Андрей Судаков. Рефлексивная конструкция и конкретная духовность. Ранний Фихте и философия духа. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Рефлексивная конструкция и конкретная духовность. Ранний Фихте и философия духа
Название на языке публикации:
Рефлексивная конструкция и конкретная духовность.
Ранний Фихте и философия духа
Автор:
Андрей Судаков
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии Наук.
Адрес: ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240, г. Москва, Россия.
Издание:
С. 111–130.
Текст статьи исправлен и дополнен. Первая публикация: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 4. № 1/2. 2015. С. 106–125.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

Статья анализирует самые первые печатные рецензии Фихте. Восходящая к Гегелю трактовка системы Фихте видит в ней субъективно-идеалистическую философию самосознания, ориентированную на принцип абсолютного тождества (идеалистический монизм). В противоположность этой трактовке, в работе обосновывается тезис, что уже на ранней стадии мысль Фихте ориентирована на идею Я как целого духа в единстве с его дорефлективной действительностью.

Рецензия на Крейцера (Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793) тематизирует понятие воли как способности практического самоопределения в контексте кантовской этики автономии. В центре внимания здесь различение двух актов практического самоопределения: акта автономного морального законодательства, в силу которого разум является практическим, и акта определения себя к следованию закону. Первый акт не является в эмпирическом сознании и не подлежит закону основания; через его посредство самодеятельность Я придает способности желания форму закона. Второй акт самоопределения подлежит закону основания; он дан в эмпирическом сознании. Целостная картина духа может быть получена соотнесением двух актов самоопределения Я. В рецензии на Шульце-Энезидема (Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792) мысль Фихте движется от обсуждения «положения сознания» Рейнгольда. Из разбора спора Энезидема с Рейнгольдом у Фихте кристаллизуется понятие об абсолютном Я, не данном в эмпирическом созерцании, но полагаемом в интеллектуальном, и об абсолютном Не-Я, также не созерцаемом, а только полагаемом. Раскрытие предпосылок реального опыта сознания требует установления всеобщих действий духа; уже в этих текстах намечаются первые два основоположения наукоучения: тетическое и антитетическое. В фокусе внимания оказывается понятие о «дело-действии» (Thathandlung) и изначальном полагании. Однако полагаемые интеллектуальным созерцанием основоположения не имеют реального смысла без фактичности опыта эмпирического сознания. Образ человеческого духа намечается в этом свете в форме монодуалистической метафизики. Тематизированы чистое Я в интеллектуальном созерцании как способность независимого самополагания и Я как эмпирически определенная действенность «интеллигенции». Эти два аспекта должны быть единством, однако в опыте постоянно противоречат друг другу. Разум является практическим, поскольку стремится соединить эти аспекты реальности Я; однако он действителен только как стремление, — упразднение их разногласия означало бы упразднение практического разума. Два цикла рефлексии, посредством которых у Фихте строится система теоретического и практического наукоучения, также намечены уже на самом раннем этапе ее становления.

Ключевые слова

Фихте, Кант, Рейнгольд, дух, философия духа, рефлексия, полагание, самоопределение, практический разум, монодуализм.

References

Creuzer L. (1793) Skeptische Betrachtungen über die Freiheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer.

Fichte J. G. (1965a) “[Rezension: Leonhard Creuzer. Skeptische Betrachtungen über die Freyheit des Willens mit Hinsicht auf die neuesten Theorien über dieselbe. Gießen: Heyer, 1793]”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795 (hg. v. R. Lauth, H. Jacob, M. Zahn). Stuttgart, Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 7–14.

Fichte J. G. (1965b) “[Rezension: Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D., 1792]”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Bd. 2. Werke 1793–1795 (hg. v. R. Lauth, H. Jacob, M. Zahn). Stuttgart, Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 41–67.

Frank S. L. (1990) “Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii” [The Unfathomable. An ontological introduction the philosophy of religion]. Frank S. L. Sochineniya [Works]. Moscow: Pravda (Iz istorii otechestvennoi filosofskoi mysli [From the history of Russian philosophical thought]): 181–559. (in Russian).

Hegel G. W. F. (1988) “Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts”. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 13 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 13]. Kaliningrad: 150–174. (in Russian).

Hegel G. W. F. (1989) “Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts”. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 14 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 14]. Kaliningrad: 126–156. (in Russian).

Hegel G. W. F. (1990) “Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie in Beziehung auf Reinholds Beiträge zur leichtern Übersicht des Zustands der Philosophie zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts”. Kantovskii sbornik. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 15 [Collection of works on Kant. An Inter-university thematic collection of scholarly works. Issue 15]. Kaliningrad: 127–157. (in Russian).

Hösle V. (1992) Genii filosofii Novogo vremeni: Lektsii v institute filosofii RAN [Genii of the philosophy of Modernity: Lectures at the RAS Institute of Philosophy]. Moscow: Nauka (Filosofy sovremennogo mira [Philosophers of the present day world]). (in Russian).

Kant I. (1997) “Grundlegung zur Metaphysik der Sitten”. Kant I. Soch. na nem. i rus. yaz.: v 4 t. T. 3 [Works in German and Russian in 4 vol. Vol. 3]. Moscow: Kami: 38–275. (in Russian).

Kireevsky I. V. (2002) “O kharaktere prosveshcheniya Evropy i o ego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii (pis’mo k grafu E. E. Komarovskomu)” [On the character of Enlightenment in Europe and its Relation to Enlightenment in Russia (a letter to Count A. A. Komarovsky)]. Kireevsky I. V. Razum na puti k istine [Reason on the Way to Truth]. Moscow: Pravilo Very: 151–213. (in Russian).

Reinhold K. L. (1790) Beyträge zur Berichtigung bisheriger Mißverständnisse der Philosophen. Erster Band, das Fundament der Elementarphilosophie betreffend. Jena: Johann Michael Mauke.

[Schulze G. E.] (1792) Aenesidemus, oder Über die Fundamente der von dem Herrn Prof. Reinhold in Jena gelieferten Elementar-Philosophie. Nebst einer Verteidigung des Scepticismus gegen die Anmaßungen der Vernunftkritik. O. D.

Sudakov A. K. (1998) Absolyutnaya nravstvennost’: etika avtonomii i absolyutnyi zakon [Absolute Morality: the Ethics of Autonomy and the Absolute Law]. Moscow: Editorial URSS. (in Russian).

© Андрей Судаков, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.