Данила Маслов. Трактат Франциска из Меронна «О первом сложном принципе» и полемика с Петром Рогерием. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Трактат Франциска из Меронна «О первом сложном принципе»  
и полемика с Петром Рогерием
Название на языке публикации: Трактат Франциска из Меронна «О первом сложном принципе»  и полемика с Петром Рогерием
Автор:
Данила Маслов
Кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Адрес: Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия.
Издание:
С. 179–194.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья (предисловие)
 
PDF

Аннотация

В статье приводится краткая характеристика рукописных версий трактата Франциска из Меронна (ок. 1288–1328) «О первом сложном принципе» (De primo principio complexo), коллация которых легла в основу текста трактата, переведенного на русский язык. В наиболее полном виде текст трактата дошел в манускрипте Ms Firenze, BNC, Conv. soppr., A. 3 641, остальные же три рукописи дают сокращенную версию сочинения. Кратко описывается структура трактата: большую часть «статей» (articuli) трактата можно связать с традицией комментирования «Метафизики» Аристотеля в XIII–XIV вв. в форме «вопросов» (quaestiones). Это касается как тех вопросов, которые ставились применительно к «первому принципу» в комментариях к кн. IV «Метафизики», так и вопросов о бытии истины (кн. II и VI «Вопросов к “Метафизике”»), которые были адаптированы Франциском для обсуждения вопроса об онтологическом статусе «первого сложного принципа» (статьи 3–5 трактата). В статье основное внимание уделяется соотношению трактата с диспутом (Disputatio) между Франциском из Меронна и Петром Рогерием (1291–1352), который проходил в 1320–1321 гг. и был издан Жаном Барбе. Последние три статьи трактата соответствуют тем темам, которые затрагивались в полемике Франциска с Петром при обсуждении первого сложного принципа. Франциск отстаивает представление о том, что «первый сложный принцип» («О всяком утверждение либо отрицание, и ни о чем — одновременно и то, и другое») относится к метафизике, а не к логике, и с этим утверждением связана его аргументация в защиту тезиса о том, что этому принципу принадлежат «несложные», а не «сложные» члены противоречия, т. е. термины, а не пропозиции. В статье прослеживаются некоторые нюансы полемики Франциска с Петром, свидетельствующие о том, что аргументация вокруг главных тем трактата вырастает из полемического контекста, в котором местами подменяется точка зрения оппонента, а доводы автора могут быть самопротиворечивыми. Обоснование универсальности и незыблемости принципов противоречия и исключенного третьего оказывается, таким образом, связано с полемическими задачами и самим витиеватым ходом полемики между двумя схоластиками.

Ключевые слова

Франциск из Меронна, Петр Рогерий, первый сложный принцип, принцип непротиворечия, схоластика XIV века, метафизика, средневековые латинские манускрипты.

References

Manuscripts

Franciscus de Mayronis. De primo principio complexo. Mss Città del Vaticano, BAV, Reginensi latini, 373, ff. 1r–5r; Firenze, Biblioteca Nazionale Centrale, Conventi Soppressi, A. 3 641, ff. 119r–121v; Fribourg, Franziskanerkloster (Couvent des Cordeliers) 73, ff. 242r–246v; Munich, Bayerische Staatsbibliothek, Codices latini monacenses (Clm) 18530 b, ff. 119r–121v.

Franciscus de Mayronis. De principiis. Ms Città del Vaticano, BAV, Vaticani latini, 4385, ff. 55r–88v.

Ioannes de Dinsdale. Quaestiones in Metaphysicam I–X, XII. Ms Durham, Cathedral Library, C.IV.20, ff. 1rA–196vA.

Ioannes de Ianduno. Quaestiones in Metaphysicam. Ms Padua, Antoniana 366.

Petrus de Alvernia. Quaestiones in Metaphysicam. Ms Cambridge, Peterhouse 152, ff. 129r–224v.

Radulphus Brito. Quaestiones in Metaphysicam. Ms Firenze, Biblioteca Nazionale Centrale, Conventi soppressi, E. I. 252, ff. 265–310.

Primary source editions

Alhaсen (2001) “De aspectibus I–III”. Alhacen’s theory of visual perception: a critical edition, with English translation and commentary, of the first three books of Alhacen’s De aspectibus, the medieval Latin version of Ibn al — Haytham’s Kitāb al — Manāẓir. 2 vols (ed. by A. Mark Smith). Transactions of the American Philosophical Society. New Series. Vol. 91. No. 4–5.

Anonymus Lipsiensis (2009) “Quaestiones Metaphysicae”. Boethio Daci Quaestiones super Librum de Anima I–II (ed. R. Wielockx); Anonymi Boethio Daco usi Quaestiones metaphysicae (ed. G. Fioravanti). København: Det Danske Sprog– og Litteraturselskab (Corpus Philosophorum Danicorum Medii Aevi. T. 14): 149–358.

Dionysius Areopagita (2002) Dionysius Areopagita. Sochineniya [Works]. Maximus Confessor. Tolkovaniya [Scholia] (ed., tr., intr. by G. M. Prokhorov). St. Petersburg: Aleteiya (Vizantiiskaya biblioteka [Byzantine library]). (in Russian).

