I. Burnet). Tomus IV. Tetralogia VIII Continens. Oxford: Clarendon Press (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis).

Plato (1993) “Parmenides”. Plato. Sobr. soch.: v 4 t. T. 2 [Collected Works in 4 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’ (Filosofskoe nasledie. T. 116 [Philosophical Heritage. Vol. 116]): 346–412. (in Russian).

Posnov M. E. (1991) Gnostitsizm” ІІ vѣka i pobѣda khristіanskoi tserkvi nad” nim” [Gnosticim of the II century and the Victory of the Christian Church]. Brussels: Zhizn’ s Bogom (Phototypical reproduction according to the edition: Kiev: Tip. Akts. O-va Petr” Barskii v” Kievѣ, 1917). (in Russian).

Septuaginta (1959) Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. IX, 2: Maccabaeorum liber II (ed. R. Hanhart). 3., durchgesehene Aufl. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Septuaginta (1962) Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. XII, 1: Sapientia Solomonis (ed. J. Ziegler). 2., durchgesehene Aufl. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Stolyarov A. A. (1994) “Tertullian. Epokha, zhizn’, uchenie” [Tertullianus. The Epoch, Life, Teaching]. Quintus Septimius Florens Tertullianus. Izbrannye sochineniya [Selected works] (ed. by A. A. Stolyarov). Moscow: Progress–Kul’tura: 7–34. (in Russian).

Syrtsova O. (2000) Apokrifіchna apokalіptika. Fіlosofs’ka ekzegeza і tekstologіya. Z vidannyam grets’kogo tekstu Apokalіpsisu Bogoroditsі za rukopisom KhІ st. Ottobonianus gr. 1 [The Apocryphical Apocalyptics: Philosophical Exegesis and Textology. With an Edition of the Greek Text of the Apocalypse of Virgin according to the Manuscript of the Eleventh Century Ottobrianus gr. 1]. Kiev: Vidavnichii dіm “KM Academia”, Unіversitets’ke vidavnitstvo “Pul’sari”. (in Ukrainian).

Tertullianus (1906) “Adversus Hermogenem”. Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera (Ex Recensione Aemilii Kroymann). Pars III. Pragae, Vindobonae: Tempsky; Lipsiae: Freytag (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Tome 47): 126–176. (Reprint edition: Turnhout: Brepols, 1954).

Tertullianus (1960) Q. Septimii Florentis Tertulliani De resurrectione carnis liber. — Tertullian’s Treatise on the Resurrection (ed., intr., tr., comment. by E. Evans). London: S. P. C. K.

Tertullianus (1994) Quintus Septimius Florens Tertullianus. Izbrannye sochineniya [Selected works] (ed. by A. A. Stolyarov). Moscow: Progress-Kul’tura. (in Russian).

Tertullien (1957) Traité de la prescription contre les hérétiques (intr., texte critique et notes de R. F. Refoulé, trad. de P. Labriole). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 46).

Tertullien (1975) La chair du Christ. T. I (intr., texte critique et trad. de J. P. Mahé). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 216).

Tertullien (1999) Contre Hermogène (intr., texte critique, trad. et comment. de Fr. Chapot). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 439).

Tolkovaya Biblіya (1904–1913) Tolkovaya Bibliya ili Kommentarii na vse knigi Sv. Pisaniya Vetkhago i Novago Zaveta. V 11 t. [The Interpreted Biblia or the Commentaries on the All Books of the Sacred Scripture of the Old and New Testament in 11 vol.] (ed. A. P. Lopukhin and others). Petersburg. (in Russian).

Turner J. D., Corrigan K. (eds.) (2011) Plato’s Parmenides and his Heritage. Vol. 2: Reception in Patristic, Gnostic and Christian Neoplatonic Texts. Leiden: Brill.

Velichkovsky Ivan (1972) Tvori [Works] (ed. by L. E. Makhnovets’, intr. by S. І. Maslov, V. P. Kolosova, V. І. Krekotnya, ed. and comment. by V. P. Kolosova, V. І. Krekotnya). Kiev: Naukova dumka. (in Ukrainian).

© Елена Сырцова, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.