Информация о публикации
Жертва и созидание | |
Название на языке публикации: | Жертва и созидание |
Автор: |
Александр Секацкий
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: asekatski@mail.ru
|
Издание: |
С. 22–39.
|
Язык: |
Русский
|
Тип публикации: |
Статья
|
Аннотация
Статья посвящена попытке разрешения одного из важнейших вопросов метафизики и, одновременно, экзистенциального парадокса: каким образом жертва, воплощающая чистую идею негативности, является непременным условием всякого созидания, заслуживающего этого имени?
Краткий антропологический экскурс позволяет утверждать, что первые человеческие святилища — это именно жертвенники, при этом сакральное и жертвенное до сих пор пребывают в нерасторжимой связке. В работе прослеживаются связи жертвенного начала с прочностью обретаемого социального единства, с историческими формами религии и с искусством, а также предпринимается попытка выделить жертвенный дискурс в европейской метафизике, где он зачастую глубоко скрыт или принимает причудливые формы.
В метафизическом ключе исследуется проблема жертвенного кризиса, при этом особое внимание уделяется такому ее аспекту, как угодная и неугодная (отвергнутая) жертва. Оказывается, что многие события истории поддаются интерпретации в логике принятой и отвергнутой, отклоненной жертвы, и хотя результаты такой трактовки являются спекулятивными, они не лишены интереса и философской значимости.
В этом же, жертвенном, контексте рассматривается и возвышение европейского искусства, произошедшее в эпоху Возрождения, — тем самым осуществляемое творческое созидание получает новое объяснение.
В человеческом мире, даже в современную эпоху, встречаются и жертвенность, и самопожертвование: благодаря этому учреждаются узы близости и настоящей дружбы — но право отвергнуть жертву без объяснения причин остается эксклюзивным правом Бога и важнейшим атрибутом божественности. Только любовь обнаруживает иногда столь противоречивые глубины, и поэтому Бог есть Любовь.
Ключевые слова
Жертва, жертвенность, аскеза, история, историческое событие, отверженность, искусство.
Список литературы
Гегель Г. В. Ф. (1992) Феноменология духа. СПб.: Наука (Слово о сущем).
Гегель Г. В. Ф. (2002) Наука логики. СПб.: Наука (Слово о сущем).
Достоевский Ф. М. (1991) «Братья Карамазовы» Ч. 1–3. Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 15 т. Т. 9. Л.: Наука, Ленинградское отделение.
Кожев А. (1998) Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, Прогресс–Традиция (Ecce homo, 3).
Ницше Ф. (1990а) «Так говорил Заратустра. Книга для всех и не для кого». Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль. С. 5–237.
Ницше Ф. (1990б) «К генеалогии морали. Полемическое сочинение». Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль. С. 407–524.
Толстой Л. Н. (1952) «Записная книжка № 4, 1865–1872 гг.». Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 48. Дневники и записные книжки, 1858–1880 гг. М.: Государственное издательство художественной литературы. С. 114–162.
© Александр Секацкий, 2016