Duns Scotus (1997) “B. Ioanni Duns Scoti Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis, libri I–IV” (ed. R. Andrews, G. Etzkorn, et al). B. Ioanni Duns Scoti Opera philosophica. Vol. III. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute Publications.

Franciscus de Marchia (2012) Quaestiones super Metaphysicam (ed. N. Mariani OFM). Roma – Grottaferrata: Editiones Collegii S. Bonaventurae ad Claras Aquas.

Franciscus de Mayronis (1479) Passus super Universalia. Praedicamenta et Perihermeneias Aristotelis. Bononiae: Johannes Schriber.

Franciscus de Mayronis (1519) In quattuor libros Sententiarum qui Conflatus nominantur profundissima scripta, una cum quaestionibus quodlibetalibus, formalitatibus, tractatu de primo principio, et de terminis theologicis. Que nunc primum de obscurissimo carcere in clarissam lucem educta, quam post ultimam Venetam conflatus et quolibetorum tantum impressionem, iterum ab eximio theologo Mauritio Hybernico maiori diligentia fuere recognita multisque marginalibus appostillis insignita. Venetia: per Lucam Antonium de Giunta.

Franciscus de Mayronis (1961) François de Meyronnes — Pierre Roger. Disputatio (1320–1321) (éd. critique par J. Barbet). Paris: Vrin.

Franciscus de Mayronis (2013) Franciscus de Mayronis. Conflatus. Kommentar zum ersten Buch der Sentenzen (hg., übers. v. H. Möhle, R. H. Pich). Freiburg; Basel; Wien: Herder (Herders Bibliothek der Philosophie des Mittelalters. 2. Serie. Bd. 29).

Gerardus Odonis (1997) “Logica”. Giraldus Odonis OFM. Opera philosophica. Vol. I (ed. by L. M. de Rijk). Leiden: Brill.

Keil H. (ed.) (1859) Grammatici latini. Vol. III: Priscianus. Institutiones grammaticae. Libri XIII–XVIII (ex recensione M. Hertzii). Lipsiae: In aedibus B. G. Teubneri.

Sigerus de Brabantia (1983) Siger de Brabant. Quaestiones in Metaphysicam. Texte inédit de la Reportation de Cambridge. Édition revue de la Reportation de Paris (éd. par A. Maurer). Louvain-la-Neuve: Editions de l’Institut Supérieur de Philosophie (Philosophes Médiévaux. Vol. 25).

Studies and reference literature

Ebbesen S. (2001) “Radulphus Brito on the Metaphysics”. Nach der Verurteilung von 1277. Philosophie und Theologie an der Universität von Paris im letzten Viertel des 13. Jahrunderts. Studien und Texte (hg. v. J. A. Aertsen, K. Emery, A. Speer). Berlin; New York: Walter de Gruyter (Miscellanea Mediaevalia. Bd. 28): 456–492.

Fiorentino F. (2006) Francesco di Meyronnes. Libertà e contingenza nel pensiero tardo — medievale. Roma: Antonianum.

Lambertini R. (2014) “Jandun’s Question — Commentary on Aristotle’s Metaphysics”. A Companion to the Latin Medieval Commentaries on Aristotle’s Metaphysics (ed. by F. Amerini, G. Galluzzo). Leiden; Boston: Brill: 385–411.

Maierù A. (2005) “Le De primo principio complexo de François de Meyronnes. Logique et théologie trinitaire au début du XIVe siècle”. Logik und Theologie. Das Organonim arabischen und lateinischen Mittelalter (hg. v. D. Perler, U. Rudolph). Leiden; Boston: Brill: 401–428.

Maslov D. K. (2014) “O dvukh variantakh traktata ‘O pervom slozhnom printsipe’ Frantsiska iz Meronna” [On Two Versions of De primo principio complexo by Francis of Meyronnes]. Istorikofilosofskii ezhegodnik ‘2014 [History of Philosophy Yearbook ‘2014]: 5–30. (in Russian).

Maslov D. K. (2015a) “Nominal’noe otritsanie u parizhskikh frantsiskantsev 1320-kh gg.” [Nominal Negation in Parisian Franciscans of the 1320s]. Voprosy filosofii. № 2 [Questions in Philosophy. No. 2]: 151–161. (in Russian).

Maslov D. K. (2015b) “Ob odnoi vozmozhnoi polemike mezhdu dvumya Frantsiskami” [On One Possible Polemics between Two Francises]. Istorikofilosofskii al’manakh. Vyp. 5 (2015) [History of Philosophy Almanaс, Issue 5 (2015)]: 45–53. (in Russian).

Schabel C. (2015) “Francis of Marchia” (First published March 23, 2001; substantive revision September 24, 2015). The Stanford Encyclopedia of Philosophy (ed. by E. N. Zalta). Retrieved from: http://plato.stanford.edu/entries/francis — marchia/

Schönberger R., Kible B. (hg.) (1994) Repertorium edierter Texte des Mittelalters aus dem Bereich der Philosophie und angrenzender Gebiete. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Zimmermann A. (1971) Verzeichnis Ungedruckter Kommentare zur Metaphysik und Physik des Aristoteles aus der Zeit von etwa 1250–1350. Band I. Leiden; Köln: Brill.

Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00047: «Последователи Иоанна Дунса Скота в схоластике XIV–XVI вв.: проблемы эпистемологии и метафизики».

© Данила Маслов, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.