Гельмут Гирндт. Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте
Название на языке публикации: Правовое государство как социальная и культурная государственная институция в философии Фихте
Автор:
Гельмут Гирндт
Доктор философии, профессор Университета Дуйсбург-Эссен.
Адрес: Forsthausweg 2, 47057 Duisburg, Deutschland.
Перевод с немецкого:
Антон Иваненко
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 91–110.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья
 
PDF

Аннотация

Задача трансцендентально-философской философии права заключается в том, чтобы отрефлектировать условия возможности совместного существования свободных существ. Фихте, побужденный идеями французской революции, создал новое философское понятие собственности, а на его основе — концепцию двух неотъемлемых прав, которая с тех пор приобрела всемирно-историческое значение для развития государственно-правовой жизни: основного права на поддерживающий жизнь труд в рамках института социального государства и дополняющего его права на праздность как свободу для целей свободы в культурном государстве. Эти права он выводил из своей концепции государства и из его оснований в нравах. Предпосылками государственно организованной жизни являются в первую очередь «ставшие второй природой, и поэтому не выступающие в ясном сознании принципы», которые Фихте называет «нравами», определяющие конкретные социальные отношения. Вместе с тем при объяснении свободы для целей свободы Фихте выходит за пределы философии права. Место обоснования основных прав на праздность и свободное образование в рамках философии права занимают спекулятивные объяснения государственно-правового и всемирно-исторического порядка, в которых индивидуальные интересы граждан государства не играют никакой роли по сравнению со всеобщностью. Просвещенная вера в ход развития божественного духа в мировой истории, которую он разделял с другими своими современниками, в особенности с Гегелем, не подтвердилась в реальном историческом процессе. Следует признать, что положение Фихте о том, что необходимость государственного принуждения должна быть усмотрена с помощью государственных образовательных институтов и посредством этого преодолена, методологически корректно в той же мере, в какой неудовлетворительно обоснование Фихте права на цели свободы в рамках спекуляций в сфере философии истории. Он обращается к последним вместо того, чтобы, аналогично тому, как это происходит в социальной области, вывести их в духе философии права из морально обоснованных требований граждан к правовому государству. Несмотря на это, и сейчас имеет смысл конструировать государство как рациональное правовое государство лишь исходя из априорных принципов, как делал это Фихте, поскольку на основании такой конструкции, без эмпирических заимствований, может быть развита рациональная нормативная ориентация, по которой можно оценивать и измерять реально существующее государство и его институции. Двухосновное узаконивание свободы — на индивидуально-правовых и универсально-исторических основаниях — дает фихтевскому постулату основного права на свободу для целей свободы более высокую, моральную и правовую, санкцию, чем санкция развития индивидуальной свободы, которую мы только и были бы готовы признать в качестве самоцели согласно современному пониманию.

Ключевые слова

Фихте, государство, право, правовое государство, культурное государство, фундаментальное право на необходимый для поддержания жизни труд, фундаментальное право на свободу ради целей свободы.

References

Eisler R. (1930) Kant-Lexikon: Nachschlagewerk zu Kants sämtlichen Schriften, Briefen und handschriftlichem Nachlass. Hrsg. unter Mitwirkung der Kantgesellschaft. Berlin: E. S. Mittler & Sohn.

Fichte J. G. (1834/1835a) “Das System der Sittenlehre (1812)”. J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke (hg. v. I. H. Fichte). Bd. XI. Bonn; Berlin: Veit & Comp: 1–118.

Fichte J. G. (1834/1835b) “Das System der Rechtslehre (1812)”. J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke (hg. v. I. H. Fichte). Bd. X. Bonn; Berlin: Veit & Comp: 493–652.

Fichte J. G. (1845a) “Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre (1798)”. J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke (hg. v. I. H. Fichte). Bd. IV. Bonn; Berlin: Veit & Comp: 1–365.

