Жан-Люк Марион. От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики. Том 1. № 1. 2016

Информация о публикации

От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики
Название на языке публикации: От «смерти Бога» к божественным именам: теологический путь метафизики
Автор:
Жан-Люк Марион
1946 — . Крупнейший французский феноменолог и теолог, выпускник Эколь Нормаль, ученик Жана Боффре и Этьена Жильсона, преподавал в университете Париж-X, с 1995 г. и по настоящее время преподает в Сорбонне. Член Французской Академии (с ноября 2008 г.).
Перевод с французского:
Сергей Ермаков
Ассоциированный научный сотрудник Социологического института Российской академии наук.
Адрес: ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 63–88.
Язык:
Русский
Тип публикации: Перевод
 
PDF

Аннотация

Статья Жана-Люка Мариона «От “смерти Бога” к божественным именам: теологический путь метафизики» представляет собой переходный текст от его книги «Бог без бытия» (1982) к «Пролегоменам к любви» (1986). В ней заимствуются темы из обеих книг. Используя в деконструктивном ключе альтернативную Фоме Аквинскому раннюю «неоплатоническую» линию средневековой схоластики и Псевдо-Дионисия, Марион стремится критически ограничить метафизическую речь и метафизический подход к вопросу о Боге и тем самым переобосновать теологию как критическую дисциплину. Он переносит проблематику современных атеизмов (ницшевского и фейербаховско-марксовского) внутрь движения via negativa и показывает, что «апофатическое богословие» не является горизонтом теологической мысли, а лишь одним из необходимых этапов процесса теологии имен. Перейдя на почву собственно теологии, автор доказывает необходимость замены Первого имени Бога с бытия на любовь, понятую как абсолютный и безусловный, независящий от вопроса о бытии, дар. Ставкой такой замены оказывается возможность сделать мысль о Боге независимой от судеб метафизики, в том числе от ее критики и деконструкции. В рамках статьи автор задействует как свои, ставшие классическими, анализы идола и иконы, так и выходящую за рамки любой онтологии теорию дара, которая окажется для Мариона в центре рефлексии в более поздний период его творчества.

Ключевые слова

«Смерть Бога», атеизм, доказательства бытия Бога, феноменология идола, феноменология иконы, божественные имена, дар, теология любви, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Вильгельм из Сен-Тьерри, святой Бонавентура, Бернард Клервосский.

References

Aurelius Augustinus (2004) De Trinitate contra Arianos libri quindecim. Krasnodar: Glagol. (in Russian).

Baudelaire Ch. (1966) OEuvres Complètes (texte établi et annoté par Y.-G. Le Dantec, édition révisée, complétée et présentée par Cl. Pichois). Paris: Gallimard (Bibliothèque de la Pléiade).

Baudelaire Ch. (2001) Proza [Prose]. Kharkiv: Folio. (in Russian).

Bonaventura (1868) “Itinerarium mentis in Deum”. S. Bonaventura. Opera omnia. Tomus XII (ed. A. C. Peltier). Parisiis: Ludovicus Vives: 1–21.

Descartes R. (1904) “Meditatiónes de Prima Philosophia”. Oeuvres de Descartes. Vol. VII (publ. par Ch. Adam, P. Tannery). Paris: Léopold Cerf.

Descartes R. (1994) “Meditationes de prima philosophia”. Descartes R. Soch.: v 2 t. T. 2 [Works in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’ (Filosofskoe nasledie. T. 119 [Philosophical Heritage. Vol. 119]): 3–417. (in Russian).

Dionysius Areopagita (2002) Dionysius Areopagita. Sochineniya [Works]. Maximus Confessor. Tolkovaniya [Scholia] (tr. by G. M. Prokhorov). St. Petersburg: Aleteiya; Izd-vo Olega Abyshko (Biblioteka khristianskoi mysli [The Library of Christian thought]). (in Russian).

Feuerbach L. (1994) Das Wesen des Christentums (nachwort von K. Löwith). Stuttgart: Reclam.

Feuerbach L. (1995) “Das Wesen des Christentums”. Feuerbach L. Sochineniya: v 2 t. T. 2 [Works in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Nauka (Pamyatniki filosofskoi mysli [Monuments of philosophical thought]): 5–320. (in Russian).

