Мария Варламова. Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля
Название на языке публикации: Единое и тождественное как свойства сущего в «Метафизике» Аристотеля
Автор:
Мария Варламова
Кандидат философских наук, научный сотрудник Научно-образовательного Центра проблем философии, религии, культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Адрес: ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 315–338.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

Статья посвящена вопросу о едином/многом и тождественном/различном в «Метафизике» Аристотеля. Единство и тождество — два наиболее значимых собственных свойства сущего, которые, по Аристотелю, должны рассматриваться в первой философии вместе с сущим как таковым и сущностью. Во введении показана роль тождественного как рода сущего в диалектике Платона, затем в статье эксплицируются различные контексты обсуждения единого и тождественного на материале трактатов Аристотеля «Метафизика», «Топика» и «Категории» и выделяется ряд аспектов, значимых для понимания роли этих свойств сущего в аристотелевской науке. Во-первых, единое и тождественное рассматриваются вместе со своими противоположностями, многим и различным, причем тождественное и различное сводится к единому и многому. Во-вторых, они, как и сущее, сказываются во многих значениях, но всегда к одному, и этим «одним» является сущность. Сущность или некая чтойность, выраженная в определении, является началом сущего и основанием предикации его свойств: нечто, имеющее сущность, является единым и тождественным. Хотя и тождественное, и различное сводятся к единому и многому, но если единство сопутствует сущему, взаимообратимо с ним, и сказывается о сущем абсолютно, без необходимого отношения к множеству, то тождественное и различное являются соотнесенными противоположностями: тождество предицируется о многих в том или ином аспекте различных сущих, а для установления различия необходимо тождество как общность в том или ином отношении. В последней части статьи в границах проблематики единого и тождественного разбирается вопрос о единстве сущности как предмета определения и познания и как подлежащего, единого по числу.

Ключевые слова

Аристотель, тождество, единство, многое, различие, сущее, сущность, метафизика.

References

Anscombe G. E. M., Lukasiewicz J., Popper K. (1953) “Symposium: The Principle of Individuation”. Proceedings of the Aristotelian Society. Suppl. Vol. 27: 69–120.

Aristoteles (1957) Metaphysica (ed. by W. Jaeger). Oxford: Clarendon Press.

Aristoteles (1963) Topica et Sophistici Elenchi (ed. W. D. Ross). Oxford: Clarendon Press.

Aristoteles (1974) Categoriae et Liber de Interpretatione (ed. L. Minio-Paluello). Oxford: Clarendon Press.

Berti E. (2001) “Multiplicity and Unity of Being in Aristotle”. Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 101: 185–207.

Berti E. (2002) “Being and Essence in Contemporary Interpretations of Aristotle”. Individuals, Essence and Identity. Themes of Analytic Metaphysics (ed. by A. Bottani, M. Carrara, P. Giaretta). Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers: 79–107.

Castelli L. M. (2010) Problems and Paradigms of Unity. Aristotle’s Accounts of the One. Sankt Augustin: Academia Verlag (International Aristotle Studies. Bd. 6).

Charles D. (1994) “Matter and Form: Unity, Persistence, and Identity”. UnityIdentity and Explantion in Aristotle’s Metaphysics (ed. by T. ScaltsasD. Charles, M. L. Gill). Oxford: Oxford University Press: 75–105.

Charlton W. (1970) “Commentary”. Aristotle Physics. Book I and II (tr., intr., notes by WCharlton). Oxford: Clarendon Press: 51–129.

Charlton W. (1972) “Aristotle and the Principle of Individuation”. Phronesis. Vol. 17: 239–249.

Cohen S. M (1984) “Aristotle and Individuation”. Canadian Journal of Philosophy. Suppl. Vol. 10: 41–65.

Elders L. (1961) Aristotle’s Theory of the One. A Commentary on Book X of the Metaphysics. Assen: Van Gorcum.

Fonfara D. (2003) Ousia-Lehren des Aristoteles. Untersuchungen zur Kategorienschrift und zur Metaphysik. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Frede M., Patzig G. (1988) Aristoteles Metaphysik Ζ. Text, Übersetzung und Kommentar. Bde. I–II. Munich: C. H. Beck.

Gill M. L. (1989) Aristotle on Substance: The Paradox of Unity. Princeton: Princeton University Press.

Halper E. (2005) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: The Central Books. Las Vegas: Parmenides Publishing.

Halper E. (2009) One and Many in Aristotle’s Metaphysics: Books Alpha-Delta. Las Vegas: Parmenides Publishing.

Kirby J. (2008) Aristotle’s Metaphysics. Form, Matter and Identity. New York: Continuum.

Leszl W. (1970) Logic and Metaphysics in Aristotle. Aristotle’s Treatment of Types of Equivocity and its Relevance to His Metaphysical Theories. Padova: Editrice Antenore.

Lloyd A. C. (1970) “Aristotle’s Principle of Individuation”. Mind. Vol. 79: 519–529.

Orlov E. V. (1996) Kafolicheskoe v teoreticheskoi filosofii Aristotelya [The Katholou in Aristotle’s theoretical philosophy]. Novosibirsk: Nauka. (in Russian).

Owens J. (1957) The doctrine of Being in the Aristotelian Metaphysics: A Study in the Greek Background of Mediaeval Thought. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies.

Plato (1961) “Sophyst”. Platonis Opera (ed. J. Burnet). Vol. I. Oxford: Clarendon Press.

Woods M. (1993) “Form, Species, and Predication in Aristotle”. Synthèse. Vol. 96: 399–415.

Yunusov A. T. (2016) “Pervaya filosofiya kak nauka: teoriya nauchnogo znaniya Aristotelya vo ‘Vtoroi analitike’ i v IV knige ‘Metafiziki’” [First philosophy as a science: Aristotle’s theory of scientific knowledge in Posterior Analytics and in Metaphysics IV]. Filosofskii zhurnal. T. 9. № 2 [The Philosophy Journal. Vol. 9. No. 2]: 66–81. (in Russian).

Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00047: «Последователи Иоанна Дунса Скота в схоластике XIV–XVI вв.: проблемы эпистемологии и метафизики».

© Мария Варламова, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.