Александр Исаков. Бог и Бытие: христианство и философия. Т. 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Бог и Бытие: христианство и философия
Название на языке публикации: Бог и Бытие: христианство и философия
Автор:
Александр Исаков
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 5–21.
Текст статьи исправлен и значительно дополнен. Публикация первого сокращенного варианта текста: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 1. № 1/2. 2012. С. 7–20.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 

Аннотация

Бог и Бытие два равноправных в своем первородстве события авторской мысли, определившие судьбу европейской интеллектуальной традиции. В статье их взаимосвязь рассматривается в трех перспективах возможного исследования: исторической, теологической и философской. С исторической точки зрения, эти два события мысли изначально независимы друг от друга и принадлежат разным культурно-историческим типам — древнееврейскому и древнегреческому, но в христианстве их отношение становится принципиальной герменевтической проблемой. Христианская теология, с одной стороны, пытается модернизировать античное понятие Бытия, включив в него идею свободы Бога (Григорий Богослов) и/или свободы человека (Сёрен Кьеркегор), с другой, христианская мысль, прежде всего протестантская теология, развивает концепцию истины откровения, с его неустранимым мифологическим ядром (Карл Барт, Рудольф Бультман). С точки зрения современной философии в статье подчеркивается значимость анализа данной темы в работах Алена Бадью и Славоя Жижека в контексте концепции сингулярного События-Истины, разрывающего первичную тотальность Бытия, и лакановской теории децентрированного субъекта, позволяющей, по мнению Славоя Жижека, мыслить такой же разрыв в идее Бога. В последнем случае, Бог мыслится как бессознательное измерение субъекта «до бытия», а христианство как субъективация этого измерения в сингулярном Событии-Истине, т. е. в событии Христа. В целом случай Бадью/Жижека весьма показателен для современных философских попыток переприсвоения усилий христианской мысли в условиях очевидного дефицита смысла в культуре. Так же автор делает вывод об актуальности осмысленного диалога современной философии и теологии в общем концептуальном поле.

Ключевые слова

Бог, Бытие, христианство, философия, неоортодоксальная теология, трансцендентное, субъект, событие мысли.

Список литературы 

Бадью А. (1999) Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга (Библиотека современной французской философии).

Барт К. (2005) Послание к Римлянам. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (Современное богословие).

Беньямин В. (2000) Франц Кафка. М.: Ad Marginem (Философия по краям).

Бонхёффер Д. (1994) Сопротивление и покорность. М.: Прогресс.

Боэций (1990) «Против Евтихия и Нестория». Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука (Памятники философской мысли). С. 167–189.

Бультман Р. (2004) «Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия». Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Т. I–II. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) (Книга света). С. 7–41.

Гегель Г. В. Ф. (1959) «Феноменология духа». Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. Т. 4. М.: Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз).

Гренц Ст., Олсон Р. (2011) Богословие и богословы ХХ века. Черкассы: Коллоквиум.

Жижек С. (1999) Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный Журнал.

Жижек С. (2009) Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. М.: Европа.

Жижек С. (2014) Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Кожев А. (2003) Введение в чтение Гегеля. Лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. Подборка и публикация Реймона Кено. СПб.: Наука (Слово о сущем).

Лютер М. (1986) «О рабстве воли». Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука (Памятники философской мысли). С. 290–545.

Робинсон Дж. (1993) Быть честным перед Богом. М.: Высшая школа.

Тейбор Дж. (2007) Династия Иисуса. Действительная история Иисуса, его королевской династии и рождения христианства. М.: АСТ. Хранитель.

Хаутепен А. (2008) Бог. Открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (Современное богословие).

© Александр Исаков, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.