Fichte J. G. (1845b) “De Staatslehre (1813)”. J. G. Fichtes sämtliche / nachgelassene Werke (hg. v. I. H. Fichte). Bd. IV. Bonn; Berlin: Veit & Comp: 367–600.

Fichte J. G. (1964) “Beitrag zur Berichtigung der Urtheile des Publikums über die französischen Revolution”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 1. Werke 1791–1794 (hg. v. H. Jacob, R. Lauth, R. Schottky, M. Zahn). Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 297–404.

Fichte J. G. (1966) “Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre. 1. Teil”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 3. Werke 1794–1796 (hg. v. H. Jacob, R. Lauth, R. Schottky). Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 291–460.

Fichte J. G. (1970) “Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre. 2. Teil”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 4. Werke 1797–1798 (hg. v. H. Gliwitzky, R. Lauth, R. Schottky). Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 1–166.

Fichte J. G. (1991) “Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters”. Fichte J. G. Gesamtausgabe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Reihe I: Werke. Band 8. Werke 1801–1806 (hg. v. H. Gliwitzky, R. Lauth, J. Beeler, E. Fuchs, I. Radrizzani, P. K. Schneider). Stuttgart – Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag (Günter Holzboog): 141–398.

Fichte J. G. (2006) “Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre”. Fichte J. G. Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. Wissenschaftslehre 1805. Wissenschaftslehre 1813. Wissenschaftslehre 1814. St. Petersburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta (Professorskaya biblioteka [Professorial library]): 43–346. (in Russian).

Fichte J. G. (2008) “Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters”. Fichte J. G. Sochineniya [Works]. St. Petersburg: Nauka (Slovo o sushchem [Word on the Being]): 398–596. (in Russian).

Fichte J. G. (2014) Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre. Moscow: “Kanon-plyus” ROOI “Reabilitatsiya” (Istoriya filosofii v pamyatnikakh [History of philosophy in monuments]). (in Russian).

Frischmann B. (2006) “Fichte über den Rechtsstaat als Sozialstaat”. FichteStudien. Vol. 29: 45–55.

Kant I. (1907) “Die Metaphysik der Sitten”. Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VI. Berlin: Reimer: 203–494.

Kant I. (1923a) “Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbürgerlicher Absicht”. Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VIII. Berlin: Reimer: 15–32.

Kant I. (1923b) “Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf”. Kant Immanuel. Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft. Bd. VIII. Berlin: Reimer: 341–386.

Kant I. (1994a) “Die Metaphysik der Sitten”. Kant I. Sobr. soch.: v 8 t. T. 6 [Collected Works in 8 vol. Vol. 6]. Moscow: Choro: 223–543. (in Russian).

Kant I. (1994b) “Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf”. Kant I. Sobr. soch.: v 8 t. T. 7 [Collected Works in 8 vol. Vol. 7]. Moscow: Choro: 5–56. (in Russian).

Kant I. (1994c) “Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbürgerlicher Absicht”. Kant I. Sobr. soch.: v 8 t. T. 8 [Collected Works in 8 vol. Vol. 8]. Moscow: Choro: 12–28. (in Russian).

Schottky R. (1991) “Rechtsstaat und Kulturstaat bei Fichte. Eine Erwiderung”. FichteStudien. Vol. 3: 118–153.

Stein L. (1842) Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs. Ein Beitrag zur Zeitgeschichte. Leipzig: Wigand.

Stein L. (1848) Die sozialistischen und kommunistischen Bewegungen seit der dritten französischen Revolution. Anhang zu Steins Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs. Leipzig; Wien: Wigand.

Stein L. (1850) Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. In drei Bänden. Leipzig: Wigand. Bd. I: Der Begriff der Gesellschaft und die sociale Geschichte der französischen Revolution bis zum Jahre 1830. Bd. II: Die industielle Gesellschaft. Der Socialismus und Communismus Frankreichs von 1830 bis 1848. Bd. III: Das Königthum, die Republik, und die Souveränetät der französischen Gesellschaft seit der Februarrevolution 1848.

© Гельмут Гирндт, 2016  © Антон Иваненко, пер., 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.