Гельмут Гирндт. Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте. Том 1. № 1. 2018

Информация о публикации

Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте
Название на языке публикации: Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте
Автор:
Гельмут Гирндт
Доктор философии, профессор Университета Дуйсбург-Эссен.
Адрес: Forsthausweg 2, 47057 Duisburg, Deutschland.
Перевод с немецкого:
Антон Иваненко
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
ESSE: Философские и теологические исследования. Том 3. № 1. 2018.
С. 76–95.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья
 

Аннотация

Задача трансцендентально-философской философии права заключается в том, чтобы отрефлектировать условия возможности совместного существования свободных существ. Фихте, побужденный идеями французской революции, создал новое философское понятие собственности, а на его основе — концепцию двух неотъемлемых прав, которая с тех пор приобрела всемирно-историческое значение для развития государственно-правовой жизни: основного права на поддерживающий жизнь труд в рамках института социального государства и дополняющего его права на праздность как свободу для целей свободы в культурном государстве. Эти права он выводил из своей концепции государства и из его оснований в нравах. Предпосылками государственно организованной жизни являются в первую очередь «ставшие второй природой, и поэтому не выступающие в ясном сознании принципы», которые Фихте называет «нравами», определяющие конкретные социальные отношения. Вместе с тем при объяснении свободы для целей свободы Фихте выходит за пределы философии права. Место обоснования основных прав на праздность и свободное образование в рамках философии права занимают спекулятивные объяснения государственно-правового и всемирно-исторического порядка, в которых индивидуальные интересы граждан государства не играют никакой роли по сравнению со всеобщностью. Просвещенная вера в ход развития божественного духа в мировой истории, которую он разделял с другими своими современниками, в особенности с Гегелем, не подтвердилась в реальном историческом процессе. Следует признать, что положение Фихте о том, что необходимость государственного принуждения должна быть усмотрена с помощью государственных образовательных институтов и посредством этого преодолена, методологически корректно в той же мере, в какой неудовлетворительно обоснование Фихте права на цели свободы в рамках спекуляций в сфере философии истории. Он обращается к последним вместо того, чтобы, аналогично тому, как это происходит в социальной области, вывести их в духе философии права из морально обоснованных требований граждан к правовому государству. Несмотря на это, и сейчас имеет смысл конструировать государство как рациональное правовое государство лишь исходя из априорных принципов, как делал это Фихте, поскольку на основании такой конструкции, без эмпирических заимствований, может быть развита рациональная нормативная ориентация, по которой можно оценивать и измерять реально существующее государство и его институции. Двухосновное узаконивание свободы — на индивидуально-правовых и универсально-исторических основаниях — дает фихтевскому постулату основного права на свободу для целей свободы более высокую, моральную и правовую, санкцию, чем санкция развития индивидуальной свободы, которую мы только и были бы готовы признать в качестве самоцели согласно современному пониманию.

Ключевые слова

Фихте, государство, право, правовое государство, культурное государство, фундаментальное право на необходимый для поддержания жизни труд, фундаментальное право на свободу ради целей свободы.

Список литературы 

Eisler R. (1930) Kant-Lexikon: Nachschlagewerk zu Kants sämtlichen Schriften, Briefen und handschriftlichem Nachlass. Hrsg. unter Mitwirkung der Kantgesellschaft. Berlin: E. S. Mittler & Sohn.

Fichte J. G. (1834/1835a) «Das System der Sittenlehre (1812)». J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke. Hrsg. von I. H. Fichte. Bd. XI. Bonn; Berlin: Veit & Comp. S. 1–118.

Fichte J. G. (1834/1835b) «Das System der Rechtslehre (1812)». J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke. Hrsg. von I. H. Fichte. Bd. X. Bonn; Berlin: Veit & Comp. S. 493–652.

Fichte J. G. (1845a) «Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre (1798)». J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke. Hrsg. von I. H. Fichte. Bd. IV. Bonn; Berlin: Veit & Comp. S. 1–365.

Fichte J. G. (1845b) «De Staatslehre (1813)». J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke. Hrsg. von I. H. Fichte. Bd. IV. Bonn; Berlin: Veit & Comp. S. 367–600.

Fichte J. G. (1964) «Beitrag zur Berichtigung der Urtheile des Publikums über die französischen Revolution». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 1. Werke 1791–1794. Hrsg. von H. Jacob und R. Lauth. Unter Mitwirkung von R. Schottky und M. Zahn. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 297–404.

Fichte J. G. (1966) «Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre. 1. Teil». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 3. Werke 1794–1796. Hrsg. von H. Jacob und R. Lauth. Unter Mitwirkung von R. Schottky. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 291–460.

Fichte J. G. (1970) «Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre. 2. Teil». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 4. Werke 1797–1798. Hrsg. von H. Gliwitzky und R. Lauth. Unter Mitwirkung von R. Schottky. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 1–166.

Fichte J. G. (1991) «Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters». Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 8. Werke 1801–1806. Hrsg. von H. Gliwitzky und R. Lauth. Unter Mitwirkung von J. Beeler, E. Fuchs, I. Radrizzani und P. K. Schneider. Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog). S. 141–398.

Frischmann B. (2006) «Fichte über den Rechtsstaat als Sozialstaat». FichteStudien. Vol. 29. S. 45–55.

Kant I. (1907) «Die Metaphysik der Sitten». Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VI. Berlin: Reimer. S. 203–494.

Kant I. (1923a) «Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbürgerlicher Absicht». Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VIII. Berlin: Reimer. S. 15–32.

Kant I. (1923b) «Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf». Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VIII. Berlin: Reimer. S. 341–386.

Schottky R. (1991) «Rechtsstaat und Kulturstaat bei Fichte. Eine Erwiderung». FichteStudien. Vol. 3. S. 118–153.

Stein L. (1842) Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs. Ein Beitrag zur Zeitgeschichte. Leipzig: Wigand.

Stein L. (1848) Die sozialistischen und kommunistischen Bewegungen seit der dritten französischen Revolution. Anhang zu Steins Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs. Leipzig; Wien: Wigand.

Stein L. (1850) Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. In drei Bänden. Leipzig: Wigand. Bd. I: Der Begriff der Gesellschaft und die sociale Geschichte der französischen Revolution bis zum Jahre 1830. Bd. II: Die industielle Gesellschaft. Der Socialismus und Communismus Frankreichs von 1830 bis 1848. Bd. III: Das Königthum, die Republik, und die Souveränetät der französischen Gesellschaft seit der Februarrevolution 1848.

Кант И. (1994а) «Метафизика нравов». Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.: Чоро. С. 223–543.

Кант И. (1994б) «К вечному миру. Философский проект». Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М.: Чоро. С. 5–56.

Кант И. (1994в) «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М.: Чоро. С. 12–28.

Фихте И. Г. (2006) «Система учения о нравах согласно принципам наукоучения». Фихте И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. Наукоучение 1805 г. Наукоучение 1813 г. Наукоучение 1814 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та (Профессорская библиотека). С. 43–346.

Фихте И. Г. (2008) «Основные черты современной эпохи». Фихте И. Г. Сочинения. СПб.: Наука (Слово о сущем). С. 398–596.

Фихте И. Г. (2014) Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М.: «Канон-плюс» РООИ «Реабилитация» (История философии в памятниках).

© Гельмут Гирндт, 2016  © Антон Иваненко, пер., 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.