Heidegger M. (1961) Nietzsche. Bd. 1. Pfullingen: Günther Neske.

Heidegger M. (1962) “Die Kehre”. Heidegger M. Die Technik und die Kehre. Pfullingen: Günther Neske: 37–47.

Heidegger M. (1993) “Die Kehre”. Heidegger M. Vremya i bytie [Time and Being] (ed., tr., intr., comment. by V. V. Bibikhin). Moscow: Respublika (Mysliteli XX veka [20nd-Century Thinkers]): 253–258. (in Russian).

Heidegger M. (2006) Nietzsche. Bd. 1 (tr. by A. P. Shurbelev). St. Petersburg: Vladimir Dal’ (Mirovaya Nitssheana [The world Nietzscheana]). (in Russian).

Gilson É. (1932) L’Esprit de la philosophie médiévale. Paris: J. Vrin.

Gilson É. (2011) L’Esprit de la philosophie médiévale (tr. by G. V. Vdovina). Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy. (in Russian).

Guillaume de Saint-Thierry (1953) “De natura et dignitate amoris”. Guillaume de Saint-Thierry. Deux Traités De L’Amour De Dieu (textes, notes critiques, trad. par M.-M. Davy). Paris: Librarie philosophique J. Vrin (Bibliothèque de Textes philosophiques): 69–138.

Guillaume de Saint-Thierry (1962) Exposé sur le Cantique des Cantiques (texte latin, intr. et notes de J.-M. Dechanet, trad. française de M. Dumontier). Paris: Éditions du Cerf (Sources Chrétiennes. Vol. 82).

Marion J.-L. (1977) L’idole et la distance. Cinq études. Paris: Grasset.

Marion J.-L. (1981) Sur la théologie blanche de Descartes. Analogie, création des vérités éternelles, fondement. Paris: PUF.

Marion J.-L. (1982) Dieu sans l’Être. Paris: Arthème Fayard.

Marion J.-L. (2005) Étant donné. Essai d’une phénoménologie de la donation. Paris: PUF.

Marion J.-L. (2009) “L’idole et la distance”. Simvol. № 56 [Symbol. No. 56]. (in Russian).

Marx K. (1968) “Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844”. Marx K., Engels F. Werke. Bd. 40 (Ergänzungsband, 1. Teil). Berlin: Dietz Verlag (DDR): 465–588.

Marx K. (1974) “Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844”. Marx K., Engels F. Sochineniya. 2-e izd. V 50 t. T. 42 [Works. 2 ed. In 50 vol. Vol. 42]. Moscow: Izdatel’stvo politicheskoi literatury: 41–174. (in Russian).

Nietzsche F. (1974) Werke. Kritische Gesamtausgabe (hg. v. G. Colli, M. Montinari). Bd. VIII, 1: Nachgelassene Fragmente Herbst 1885 – Herbst 1887. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Nietzsche F. (2005) Der Wille zur Macht. Versuch einer Umwertung aller Werte (tr. by E. Gertsyk, T. Geilikman, M. Rubinshtein, G. Rachinsky, M.Rudnitsky, E. Solovieva). Moscow: Kul’turnaya revolyutsiya. (in Russian).

Pascal B. (1897) Pensées et opuscules (publiés avec une introduction, des notices et des notes, par M. Léon Brunschvicg). Paris: Hachette.

Pascal B. (1995) Pensées (tr. by Yu. Ginzburg). Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh (Pamyatniki mirovoi literatury [Monuments of World Literature]). (in Russian).

Spinoza B. (1957) “Ethica”. Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya v 2 t. T. 1 [Selected works in 2 vol. Vol. 1]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo politicheskoi literatury: 359–618. (in Russian).

Thomas Aquinas (1888) “Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.

Thomas Aquinas (1929) Scriptum super libros sententarium. Editio nova (ed. R. P. Mandonet). Tomus I. Parisiis: Lethielleux.

Thomas Aquinas OP (1973) “Sancti Thomae de Aquino OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 21–29”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII. Fasc. 3.1. Romae: Editori di San Tommaso.

Thomas Aquinas (2006) Summae Theologiae. Pars I, a quaestione 1 ad quaestionem 64 (tr. by A. B. Appolonov). Moscow: Izd. Savin S. A. (in Russian).

© Жан-Люк Марион, 2016  © Сергей Ермаков, пер., 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.