Жан-Люк Марион. От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики
Название на языке публикации: От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики
Автор:
Жан-Люк Марион
1946 — . Крупнейший французский феноменолог и теолог, выпускник Эколь Нормаль, ученик Жана Боффре и Этьена Жильсона, преподавал в университете Париж-X, с 1995 г. и по настоящее время преподает в Сорбонне. Член Французской Академии (с ноября 2008 г.).
Перевод с французского:
Сергей Ермаков
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института Российской академии наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 40–64.
Язык:
Русский
Тип публикации: Статья (перевод)
 

Аннотация

Статья Жана-Люка Мариона «От “смерти Бога” к божественным именам: теологический путь метафизики» представляет собой переходный текст от его книги «Бог без бытия» (1982) к «Пролегоменам к любви» (1986). В ней заимствуются темы из обеих книг. Используя в деконструктивном ключе альтернативную Фоме Аквинскому раннюю «неоплатоническую» линию средневековой схоластики и Псевдо-Дионисия, Марион стремится критически ограничить метафизическую речь и метафизический подход к вопросу о Боге и тем самым переобосновать теологию как критическую дисциплину. Он переносит проблематику современных атеизмов (ницшевского и фейербаховско-марксовского) внутрь движения via negativa и показывает, что «апофатическое богословие» не является горизонтом теологической мысли, а лишь одним из необходимых этапов процесса теологии имен. Перейдя на почву собственно теологии, автор доказывает необходимость замены Первого имени Бога с бытия на любовь, понятую как абсолютный и безусловный, независящий от вопроса о бытии, дар. Ставкой такой замены оказывается возможность сделать мысль о Боге независимой от судеб метафизики, в том числе от ее критики и деконструкции. В рамках статьи автор задействует как свои, ставшие классическими, анализы идола и иконы, так и выходящую за рамки любой онтологии теорию дара, которая окажется для Мариона в центре рефлексии в более поздний период его творчества.

Ключевые слова

«Смерть Бога», атеизм, доказательства бытия Бога, феноменология идола, феноменология иконы, божественные имена, дар, теология любви, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Вильгельм из Сен-Тьерри, святой Бонавентура, Бернард Клервосский.

Список литературы

Baudelaire Ch. (1966) OEuvres Complètes. Texte établi et annoté par Y.-G. Le Dantec. Édition révisée, complétée et présentée par Cl. Pichois. Paris: Gallimard (Bibliothèque de la Pléiade).

Bonaventura (1868) «Itinerarium mentis in Deum». S. Bonaventura. Opera omnia. Tomus XII. Cura et studio A. C. Peltier. Parisiis: Ludovicus Vives. P. 1–21.

Descartes R. (1904) «Meditatiónes de Prima Philosophia». Oeuvres de Descartes. Vol. VII. Publiees par Ch. Adam & P. Tannery. Paris: Léopold Cerf.

Feuerbach L. (1994) Das Wesen des Christentums. Nachwort von K. Löwith. Stuttgart: Reclam.

Heidegger M. (1961) Nietzsche. Bd. 1. Pfullingen: Günther Neske.

Heidegger M. (1962) «Die Kehre». Heidegger M. Die Technik und die Kehre. Pfullingen: Günther Neske. S. 37–47.

Gilson É. (1932) L’Esprit de la philosophie médiévale. Paris: J. Vrin.

Guillaume de Saint-Thierry (1953) «De natura et dignitate amoris». Guillaume de Saint-Thierry. Deux Traités De L’Amour De Dieu. Textes, notes critiques, traduction par M.-M. Davy. Paris: Librarie philosophique J. Vrin. (Bibliothèque de Textes philosophiques) P. 69–138.

Guillaume de Saint-Thierry (1962) Exposé sur le Cantique des Cantiques. Texte latin, introduction et notes de J.-M. Dechanet. Traduction française de M. Dumontier. Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 82).

Marion J.-L. (1977) L’idole et la distance. Cinq études. Paris: Grasset.

Marion J.-L. (1981) Sur la théologie blanche de Descartes. Analogie, création des vérités éternelles, fondement. Paris: PUF.

Marion J.-L. (1982) Dieu sans l’Être. Paris: Arthème Fayard.

Marion J.-L. (2005) Étant donné. Essai d’une phénoménologie de la donation. Paris: PUF.

Marx K. (1968) «Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844». Marx K., Engels F. Werke. Bd. 40 (Ergänzungsband, 1. Teil). Berlin: Dietz Verlag (DDR). S. 465–588.

Nietzsche F. (1974) Werke. Kritische Gesamtausgabe. Hrsg. von G. Colli und M. Montinari. Bd. VIII, 1: Nachgelassene Fragmente Herbst 1885 – Herbst 1887. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Pascal B. (1897) Pensées et opuscules. Publiés avec une introduction, des notices et des notes, par M. Léon Brunschvicg. Paris: Hachette.

Thomas Aquinas (1888) «Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.

Thomas Aquinas (1929) Scriptum super libros sententarium. Editio nova. Curâ R. P. Mandonet. Tomus I. Parisiis: Lethielleux.

Thomas Aquinas OP (1973) «Sancti Thomae de Aquino OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 21–29». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII. Fasc. 3.1. Romae: Editori di San Tommaso.

Августин Аврелий (2004) О Троице: в пятнадцати книгах против ариан. Краснодар: Глагол.

Бодлер Ш. (2001) Проза. Харьков: Фолио.

Декарт Р. (1994) «Размышления о первой философии». Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль (Философское наследие. Т. 119). С. 3–417.

Дионисий Ареопагит (2002) Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Пер. с древнегреч. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко (Библиотека христианской мысли).

Жильсон Э. (2011) Дух средневековой философии. Пер. с франц. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы.

Марион Ж.-Л. (2009) «Идол и дистанция». Символ. № 56.

Маркс К. (1974) «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. В 50 т. Т. 42. М.: Издательство политической литературы. С. 41–174.

Ницше Ф. (2005) Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Пер. с нем. Е. Герцык, Т. Гейликмана, М. Рубинштейна, Г. Рачинского, М. Рудницкого, Е. Соловьевой. М.: Культурная революция.

Паскаль Б. (1995) Мысли. Пер. с франц. Ю. Гинзбург. М.: Издательство им. Сабашниковых (Памятники мировой литературы).

Спиноза Б. (1957) «Этика». Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы. С. 359–618.

Фейербах Л. (1995) «Сущность христианства». Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Наука (Памятники философской мысли). С. 5–320.

Фома Аквинский (2006) Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1–64. Пер. с лат. A. B. Апполонова. М.: Издатель Савин С. А.

Хайдеггер М. (1993) «Поворот». Хайдеггер М. Время и бытие. Сост., пер. с нем., вступительная статья, коммент. и указатели В. В. Бибихина. М.: Республика (Мыслители XX века). С. 253–258.

Хайдеггер М. (2006) Ницше. Т. 1. Пер. с нем. А. П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль (Мировая Ницшеана).

© Жан-Люк Марион, 2016  © Сергей Ермаков, пер., 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.